Судья Гурджиева М.Л. Гр. дело № 33-10431/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей: Хаировой А.Х., Евдокименко А.А.,
при секретаре Булановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о признании незаконным решения комиссии по социальным гарантиям администрации муниципального района Похвистневский Самарской области от 13 апреля 2017 года об отложении назначения пенсии за выслугу лет, л признании за ним права на назначение пенсии за выслугу лет,
с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 15 июня 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о признании незаконным решение комиссии по социальным гарантиям Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области от 13 апреля 2017 года об отложении назначения пенсии за выслугу лет., признании за ФИО1 право на пенсию за выслугу по основаниям: пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 № 96 - ГД «О муниципальной службе в Самарской области», пункта 7 части 1 статьи 1 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района Похвистневский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области от 20 февраля 2017 года № 120 и назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, с даты подачи заявления, т.е. с 17 февраля 2017 года отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, возражения представителя Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по доверенности ФИО2 на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года замещал должность муниципальной службы - <данные изъяты> в Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, общий муниципальный стаж истца составляет более 25 лет. 16 февраля 2017 года истец по собственному желанию расторгнул трудовой договор. Непосредственно перед увольнением стаж работы истца на муниципальной службе составил более 15 лет. 16 февраля 2017 года истец подал заявление в комиссию по социальным гарантиям администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о назначении ему пенсии за выслугу лет. 20 февраля 2017 года решением Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области № 120 было принято Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района Похвистневский Самарской области, пунктом 2 Положения предусмотрено, что данный нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года. После подачи истцом заявления в комиссию по социальным гарантиям Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, комиссией были подготовлены расчеты о размере пенсии за выслугу лет, было определено, что пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы и денежного содержания, составляет <данные изъяты> рублей 47 копеек ежемесячно. 13 апреля 2017 г. состоялось заседание комиссии по социальным гарантиям, решение которой отложено назначение пенсии истцу за выслугу лет по достижении пенсионного возраста 60 лет, при условии повторного обращения за назначением пенсии. Истец считает, что данное решение противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству Самарской области о муниципальной службе и нормативным правовым актам органов местного самоуправления муниципального района Похвистневский Самарской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение комиссии по социальным гарантиям администрации муниципального района Похвистневский Самарской области от 13 апреля 2017 г. об отложении назначения пенсии за выслугу лет, признать за ним право на пенсию за выслугу по основаниям: п. 7 части 1 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 № 96 - ГД «О муниципальной службе в Самарской области», п. 7 части 1 статьи 1 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района Похвистневский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области от 20 февраля 2017 года № 120 и обязать Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области назначить ему пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему, с даты подачи заявления, то есть, с 17 февраля 2017 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, просит рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика – ФИО2 (по доверенности) просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным, указывая, что обратиться за назначением пенсии за выслугу лет ФИО1 может только после назначения страховой пенсии по старости или по инвалидности.
Разрешив в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся в судебное заседание судебной коллегии истца, и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительства Самарской области, Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в силу положений ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
На основании ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в том числе по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33, Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Статья 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" 03.05.2011 г. была дополнена пунктом 1.1, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего), до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в редакции от 21.07.2014 г., пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД) пенсия за выслугу лет устанавливается муниципальным служащим, замещавшим на 22 апреля 1997 года и позднее должности муниципальной службы в Самарской области, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при условии увольнения с муниципальной службы в Самарской области по основанию – расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), если непосредственно перед увольнением лицо замещало должности муниципальной службы не менее 7 лет.
Лица, уволенные с муниципальной службы в Самарской области по основаниям, предусмотренным пунктами со 2 по 8 части 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы в Самарской области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (часть 2 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД).
Пенсия за выслугу лет по основаниям увольнения, указанным в пунктах 6 и 7 части 1 настоящей статьи, назначается лицам, уволенным с муниципальной службы после 31 декабря 2016 года ( часть 4 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД).
Аналогичные положения содержатся в Положении о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района Похвистневский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской области от 20.02.2017 года № 120.
В соответствии со статьей 12 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД, органы местного самоуправления имеют право устанавливать пенсию за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 14 Закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД, пенсия за выслугу лет устанавливается к пенсиям, назначенным в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях": по старости и при условии достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона; по инвалидности (пункт 1); в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (со снижением общеустановленного пенсионного возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона) (пункт 2).
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещал должность муниципальной службы - <данные изъяты> в Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, общий муниципальный стаж составляет более 25 лет, уволился по собственному желанию 16.02.2017 года.
16 февраля 2017 года истцом было подано заявление в комиссию по социальным гарантиям Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области».
13 апреля 2017 г. состоялось заседание комиссии по социальным гарантиям при Администрации муниципального района Похвистневский, на котором было принято решение об отложении назначения ежемесячной пенсии за выслугу лет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении им пенсионного возраста 60 лет, при повторном письменном обращении в комиссию по социальным гарантиям при Администрации муниципального района Похвистневский.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, обоснованно исходил из того, что у истца не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием на дату увольнения с занимаемой должности права на получение страховой пенсии.
Из материалов дела усматривается, что на момент рассмотрения дела ФИО1 не достиг установленного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
В соответствии со справкой ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Похвистнево и Похвистневском районе Самарской области истец ФИО1 не является получателем пенсий и иных социальных выплат.
Сведений о назначении истцу пенсии по инвалидности материалы дела также не содержат.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства.
Как указывает Конституционный Суд РФ в Определении от 23.04.2015 года № 793-О, предоставляя федеральным государственным гражданским служащим право на пенсию за выслугу лет, законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определил ее как ежемесячную государственную денежную выплату, устанавливаемую в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абзац второй статьи 2), и предусмотрел, что, по общему правилу, она назначается при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по ряду оснований, закрепленных в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).
В соответствии с позицией Конституционного суда, такое правовое регулирование, как введение п. 1.1 к названному закону, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего, направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.
При этом закрепленное в п. 2 ст. 7 Закона правило в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Как указывает Конституционный Суд РФ в Определении от 27 октября 2015 г. № 2391-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в статье 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определил условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, предусмотрев, что пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается дополнительно к страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности).
Такое правовое регулирование в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Разрешение же поставленного заявителем вопроса о назначении федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет до назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) требует внесения изменений в действующее правовое регулирование и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что со стороны ответчика отсутствуют нарушения прав истца, в связи с чем требования ФИО1 о признании незаконным решения комиссии по социальным гарантиям администрации муниципального района Похвистневский Самарской области от 13 апреля 2017 года, о признании за ним права на назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, с даты подачи заявления - с 17 февраля 2017 года, обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, сводятся к изложению субъективной позиции истца и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения суда быть не могут.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
.