ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1037/2014 от 15.07.2014 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Алексеева Н.В. № 33-1037/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2014 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

Председательствующего: Игошина В.Е.,

судей: Панова И.М., Анашкиной М.М.,

при секретаре: Шапчиц Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Печорского района Миловидовой О.В. на решение Печорского районного суда Псковской области от 22 апреля 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора Печорского района о признании действий Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» по взиманию денежных средств за посещение Изборской крепости незаконными - отказать».

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения прокурора Морозовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Печорского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» о признании действий по взиманию платы за посещение Изборской крепости незаконными.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в соответствии с прейскурантом цен на услуги, оказываемые музеем-заповедником «Изборск», утвержденным приказом директора музея-заповедника от 30 июня 2013 год № ..., посещение Изборской крепости является платной услугой, стоимостью ... руб. для взрослого и ... руб. для учащихся. Согласно Уставу ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» является некоммерческой организацией, к числу видов деятельности которой отнесены, в том числе, туристическая деятельность, обеспечение туристических заказов, экскурсионная деятельность. Вместе с тем, взимание платы за посещение Изборской крепости не является туристической деятельностью, при посещении крепости не организуется экскурсионное обслуживание, то есть денежные средства взимаются только за вход в крепость. При этом посещение башни «Луковка», находящейся в Изборской крепости, также является платной услугой стоимостью ... руб. для взрослого и ... руб. для учащихся и студентов.

В связи с изложенным, прокурор просил суд признать незаконными действия ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» по взиманию денежных средств за посещение Изборской крепости.

В судебном заседании прокурор Печорского района Миловидова О.В. заявленные требования поддержала, указала, что предоставление платной услуги в виде осмотра и изучения гражданами ансамбля Изборской крепости Устав учреждения не предусматривает.

Представители ответчика - ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 заявленный прокурором иск не признали. Указали, что в состав ансамбля Изборской крепости входят: крепостные стены, 6 башен, тайный лаз, два захаба. На территории крепости имеются указатели, справки с информацией об объектах, организовываются экспозиции и выставки. Входная плата установлена не за вход на площадь, а за публичное представление объекта культурного наследия – ансамбль Изборской крепости по типу экспозиции под открытым небом. Прейскурант цен разработан с учетом стоимости расходов, связанных с содержанием музея-заповедника. Именно за счет взимания входной платы осуществляется в основном содержание музея-заповедника, в противном случае музей будет вынужден отказаться от содержания ансамбля Изборской крепости.

Представитель третьего лица – Государственного комитета Псковской области по культуре ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокуратура Печорского района ставит вопрос об отмене постановленного судом решения как незаконного, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование доводов указано, что согласно Уставу ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» является некоммерческой организацией, к числу основных видов деятельности которой, приносящих доход, отнесены, среди прочих: туристическая и экскурсионная деятельности. Положением о предоставлении платных услуг населению, утвержденным директором учреждения, согласованным с председателем Государственного комитета Псковской области по культуре, также среди прочих платных услуг указаны туристическая и экскурсионная деятельности. Платной услуги в виде осмотра, изучения гражданами памятников истории и культуры (ансамбля Изборской крепости) ни Уставом, ни указанным Положением не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственный комитет Псковской области по культуре и ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», не соглашаясь с изложенными в ней доводами, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное решение.

Согласно Уставу Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», утвержденному приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 07 октября 2011 года № ..., Учреждение является некоммерческой организацией – государственным бюджетным учреждением, учредителем Учреждения и собственником его имущества является субъект Российской Федерации Псковская область.

Целями деятельности Учреждения является сохранение и рациональное использование целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса Изборско-Мальской долины; формирование музейных, библиотечных, архивных фондов; развитие Учреждения как центра традиционной и инновационной культуры, культурно-образовательного, культурно-реакционного, культурно-туристического центра (п. 2.2. Устава).

Предметом деятельности Учреждения является выявление, изучение, популяризация, охрана и использование историко-культурных и природных объектов и комплексов в границах территории Учреждения (п. 2.3.1 Устава); привлечение внебюджетных средств для выполнения Уставных целей Учреждения; хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций; формирование и развитие инфраструктуры туризма (п. 2.3 Устава).

К основным видам деятельности Учреждения в том числе относится: разработка научных концепций, тематико-экспозиционных планов, организация постоянных и временных выставок и экспозиций; популяризация памятников истории, культуры, природы путем проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристических программ, организация массовых мероприятий, в том числе и на коммерческой основе; сохранение природных комплексов, сохранение и поддержание исторической достоверности культурной и природной среды, сохранение исторического ландшафта.

Также к основным видам деятельности, приносящей доход, отнесены: туристическая деятельность, обеспечение туристических заказов, экскурсионная деятельность (п. 2.4.1 Устава).

Пункт 2.6 Устава предусматривает право Учреждения оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, указанным в п. 2.3.1 настоящего Устава (популяризация, охрана и использование историко-культурных и природных объектов и комплексов в границах территории Учреждения), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Таким образом, Устав Учреждения предусматривает право предоставления последним платных услуг в связи с популяризацией, охраной и использованием историко-культурных и природных объектов и комплексов в границах территории Учреждения, а также осуществлением туристической и экскурсионной деятельности.

Как следует из материалов дела, за оказание услуг по комплексному осмотру объектов музея-заповедника ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» взимается плата на основании прейскурантов цен, согласованных с Государственным комитетом Псковской области по культуре.

Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований о признании действий по взиманию денежных средств за посещение Изборской крепости незаконными, суд первой инстанции руководствовался нормами положениями ст.ст. 9.2, 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предоставляющими право некоммерческой организации, к каковой относится ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, если это служит достижению целей, ради которых она создана, и такая деятельность указана в ее учредительных документах, и нормами ст. 26.1, 27, 33 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», согласно которым музей вправе осуществлять деятельность в соответствии со своими учредительными документами, не запрещенную законодательством РФ, соответствующую целям деятельности музеев в РФ, в частности, сохранность объектов культурного наследия, популяризация указанных объектов, экскурсионное обслуживание и предоставление информационных услуг.

Проанализировав указанные нормы и положения Устава, суд пришел к выводу о том, что ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» взимает плату за оказанную услугу по осмотру и изучению гражданами памятников истории и культуры, расположенных на территории Изборской крепости, тем самым осуществляя просветительскую деятельность, популяризацию объекта культурного наследия, что не противоречит действующему законодательству и в полном объеме соответствует целям, отраженным в Уставе Учреждения.

Судебная коллегия полагает, что суд, постановляя решение, правильно определили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора, верно применил нормы действующего законодательства, в связи с этим оснований для вмешательства в законное и обоснованное решение не имеется.

Согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 47 Основ).

В соответствии со ст. 52 Основ цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются
Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 которого к источникам финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия относит, помимо бюджетных средств, внебюджетные поступления.

Согласно ст. 26.1. Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музей-заповедник - музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

В силу ст. 33 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

К целям создания музеев и музеев-заповедников данный Федеральный закон (ст. 27) относит: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; сохранность объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.

В соответствии со ст. 10 Временного положения о Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике "Изборск", утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 12 апреля 1996 года N 110, источниками финансирования деятельности музея-заповедника являются: ассигнования из бюджета Псковской области; доходы от продажи билетов на посещение постоянных экспозиций, от проведения экскурсий; добровольные взносы и дары; иные поступления в соответствии с законодательством Российской федерации.

Поступающие из различных источников средства, в т.ч. доходы музея-заповедника от предусмотренной настоящим Положением деятельности, за исключением средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности, ассигнований на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольных пожертвований, имеющих целевое назначение, включаются в общий доход музея-заповедника и образуют его единый фонд финансовых средств.

Статья 21 Временного положения предоставляет музею-заповеднику для выполнения основных задач право в установленном порядке реализовывать билеты на посещение музея-заповедника; самостоятельно определять порядок реализации печатной и другой продукции, платных услуг и устанавливать на них цены, если иное не определено законодательством Российской Федерации.

Исходя из данных правовых норм, музей-заповедник в соответствии со своими учредительными документами вправе осуществлять приносящую доходы деятельность и предоставлять платные услуги для достижения целей своей деятельности, а именно: для просветительной, научно-исследовательской деятельности, обеспечения сохранности, изучения и популяризации объектов культурного наследия, доступа к ним граждан.

Как следует из материалов дела и объяснений представителей ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, данных в суде апелляционной инстанции, предоставляемые музеем-заповедником платные услуги за осмотр гражданами объектов культурного наследия соответствуют целям его деятельности и используются для сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, просветительной деятельности. Фактическое осуществление данной деятельности подтверждается тем, что в музее-заповеднике на объектах культурного наследия размещены информационные стенды с экскурсионным материалом, позволяющим не только обозреть объекты, но и получить необходимую информацию о них. На территории музея-заповедника проводятся выставки, экспозиции, различные мероприятия. В целях сохранности объектов осуществляются ремонтные работы, реконструкция объектов, мероприятия по их содержанию. Выделяемые из областного бюджета денежные средства на эти цели являются недостаточными. В 2014 году для надлежащей деятельности музей-заповедник должен получить доход от оказываемых услуг порядка ... млн. рублей, что составляет 34 процента от его плановой потребности.

Доводы представителей ответчика и имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие указанные выше обстоятельства, прокурором не опровергнуты, поэтому оснований сомневаться в целевом характере предоставляемых платных услуг у суда не имеется.

Доводы апелляционного представления в части того, что ответчик услуг гражданам при осмотре объектов культурного наследия не предоставляет и Уставом музея-заповедника не предусмотрена деятельность по взиманию платы за осмотр объектов культурного наследия, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права и положений Устава.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.п. г) п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

В результате осуществления музеем-заповедником охранной, просветительной и образовательной деятельности (оформление стендов, выставок, экспозиций), популяризации объектов культурного наследия и обеспечения доступа к ним граждан, последние получают услугу по осмотру и изучению объектов на платной основе, что не противоречит ни нормам действующего законодательства, ни положениям Устава.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.

Руководствуясь изложенным и ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского районного суда Псковской области от 22 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Печорского района Миловидовой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/ В.Е. Игошин

Судьи /подпись/ И.М. Панов

/подпись/ М.М. Анашкина