Судья Жибинов С.Н. дело № 33-1042/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 2 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б., с участием прокурора Ховалыг Л.А., при секретаре Дарган Ч.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, ФИО1 о возложении обязанности отменить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, признании проведенных торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительным, признании договора аренды земельного участка ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установила:
заместитель прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнений) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество Республики Тыва), ФИО1, ссылаясь на то, что в ходе проверки выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства при предоставлении в аренду земельного участка ФИО1 Так, распоряжением № от 1 декабря 2015 года утверждена схема расположения земельного участка категории земель - земли населенных пунктов общей площадью ** кв.м., расположенного по адресным ориентирам: **, с разрешенным использованием - под объект торговли, относящегося к зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1). Спорный земельный участок отнесен к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно кадастровому паспорту земельному участку присвоен кадастровый №. Как следует из информации Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, спорный земельный участок расположен в зоне озеленения (Р-3) на основании решения Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 г. №432. Согласно информации ООО «Водоканал» от 13 апреля 2017 года по территории земельного участка с кадастровым номером № проходит магистральный трубопровод холодного водоснабжения, которым осуществляется водоснабжение объекта обороны Российской Федерации «**». Кроме того, согласование размещения указанного земельного участка не проводилось. В нарушение норм федерального и регионального законодательства Минземимуществом Республики Тыва утверждена схема расположения спорного земельного участка, проведены торги в форме открытого аукциона, по результатам которых Минземимуществом Республики Тыва заключен договор аренды земельного участка от 19 ноября 2016 г. №-А с ФИО1, срок аренды земельного участка 5 лет. Согласно договору, земельный участок передан под объект торговли, который не может использоваться ФИО1 по указанному назначению. Просит обязать Минземимущество Республики Тыва отменить распоряжение № от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка», признать недействительными проведенные торги в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресным ориентирам: ** разрешенным использованием - под объект торговли, признать ничтожным договор аренды земельного участка от 19 ноября 2016 г. №-А, заключенный между Минземимуществом Республики Тыва и ФИО1, применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи ФИО1 земельного участка Минземимуществу Республики Тыва по акту приема-передачи.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 апреля 2018 года в качестве третьего лица привлечено ООО «Водоканал».
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июня 2018 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Прокурор, участвовавший в рассмотрении дела в суде первой инстанции, подал апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении требований, мотивируя тем, что издание распоряжения Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва №-з об утверждении схемы расположения земельного участка от 1 декабря 2015 года вынесено ранее проведения публичных слушаний и изменения зоны расположения земельного участка с территориальной зоны Р-3 (зона озеленения) на территориальную зону ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), что исключает возможность предоставления спорного земельного участка в аренду. При предоставлении ФИО1 спорного земельного участка нарушены нормы действующего законодательства.
Выслушав пояснения прокурора Ховалыг Л.А., представителей ФИО1- ФИО2 и ООО «Водоканал» Суван-оола А.О., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых заявлений прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок расположен на территориальной зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), отведен в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Кроме того, суд указал, что доказательств наличия на спорном земельном участке линейного объекта (трубопровод) не представлено.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исходя из существа заявленных требований и фактических обстоятельств дела, определением от 5 сентября 2018 года установила дополнительные юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела. И с учетом исследованных в суде апелляционной инстанции нижеприведенных доказательств находит выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Разрешенное использование земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23 ноября 2015 года ФИО1 обратилась в Минземимущество Республики Тыва с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего выставления на торги.
Распоряжением Минземимущества Республики Тыва №-з от 1 декабря 2015 года утверждена схема расположения земельного участка категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу (адресные ориентиры): **», с разрешенным использованием (назначением) - под объект торговли. В распоряжении указано, что земельный участок принадлежит к зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21 декабря 2015 года № земельный участок с кадастровым номером: №, расположен по адресу: **», относится к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объект торговли, общей площадью ** кв.м., с кадастровой стоимостью ** руб.
Однако из информации Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, спорный земельный участок на момент издания распоряжения №-з от 1 декабря 2015 года относился к зоне озеленения (Р-3). И только постановлением Мэрии г. Кызыла № от 3 февраля 2016 года утвержден и зарегистрирован градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: **», с кадастровым номером №, под объект торговли.
Подп.16 п.1.1 решения Хурала представителей г.Кызыла № 219 от 30 марта 2016 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденные решением Хурала представителем г. Кызыла от 27 ноября 2012 года № 432, согласно которому изменены в карте градостроительного зонирования вид и границы части территориальной зоны Р-3 (зона озеленения) на территориальную зону ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 15 000 кв.м,, расположенного по адресу: ** и автомобильной объездной дорогой М-54.
23 сентября 2016 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынесено распоряжение № 340-р о проведении повторного опубликования извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: **», с кадастровым номером: №.
Согласно протоколу об итогах проведения открытого аукциона от 16 ноября 2016 года на право заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аукционе принял участие единственный участник - ФИО1, в связи с чем аукцион признан не- состоявшимся и в порядке п.20 ст.39.12 Земельного кодекса РФ договор аренды на спорный участок заключен с ФИО1
19 ноября 2016 года между Минземимуществом РТ (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №-А сроком на 5 лет с 19 ноября 2016 года по 19 ноября 2021 года.
Суд не учел, что решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 г. №432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», в соответствии со ст. 1 которого определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а территориальная зона – это зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительных регламент.
Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» являются правовым актом и действуют на всей территории г.Кызыла; обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими и юридическими лицами вне зависимости от организационно-правовых форм, форм собственности и гражданами.
Судебная коллегия принимает во внимание то, что утверждая схему расположения земельного участка Министерство не приняло во внимание, что спорный земельный участок был расположен в зоне озеленения (Р-3), поэтому утверждать схему расположения земельного участка с разрешенным использованием (назначением) под объект торговли, принадлежащего к зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) был не вправе. Только решением Хурала представителей от 30 марта 2016 года №219 зона озеленения изменена на зону делового, общественного и коммерческого назначения. Таким образом, распоряжение Минземимущества Республики Тыва №-з от 1 декабря 2015 года признается судебной коллегией незаконным, а требование прокурора о возложении обязанности на Министерство земельных имущественных отношений Республики Тыва об его отмене является обоснованным.
Согласно сообщению генерального директора ООО «Водоканал» от 1 октября 2018 года, строительство наружных сетей водопровода к объекту «**» было запланировано еще в 2014 году, заявка на получение технических условий от застройщика объекта ОАО «Главное управление обустройства войск» поступило 21 мая 2014 года. Проектно-сметная документация разработана ООО «Авангард» в 2015 году и была согласована с Мэрией г.Кызыла. Строительство водопровода протяженностью 3 850 метров диаметром 300 мм. проводилось с 1 октября 2015 года по 29 августа 2016 года.
Аналогичные пояснения в судебном заседании суда апелляционной инстанции даны представителем ООО «Водоканал» по доверенности Суван-оолом А.О.
Приказом генерального директора ООО «Водоканал» №к от 1 октября 2015 года в связи с началом работ по прокладке наружных сетей водопровода к объекту «**», расположенному по адресу: **, определено лицо, ответственное за своевременное и качественное производство строительно-монтажных работ по объекту, а также иные ответственные лица.
Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений №-р от 7 августа 2017 года «О выдаче разрешения на использование земель/земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута», ООО «Водоканал» разрешено использовать земельный участок в границах согласно приложенной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения кадастровых изысканий линейного объекта холодного водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство сроком на 3 года.
Согласно акту от 29 августа 2016 года, составленному главным инженером ООО «Водоканал» ХАВ, начальником водопроводного участка КВГ, представителем ОАО «Главное управление обустройства войск» (далее – ОАО «ГУОВ» ХЕВ), водопровод холодного водоснабжения от точки подключения (** – **) до объекта «**» протяженностью 3 850 метров закончен строительством.
Из заявки заместителя исполнительного директора ОАО «ГУОВ» директору ООО «Водоканал» изложена просьба выдать технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта капитального строительства «**».
Исходя из вышеизложенного следует, что еще в 2014 году была получена заявка на получение технических условий и проектирования объекта водопровода холодного водоснабжения от точки подключения (** – **) до объекта «**» протяженностью 3 850 метров.
Из письма генерального директора ООО «Водоканал» от 13 апреля 2017 года № следует, что по территории земельного участка с кадастровым № проходит водопровод холодного водоснабжения.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что предварительное согласование предоставления земельного участка является одним из необходимых этапов процедуры предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласование размещения на спорном земельном участке торговой точки с ООО «Водоканал» не проводилось. Доказательств обратного не предоставлено.
Из схемы расположения трубопровода холодного водоснабжения также следует, что на спорном земельном участке с кадастровым номером № проходит водопровод холодного водоснабжения. Факт наличия проложенного водопровода также отражен в схеме, откуда видно, что земельный участок с кадастровым номером № накладывается на строение.
Кроме того, суд второй инстанции обращает внимание на то, что при строительстве объекта торговли на магистральных трубопроводах будет нарушено постановление от 14 марта 2002 года №10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения САНПИН 2.1.4. 1110-02». Так, в соответствии с п. 3.2.1.2. указанного постановления не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода при отсутствии грунтовых вод – не менее 10м. при диаметре водоводов до 1000 мм. и не менее 20 м. при диаметре водоводов более 1000мм.
Данную норму действующего законодательства суд принимая решение не учел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17 июня 2016 года №-р установлено: провести торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность, на которые не разграничена, расположенного на территории **, **», общей площадью 15 000 кв.м. с кадастровым номером №, опубликовать извещение о проведении аукциона на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.torgi.gov.ru, www.mziort mail.ru и в газете «Тувинская правда».
Однако данных о том, что данное извещение о проведении аукциона опубликована на указанных сайтах и в газете «Тувинская правда» не представлено.
23 сентября 2016 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынесено распоряжение №-р о проведении повторного опубликования извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: **1», с кадастровым номером №. Информации об опубликовании извещения о проведении повторного открытого аукциона на право заключения договора аренды на спорный земельный участок не имеется.
Довод представителя ФИО1 – ФИО2 о том, что для строительства трубопровода необходимо разрешение, чего сделано не было, является несостоятельным, поскольку в силу подп. 8 п. 1 ст. 35 Закона Республики Тыва «О градостроительной деятельности в Республике Тыва» выдача разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим законом не требуется в случае сети водоотведения внутренним диаметром менее 300 миллиметров включительно от объектов капитального строительства до мест присоединения к централизованной системе водоотведения.
Размер внутреннего диаметра трубопровода, проходящего на спорном земельном участке, составляет 300 миллиметров, что подтверждается представленными документами, поэтому выдачи разрешения не требовалось.
Представитель ФИО1- ФИО2 пояснила суду, что на спорном земельном участке ничего нет, строительство объекта не начиналось в связи с чем суд считает применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи ответчиком ФИО1 спорного земельного участка Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва по акту приема-передачи.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции об отказе в иске подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июня 2018 года отменить, вынести по делу новое решение следующего содержания:
«Исковое заявление заместителя прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, ФИО1 о возложении обязанности отменить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, признании проведенных торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительным, признании договора аренды земельного участка ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отменить распоряжение №-з от 1 декабря 2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Признать проведенные торги в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресным ориентирам в г. Кызыле с **» с разрешенным использованием (назначением) –под объект торговли недействительными.
Признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-А, заключенный между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и ФИО1, недействительным.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи ФИО1 земельного участка Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва по акту приема-передачи земельного участка».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи