ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1038/2013 от 05.02.2013 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Панкратова Т.В. № 33- 1038/2013

ФИО1 05 февраля 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Калиниковой О.А., Ефремовой Л.Н.

При секретаре: Ивановой А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ТОС 18 квартала Автозаводского района на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении иска Территориальному общественному самоуправлению 18 квартала Автозаводского района г. Тольятти.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителей ТОС 18 квартал Автозаводского района - ФИО2 – председатель ТОС 18 квартал, ФИО3, ФИО4, по доверенности, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Территориальное общественное самоуправление 18 квартала Автозаводского района г. Тольятти обратилось в суд с заявлением о возложении обязанности на мэрию г.о. Тольятти предоставить ответственное уполномоченное лицо по подготовке, оформлению документов для регистрации Устава ТОС 18 квартала и регистрации Устава ТОС 18 квартала.

В обоснование требований указано, что 23.08.2012 <...> обратилось в мэрию г.о. Тольятти по вопросу оказания содействия в регистрации устава ТОС 18 квартала.

19.09.2012 г. в адрес ТОС 18 был направлен ответ за подписью заместителя мэра- главы администрации Автозаводского района ФИО5 с предложением обратиться в другой орган- администрацию Автозаводского района г. Тольятти.

Представитель ТОС 18 полагал, что этим нарушены права граждан ТОС квартала 18, ограничены их права на осуществление территориального общественного самоуправления. Ответ дан неуполномоченным лицом.

ТОС лишено права зарегистрировать устав, Мэрия г. о. Тольятти не оказывает содействие в регистрации, и не предоставляет для этого уполномоченное лицо, что противоречит п. 95 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.о. Тольятти.

Ссылаясь на изложенное, заявители просили суд возложить на мэрию г.о. Тольятти обязанность предоставить ответственное уполномоченное лицо по подготовке, оформлению документов для регистрации Устава ТОС 18 квартала, и обязать мэрию г.о. Тольятти зарегистрировать Устав ТОС 18 квартала.

Представитель мэрии г.о. Тольятти в судебном заседании не согласился с требованиями, указав, что в регистрирующий орган, уполномоченный проводить регистрацию, не поступало заявление о регистрации ТОС 18 квартала Автозаводского района г.о. Тольятти, решения об отказе в принятии заявления орган местного самоуправления не принимал, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения обязанности на мэрию зарегистрировать устав ТОС. Ответ на обращение гражданина был дан уполномоченным лицом. Требования о представлении ответственного уполномоченного лица по подготовке, оформлению документов для регистрации Устава ТОС 18 квартала не основаны на законе и также не подлежат удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что права заявителя не нарушены, а требования истца о возложении на мэрию г.о. Тольятти обязанности предоставить ответственное уполномоченное лицо по подготовке, оформлению документов для регистрации Устава ТОС 18 квартала не основаны на законе. Заинтересованное лицо должно самостоятельно подготовить и подать все необходимые для регистрации устава ТОС документы в порядке, определяемом Положением.

В апелляционной жалобе представитель ТОС 18 просит отменить решение, как неправильное.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ТОС 18 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель Мэрии г.о. Тольятти не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав доводы представителей ТОС 18, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов гражданского дела усматривается, что 23.08.2012 г. ФИО2 от имени ТОС 18 квартала Автозаводского района г. Тольятти обратилась к мэру г.о. Тольятти с просьбой предоставить уполномоченное лицо для подготовки документов с целью регистрации Устава ТОС 18 квартала Автозаводского района г. Тольятти в органах местного самоуправления.

В адрес ФИО2 заместителем мэра – главой администрации Автозаводского района г. Тольятти направлен ответ, в котором указано, что уполномоченным на осуществление регистрации устава ТОС на территории Автозаводского района является администрация Автозаводского района г.о. Тольятти. Указан адрес и телефон отдела, в котором можно получить методическую и консультационную помощь.

Судом установлено, что Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 21.11.2007 г. № 776 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти (далее Положение), которое определяет полномочия мэрии в сфере организации и управления ТОС, порядок регистрации уставов ТОС и взаимодействие органов местного самоуправления с ТОС.

Положением предусмотрено, что к полномочиям мэрии городского округа в сфере организации и осуществления территориального общественного самоуправления относится регистрация уставов (изменений и (или) дополнений в уставы) территориального общественного самоуправления.

Органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление регистрации устава территориального общественного самоуправления, является мэрия (далее - регистрирующий орган).

Для регистрации устава территориального общественного самоуправления заявитель подает непосредственно в регистрирующий орган заявление о регистрации устава территориального общественного самоуправления (далее - заявление) в письменной форме в двух экземплярах.

В Положении определены требования к заявлению и документы, которые должны быть к нему приложены.

В соответствии с п. 89 Положения в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления регистрирующий орган принимает заявление к рассмотрению либо выдает (направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) заявителю уведомление об отказе в принятии заявления к рассмотрению.

В соответствии с п. 90 регистрирующий орган принимает заявление к рассмотрению, если заявление соответствует требованиям, установленным пунктом 82 настоящего Положения, и к нему приложены все документы, указанные в пункте 83 настоящего Положения.

Заявление и документы, необходимые для регистрации устава ТОС истцом при обращении в Мэрию г.о. Тольятти 23.08.2012 г. не подавались.

Ссылка заявителя на п. 95 Положения обоснованно не принята судом во внимание, так как в соответствии с этим пунктом по результатам проведения экспертизы регистрирующий орган принимает решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления либо решение об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления.

Решение о регистрации   устава территориального общественного самоуправления, об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления принимается мэром городского округа или уполномоченным им лицом.

В соответствии с п. 125 Положения органы местного самоуправления городского округа содействуют осуществлению территориального общественного самоуправления, для чего:

а) рассматривают обращения и предложения собраний (конференций) граждан, органов территориального общественного самоуправления по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления;

б) вправе приглашать на свои заседания, на которых рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления, представителей органов территориального общественного самоуправления;

в) оказывают организационную и методическую помощь собраниям (конференциям) граждан, территориальному общественному самоуправлению (органам территориального общественного самоуправления);

г) вправе заключать договоры с территориальным общественным самоуправлением на осуществление территориальным общественным самоуправлением деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории с использованием средств бюджета городского округа;

д) вправе предоставлять территориальному общественному самоуправлению (органам территориального общественного самоуправления) помещения, средства связи, оборудование и иные технические средства в соответствии с муниципальными правовыми актами;

е) осуществляют контроль за целевым расходованием территориальным общественным самоуправлением (органами территориального общественного самоуправления) выделенных из бюджета городского округа денежных средств, а также за целевым использованием муниципального имущества, переданного указанным субъектам;

ж) взаимодействуют с территориальным общественным самоуправлением (органами территориального общественного самоуправления) при организации и проведении опросов граждан, публичных слушаний;

з) осуществляют взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением (органами территориального общественного самоуправления) в иных, не запрещенных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом городского округа, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами формах.

Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что ни Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, ни иной нормативный правовой акт не предусматривает обязанность мэрии по предоставлению ответственного уполномоченного лица по подготовке, оформлению документов для регистрации устава ТОС  , в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требований.

Доводы заявителя о том, что на их обращение 23.08.2012 г. ответ дан неуполномоченным лицом также не состоятельны, т.к. в соответствии с распоряжением от 28.01.2008 г. № 240-2/р регистрация уставов ТОС проводится в администрациях районов (территориальные органы) мэрии г.о. Тольятти и на заместителей мэра - глав администраций районов возложена обязанность по обеспечению регистраций уставов ТОС, соответственно, заместитель мэра – глава администрации Автозаводского района г. Тольятти направив ответ представителю ТОС 18, действовал в пределах своих полномочий.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд пришел к верному выводу, права заявителя не нарушены, а требования истца о возложении на мэрию г.о. Тольятти обязанности предоставить ответственное уполномоченное лицо по подготовке, оформлению документов для регистрации Устава ТОС 18 квартала, не основаны на законе, т.к. заинтересованное лицо должно самостоятельно подготовить и подать все необходимые для регистрации устава ТОС документы в порядке, определяемом Положением.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Федеральным законом № 59 –ФЗ от 02 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ,от 27.07.2010 N 227-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Пунктом 3 статьи 5 Закона предусмотрено право гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о нарушении Мэрией г.о. Тольятти требований закона № 59 –ФЗ от 02 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ТОС 18 квартала Автозаводского района оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи