Судья Галата С.В.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-10439/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Васильевой И.Л., Тыняного В.А.,
при секретаре Андреевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании решения незаконным, о назначении трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска ФИО1 указала, что она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 430 от 16 мая 2018 года ей отказано в назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием документа о подтверждении постоянного жительства на территории Российской Федерации или документа о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Ранее она проживала на территории Украины, Донецкой области г. Макеевка. В связи с военными действиями и неблагоприятной обстановкой в Донецкой области она была вынуждена с семьей выехать с территории Украины по программе оказания содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом. Ей было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, что подтверждается свидетельством от 4 августа 2015 года. На основании решения УФМС России по Иркутской области № Номер изъят от 25 апреля 2016 года она приняла гражданство Российской Федерации и была документирована паспортом гражданина Российской Федерации.
С решением ответчика она не согласна. Полагает, что отсутствие у нее регистрации по постоянному месту жительства, и наличие лишь временной регистрации не может ограничивать ее права на получение пенсии по старости.
ФИО1 просила суд признать за ней право на получение пенсии по старости; признать незаконным решение УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 430 от 16 мая 2018 года об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с 1 февраля 2018 года.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
За ФИО1 признано право на получение пенсии по старости.
Признано незаконным решение УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 430 от 16 мая 2018 года об отказе в установлении пенсии ФИО1
На УПФР в Свердловском районе г. Иркутска возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости с 9 февраля 2018 года.
В удовлетворении требований о назначении пенсии с даты подачи заявления в УПФР в Свердловском районе г. Иркутска, с 1 февраля 2018 года отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в Свердловском районе г. Иркутска ФИО2, действующая на основании прав по должности, просит решение суда отменить. В обоснование доводов к отмене решения указано на неправильное применение судом норм материального права.
Граждане Российской Федерации, переселившиеся на место жительства на территорию Российской Федерации с территории Украины, могут реализовать право на назначение пенсии по нормам Соглашения от 13 марта 1992 года – при документальном подтверждении постоянного жительства на территории Российской Федерации. Место жительства граждан Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность, с отметкой о регистрации по месту жительства, временным удостоверением личности гражданина Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, могут реализовать право на пенсионное обеспечение по нормам законодательства Российской Федерации при условии подтверждения регистрации по месту пребывания по новому месту жительства и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
В установленные законом сроки, документа о подтверждении постоянного жительства на территории Российской Федерации, или документа о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, ФИО1 не представлено.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Губаревич И.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Украина, откуда прибыла ФИО1, является государством – участником указанного Соглашения.
Согласно абз. 3 п. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» граждане Российской Федерации имеют право на страховую пенсию независимо от места жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Абзацем 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, Дата изъята , являлась гражданкой Украины и участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
Из справки от 6 июня 2016 года № 11/22/17 следует, что ФИО1, Дата изъята , приняла гражданство Российской Федерации на основании решения УФМС России по Иркутской области Номер изъят от 25 апреля 2016 года в соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». На основании этого, она документирована паспортом гражданина Российской Федерации (данные изъяты).
1 февраля 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
При подаче заявления о назначении пенсии истец предоставила свидетельство о регистрации по месту пребывания № 5099, из которого следует, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес изъят>, на срок с 13 августа 2016 года по 13 августа 2019 года.
Проживание и регистрация истца по указанному адресу, подтверждается договором найма жилого помещения от 22 июня 2016 года, на срок до 13 августа 2019 года, адресной справкой ГУ МВД России по Иркутской области Управления по вопросам миграции отдела адресно-справочной работы.
Решением ответчика № 430 от 16 мая 2018 года ФИО3 отказано в назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Дата регистрации истца в системе персонифицированного учета – 20 мая 2015 года.
Отклоняя довод представителя ответчика о том, что для назначения пенсии в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация по мест жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что ФИО4 при подаче заявления о назначении пенсии были представлены документы, подтверждающие место пребывания на территории Российской Федерации.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истца в части признания за ней права на получение пенсии по старости, признании незаконным решения УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 430 от 16 мая 2018 года об отказе в установлении пенсии, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами международного права и нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела письменным доказательствам.
Установив, что истец имеет необходимый страховой стаж для назначения пенсии, достигла 9 февраля 2018 года достигла возраста 55 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о назначении ФИО1 пенсии по старости с 9 февраля 2018 года.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда обоснованным.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что ФИО1 не представлен документ о подтверждении постоянного жительства на территории Российской Федерации, или документ о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
Исключение предусмотрено для лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами. Пенсия им назначается при наличии документов, подтверждающих указанный статус и регистрации по месту пребывания.
Гражданам Российской Федерации, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, не имеющим подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации, может быть назначена пенсия по нормам российского законодательства (без применения Соглашения от 13 марта 1992 года) по месту их пребывания или месту фактического проживания на территории Российской Федерации при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2014 года № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке», которым утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.
Исключение предусмотрено для лиц, из числа граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших место постоянного проживания на Украине (г. Донецк, Донецкую область и г. Луганск, Луганскую область), не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и документа о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, пенсия которым может быть назначена без применения норм Соглашения, при условии регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, подтверждаемом соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельством о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданным органами регистрационного учета Российской Федерации.
Из представленных в материалы документов следует, что ФИО1 являлась гражданской Украины, проживала в <...>. В связи с военными действиями и неблагоприятной обстановкой в Донецкой области в 2015 году вынуждена была с семьей выехать с территории Украины по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий | И.И. Губаревич |
Судьи | И.Л. В. Тыняный |