ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1042/2017 от 28.03.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Черепанов А.В. Дело № 33–1042/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Софиной И.М.,

судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 марта 2017 г. гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области к ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», 717 Региональному экологическому центру Центрального военного округа, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду,

по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 декабря 2016 г., которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере <...> руб.

В удовлетворении исковых требований к 717 Региональному экологическому центру Центрального военного округа, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» отказать.

Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области Д.В.Д., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области (далее – Управление Росприроднадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», 717 Региональному экологическому центру Центрального военного округа (отделение № 3) о взыскании через 717 Региональный экологический центр Центрального военного округа, отделение № 3 задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 квартал 2013 г. - 3 квартал 2015 г. в сумме <...> руб.

В ходе судебного рассмотрения истец исковые требования изменил, указывая, что ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в ходе осуществления хозяйственной деятельности осуществляет размещение отходов производства и потребления, в связи с чем производит расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проведенной проверки правильности начисления данной платы за период с 1 квартала 2013 г. по 3 квартал 2015 г. в представленных расчетах были выявлены нарушения порядка их заполнения. По результатам проверки ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» было предложено представить корректирующие расчеты. Поскольку они не были представлены ответчиком, истец самостоятельно произвел корректировку суммы платы и направил в адрес ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» требования об оплате задолженности в размере <...> руб., однако до настоящего времени оплата не произведена. Поскольку с 2013 года функции по оплате за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет 717 Региональный экологический центр Центрального военного округа, отделение № 3, а расчеты платы обязано представлять ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», то соответчиком по заявленным требованиям является 717 Региональный экологический центр Центрального военного округа, отделение № 3.

В окончательном варианте истец просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» через 717 Региональный экологический центр Центрального военного округа (отделение № 3) в пользу Управления Росприроднадзора по Курганской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2013 года - 3 квартал 2015 года в сумме <...> руб.

В судебном заседании представитель истца Управления Росприроднадзора по Курганской области по доверенности Д.В.Д. на удовлетворении иска настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» П.О.Н., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указывая, что ответчик не размещает отходы производства и не занимается деятельностью, которая негативно сказывается на окружающей среде, следовательно, оснований по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду нет.

Представители ответчиков 717 Регионального экологического центра Центрального военного округа, отделение № 3 Челябинское, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», третьего лица Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.

В представленном письменном отзыве ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» указало, что воинские части и учреждения Министерства обороны Российской Федерации не осуществляют размещение отходов, в связи с чем не являются надлежащими ответчиками по данной категории дел. Кроме того, полагал, что заявленные истцом требования не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ответчик указывает, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Из материалов дела не следует, что Военный комиссариат Курганской области занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Деятельность ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» никакого вредного воздействия на окружающую среду не оказывает, поскольку размещением отходов, а равно их складированием ответчик не занимается. При осуществлении ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образуются лишь бытовые и канцелярские отходы, что не подпадает под понятие размещения отходов и соответственно исключает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Указывает, что ссылка суда на письмо Росприроднадзора от 3 июня 2013 г. № ВК-06-01-36/767 «О плате за размещение отходов» не может быть основополагающей при принятии решения, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может лежать в основе вынесенного судом решения.

В представленных возражениях истец полагает решение суда законным и обоснованным.

В заседании судебной коллегии представитель Управления Росприроднадзора по Курганской области по доверенности Д.В.Д. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений, т.е. до 1 октября 2015 г.) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (действующим в период до 16 марта 2017 г.) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 (действующего до 20 августа 2016 г.) были утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пунктам 2, 3 Порядка расчет представляется плательщиками в уполномоченный орган по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 5 Порядка, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Материалы дела свидетельствуют, что образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» отходы в 2013-2015 временно собирались в контейнерах на площадках и в дальнейшем вывозились специализированными организациями на основании заключенных Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов от 6 марта 2013 г. № 202/3А/2013/ДРГЗ с ОАО <...>, от 29 июня 2015 г. № 328/ЭА/2015/ДГЗ/3 с ООО <...> (т. 2 л.д. 43-186).

ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» предоставил в Управление Росприроднадзора по Курганской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2013 г. – 3 квартал 2015 г.

Обращаясь в суд, истец Управление Росприроднадзора по Курганской области указывало, что представленные ответчиком расчеты заполнены с нарушением установленного порядка и плата за негативное воздействие на окружающую среду за период 2013 г. – 3 квартал 2015 г. исчислена ответчиком некорректно, в связи с чем образовалась задолженность по данному виду платежа в размере <...>, которую истец просил взыскать с ответчика.

В соответствии со статьями 3, 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платным является только негативное воздействие на окружающую среду, к одному из видов которого относится размещение отходов производства и потребления.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Во исполнение пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 указанного Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества (отхода) несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из анализа законодательства, действующего в период возникновения спорных правоотношений сторон, следует, что лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

Согласно письму Росприроднадзора от 3 июня 2013 г. № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов» платным является само негативное воздействие на окружающую среду (одним из видов которой является размещение отходов), а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием. То есть обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Согласно представленным документам ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» является учреждением, состоящим на учете в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду (регистрационный номер объекта негативного воздействия 37001004223).

Представленными в материалы дела государственными контрактами, заключенными со специализированными организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов, не предусмотрен переход к ним права собственности на отходы ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», также как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью ответчика. Денежные средства для цели уплаты данных платежей ответчиком специализированным организациям также не передавались.

Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав установленные судом обстоятельства в контексте выше приведённых норм действующего в период возникновения спорных правоотношений законодательства, пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», как собственник отходов, осуществляющий их размещение, а, соответственно, и обязанный производить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Проверив представленные истцом расчеты и признав их арифметически правильными, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца и взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере <...> руб.

Судебная коллегия полагает, что решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм действующего в спорный период законодательства, поэтому основаниями для отмены решения суда не являются.

Предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя. Согласно действовавшему в период спорных правоотношений законодательству указанная обязанность не могла быть прекращена у собственника отходов только в связи с заключением им договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означало автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

То обстоятельство, что на момент обращения истца в суд законодателем изменена редакция статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и данный Федеральный закон дополнен статьей 16.1, согласно которой от платы за негативное воздействие на окружающую среду освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, к которым относится ответчик ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», основанием для отмены решения суда не является, поскольку данные положения введены с 2016 г. и соответственно распространяются на правоотношения, возникшие с указанного времени.

Проверив, в соответствии со статьей327.1 ГПК Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как фактически аналогичны доводам, приведенным им в ходе судебного разбирательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 328 – 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 14 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: