Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Шейкина Е.С. Дело №33-1037/2013АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Кущ Н.Г., Величко М.Б.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Петрова В. И. об оспаривании решения Думы закрытого административно – территориального образования Северск
по апелляционной жалобе Петрова В. И. на решение Северского городского суда Томской области от 11 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., пояснения заявителя Петрова В.И., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Петров В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил возложить обязанность на Думу закрытого административно – территориального образования Северск (далее – Думу ЗАТО Северск) по устранению допущенного нарушения его прав и препятствий к осуществлению его прав путем отмены решения Думы ЗАТО Северск от 01.11.2012 № 31/20 «Об установлении границ территориального общественного самоуправления в /__/»; определить в соответствии с действующим законодательством ответственность Думы ЗАТО Северск за решение, приведшее к нарушению его прав и препятствию к осуществлению его прав; взыскать с Думы ЗАТО Северск убытки, связанные с составлением заявления в суд, в размере /__/ рублей, а также 200 рублей в возврат государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение Думы нарушает его право на участие в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления, осуществляемого в установленных границах, предложенных самим населением, проживающим на данной территории, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Данным решением, по его мнению, созданы препятствия для осуществления в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации права самостоятельного решения им и населением вопросов местного значения на определенной части территории поселения, в границах, предложенных населением, проживающим на данной территории. В соответствии со ст. 2.2 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе ЗАТО Северск Томской области инициативная группа граждан 03.10.2012 письменно обратилась в Думу ЗАТО Северск с предложением установить границы территориального общественного самоуправления согласно прилагаемой к обращению схеме, при этом были строго соблюдены все требования, которые должны учитываться при установлении границ территориального общественного самоуправления, указанные в ст. 2.4 Положения. Несмотря на соблюдение инициативной группой вышеуказанных требований, Дума ЗАТО Северск приняла решение об установлении иных границ территориального общественного самоуправления, а не предложенных населением.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, представивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее заявитель Петров В.И. в ходе предварительного судебного заседания пояснил, что просил закрепить за территориальным общественным самоуправлением территорию, находящуюся в муниципальной собственности и прилегающую к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом /__/. На этой территории находятся газоны, заброшенная детская площадка. Территориальное общественное самоуправление хотело бы на этой территории осуществлять инициативы местного значения – благоустроить ее под свою ответственность, создав детскую и спортивную площадки, заключив соответствующий договор с Администрацией ЗАТО Северск. В настоящее время никаких прав на эту территорию территориального общественного самоуправления не имеет.
Согласно письменных возражений представителя Думы ЗАТО Северск Яценко А.А. оспариваемое решение соответствует требованиям ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 18 Устава ЗАТО Северск, Положению о территориальном общественном самоуправлении в городском округе ЗАТО Северск Томской области. Считал, что право Петрова В.И. как гражданина Российской Федерации на участие в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления не нарушено. Заявитель, являясь членом инициативной группы граждан, проживающих в многоквартирном доме по /__/, реализовал свое право на участие в территориальном общественном самоуправлении, подав в Думу ЗАТО Северск соответствующее обращение от 03.10.2012 и получил необходимое для дальнейшей регистрации территориального общественного самоуправления решение от 01.11.2012 № 31/20. Устав территориального общественного самоуправления «Высотка» был зарегистрирован в Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск, внесен в реестр территориальных общественных самоуправлений. Петров В.И., являясь председателем совета ТОС «/__/», ведет активную переписку с Думой ЗАТО Северск, в том числе и по вопросам нормотворчества, что свидетельствует о реализации его права.
Решением Северского городского суда Томской области от 11 февраля 2013 года на основании ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации, ст.2, ч.1 ст.3, ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.18 Устава Городского округа Закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, пп.2.1-2.4 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе ЗАТО Северск Томской области, утв. решением Думы ЗАТО Северск от 20.04.2006 №12/10, ст.15 Регламента Думы ЗАТО Северск, утвержденной решением Думы ЗАТО Северск от 26.01.2006 №8/1, ст.254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в удовлетворении заявления Петрову В.И. было отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит данное решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований. Оспаривает вывод суда о том, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, служат для обозначения места проживания лиц, желающих самостоятельно решать вопросы местного значения. Указывает, что право на участие в местном самоуправлении гарантированно осуществляется на всей территории Российской Федерации, а не в границах осуществления территориального местного самоуправления. Суд необоснованно не учел, что, несмотря на то, что инициативная группа соблюла все требования Положения о территориальном общественном самоуправлении в ЗАТО Северск, Дума ЗАТО Северск Томской области в нарушение ч.1 ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приняла решение об установлении иных границ ТОС, а не предложенных населением.
Считает, что суд проигнорировал указанный им в заявлении факт нарушения Думой ЗАТО Северск его права на участие в непосредственном осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления. Заинтересованным лицом не доказана законность действий по принятию обжалуемого решения. Полагает, что суд не применил положения статьи 2 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Думы ЗАТО ФИО2 ФИО3, действующий на основании доверенности от 04.02.2013 №01-18/114, просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в суд представителя Думы ЗАТО Северск.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, 03.10.2012 ФИО1, Р., С., проживающие в доме /__/ по /__/, обратились в Думу ЗАТО Северск с заявлением, в котором предложили установить в течение одного месяца решением Думы ЗАТО Северск границы территориального общественного самоуправления «/__/» в соответствии с прилагаемой к обращению схеме.
Решением Думы ЗАТО Северск от 01.11.2012 №31/20 установлены границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в пределах многоквартирного жилого дома по адресу: /__/.
При этом границы территории, установленные решением Думы ЗАТО Северск, не совпали с границами территории, которые были предложены инициативной группой.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на Думу ЗАТО Северск отменить решение от 01.11.2012 №31/20, суд исходил из того, что оспариваемое решение Думы ЗАТО Северск принято в пределах полномочий данного органа местного самоуправления, с соблюдением сроков и порядка принятия решения, оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Вопросы осуществления территориального общественного самоуправления регламентированы ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а на территории ЗАТО Северск Томской области также Уставом городского округа –ЗАТО Северск Томской области и Положением о территориальном общественном самоуправлении в городском округе ЗАТО Северск Томской области, утвержденном решением Думы ЗАТО Северск от 20.04.2006 №12/10 (далее - Положение).
Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан : подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилых дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан (ч.3 ст.27 указанного Федерального закона).
Как следует из ст.18 Устава городского округа – ЗАТО Северск Томской области под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории ЗАТО Северск для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, населенный пункт на территории ЗАТО Северск. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Думой ЗАТО Северск по предложению населения, проживающего на данной территории.
Пунктами 2.1-2.4 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе ЗАТО Северск Томской области установлен порядок определения территориальных границ деятельности ТОС. Согласно данным пунктам Положения границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются решением Думы ЗАТО Северск, инициатива в установлении границ ТОС принадлежит населению, проживающему на территории осуществления ТОС. Инициативная группа граждан в количестве не менее трех человек, имеющих право на участие в ТОС, письменно обращается в Думу ЗАТО Северск с предложением утвердить границы ТОС. Дума ЗАТО Северск обязана в течение одного месяца со дня обращения инициативной группы установить границы ТОС. При установлении границ территории, в пределах которой осуществляется ТОС, должны учитываться административно-территориальное деление ЗАТО Северск, исторические, культурные, социально-экономические условия развития ЗАТО Северск, а также соблюдаться следующие требования: границы осуществления ТОС не могут выходить за границы ЗАТО Северск; на определенной территории не может быть более одного ТОС; территории, закрепленные в установленном действующим законодательством за организациями (индивидуальными предпринимателями), не входят в состав территории, на которой осуществляется ТОС.
Порядок деятельности Думы ЗАТО Северск, являющейся представительным органом ЗАТО Северск, определяется Регламентом Думы ЗАТО Северск. Порядок внесения проектов решений Думы установлен ст.15 Регламента.
Из материалов делу следует, что после поступления 03.10.2012 заявления об установлении границы территориального общественного самоуправления «/__/», Мэром ЗАТО Северск 16.10.2012 направлялось в адрес инициативной группы письмо, в котором предлагалось рассмотреть вопрос о возможности установления границ ТОС «/__/» согласно другой схеме, так как представленные для согласования границы земельного участка отличаются от границ земельного участка, установленных проектом на жилой дом, расположены за пределами красных линий. Вопрос об установлении границ ТОС «/__/» был рассмотрен 24.10.2012 на заседании контрольно-правового комитета Думы ЗАТО Северск с участием заявителя ФИО1, 26.10.2012 на заседании Совета Думы ЗАТО Северск принято решение о включении в проект повестки для очередной тридцать первой сессии Думы указанного вопроса, 01.11.2012 на очередной тридцать первой сессии Думы ЗАТО Северск большинством голосов было принято решение «Об установлении границ территориального общественного самоуправления в /__/».
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий данного органа местного самоуправления, с соблюдением сроков и порядка принятия решения подтверждается материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Дума ЗАТО Северск приняла решение об установлении границ территориального общественного самоуправления «Высотка» с нарушением требований ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», судебная коллегия находит несостоятельным. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность представительного органа устанавливать границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, только в соответствии с предложением населения. Как следует из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, границы территории устанавливаются не произвольно, территориальной основой для определения границ территориального общественного самоуправления является место проживания граждан. Установление границ территориального общественного самоуправления не является основанием для предоставления земельного участка в соответствии с этими границами территориальному общественному самоуправлению и проводится исключительно в целях осуществления территориального общественного самоуправления
Решение Думы ЗАТО Северск от 01.11.2012 №31/20 не противоречит требованиям ч.3 ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах многоквартирного жилого дома.
Несостоятельными находит также судебная коллегия и доводы апеллянта о нарушении обжалуемым решением его прав.
В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Основная задача территориального общественного самоуправления – это самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.
Согласно ч.8 ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Установление границ ТОС «/__/» решением Думы ЗАТО Северск от 01.11.2012 №31/20 в пределах многоквартирного жилого дома /__/ не нарушает прав заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления.
Доводы апеллянта об обратном не являются основанием для отмены решения Северского городского суда Томской области от 11.02.2013, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены верно. Решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают правильные выводы суда, направлены к иному толкованию примененных судом норм права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Северского городского суда Томской области от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: