Судья Шабунина К. С.
Дело № 33-10402 25.09.2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рубан О.Н.,
судей Мезениной М.В., Васева А.В.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 21 июня 2017 года, которым постановлено :
«Исковые требования администрации Комитета имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района частично удовлетворить.
Признать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №** от 22.12.2015, заключенным между Комитетом имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и ФИО1, расторгнутым.
В остальной части иска отказать.»
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения представителя Комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района ФИО2, ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО3, проверив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Комитет имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №** от 22.12.2015 в размере 96647,08 рублей, в том числе – сумму основного долга 34 093,74 рублей, пени в размере 62 553,34 рублей, а также о расторжении указанного договора.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением, с апелляционной жалобой обратился истец, указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании задолженности по договору. Ссылается на то, что судом не учтены положения п. 4.8 Договора, согласно которым не установление конструкции либо отсутствие рекламной информации не освобождает рекламораспространителя от уплаты по договору. Полагает, что из ФЗ «О рекламе» и Договора не следует безусловная обязанность органа местного самоуправления по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Внесение платы по Договору не связано с выдачей такого разрешения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в суд не явились, представителей не направили, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы ( ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно положениям ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, 6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации Краснокамского муниципального района № ** от 21.10.2015 года «О проведении аукциона (торгов) на право заключения договора на установку рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» 03.12.2015 года был проведен открытый аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции размером 6*3 метра по адресу: **** (позиция в Схеме размещения рекламных конструкций на территории Краснокамского муниципального района - № 3). По результатам аукциона ФИО1 был признан его победителем и получил право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по указанному адресу.
22.12.2015 года между ФИО1 (Рекламораспространитель) и Администрацией Краснокамского муниципального района был заключен Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № **. Дополнительным соглашением к договору от 11.01.2016 года Администрация Краснокамского муниципального района была заменена в качестве стороны по договору на Комитет имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района (далее - Комитет).
Согласно пункту 1.1 Договора Комитет принял на себя обязанность по предоставлению Рекламораспространителю за плату права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по указанному выше адресу.
В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 Договора Комитет принял на себя обязанность предоставить Рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на установленном месте, а также право беспрепятственного доступа к земельному участку, зданию либо иному объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности, либо земельному участку, государственная собственность на который не разграничена, которому присоединена рекламная конструкция, для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе для ее эксплуатации, технического обслуживания и демонтажа.
Согласно пункту 4.1 Договора годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции определен в соответствии с административным регламентом отдела территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций», утвержденного постановлением администрации Краснокамского муниципального района от 27.12.2012 № 2040, и составляет 28 893 рубля.
ФИО1 произведена оплата суммы за участие в аукционе на установку рекламной конструкции и суммы за заключение договора ( л.д. 104).
В соответствии с пунктом 4.4. Договора сумма платежей за первый год вносится Рекламораспространителем в течение 10 дней с даты заключения Договора.
На основании п.5.2. Договора в случае невнесения платы в установленный Договором срок начисляется пени в размере 0,5% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Согласно представленному истцом расчету, пени за просрочку платежа за период с 02.01.2016 г. по 10.03.2017 г. составляет: 62 553,34 руб., всего задолженность на 10.03.2017 г. составляет: 96647,08 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком был заключен договор на разработку проектной документации для размещения рекламной конструкции с ООО «УралСтройГарант». После подготовки проектной документации 16.05.2016 года в адрес Комитета имущественных отношений ответчиком было направлено письменное заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Однако, истец не выдал ответчику разрешения, мотивированный отказ в выдаче разрешения не направил.
Проанализировав установленные обстоятельства дела, с учетом положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований в части признания Договора расторгнутым. Оснований для взыскания задолженности по Договору не нашел.
При этом суд исходил из того, что ответчиком приняты все зависящие от него меры по исполнению договора - осуществлена подготовка проектной документации на установку рекламной конструкции и направлено заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в Комитет имущественных отношений. Вместе с тем, Комитет не исполнил обязанности, предусмотренные положениями ст.19 Закона и пунктами 1.1, 3.1.1, 3.1.2 Договора, не выдал разрешение на установку рекламной конструкции либо мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При отсутствии разрешения ответчик не имел возможности воспользоваться своим правом на установку рекламной конструкции. Учитывая также, что представителем собственника недвижимого имущества, уполномоченным на заключение и расторжение договоров на установку рекламных конструкций, и органом, к компетенции которого относится выдача и аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций, является один и тот же орган- Комитет.
Исходя из положений ст.ст. 401,404 ГК РФ, суд пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение Комитетом обязанностей, вытекающих из полномочий органа местного самоуправления по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, повлекло невозможность воспользоваться своими правами ответчику, что является основанием для уменьшения размера ответственности ответчика на сумму задолженности по договору.
С учетом ст.ст.450,452 ГК РФ, исходя из конклюдентных действий сторон, суд пришел к выводу, что договор от 22.12.2015 является расторгнутым с даты нарушения истцом прав ответчика на выдачу разрешения и невозможностью воспользоваться правами, предоставленными договором.
С учетом фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает возможным в данном конкретном случае согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку невыполнение Комитетом имущественных отношений обязанностей предусмотренных ст.19 Закона и пунктами 1.1, 3.1.1, 3.1.2 Договора объективно препятствовало ответчику в осуществлении приобретенных по договору от 22.12.2015 прав на установку рекламной конструкции.
Доводы апелляционной жалобы истца судебной коллегией отклоняются.
В данном случае заслуживают внимание доводы ответчика о том, что заключенный Договор на установку рекламной конструкции был изначально неисполним по вине Комитета, не обеспечившего предоставление ответчику права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предусмотренного п. 1.1, 3.1.1, 3.1.2 Договора. Вопреки доводам представителя истца, необходимость получения разрешения на установку рекламной конструкции и соответствие её требованиям ГОСТ предусмотрена положениями ст. 19 Закона.
Отсутствие разрешения, а равно установки или эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента влечет административную ответственность ( ст. 14.37 КоАП РФ).
Внесение ответчиком суммы за участие в аукционе и за заключение договора подтверждается материалами дела.
Таким образом, доводы апеллянта сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, были учтены судом при постановлении решения, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитет имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи :