Судья – Елисеева Т.Г. дело № 33-10463/2022
УИД: 34RS0017-01-2022-000163-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2022 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Старковой Е.М.,
судей: Олейниковой В.В., Петровой Т.П.
при секретаре Лопашовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-453/2022 по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области,
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 07 июля 2022 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях удовлетворить.
Возложить на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации Новогригорьевского сельского поселения в сети «Интернет».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Старковой Е.М., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В ходе проверки установлено, что в собственности Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области имеются объекты, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения: объекты, предназначенные для освещения территорий сельских поселений, автомобильные дороги. В нарушение действующего законодательства администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района не утвержден соответствующий перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» названный перечень не размещен.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района законодательства о концессионных соглашениях, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере концессионных соглашений, круг которых не определен.
На основании изложенного, истец просил суд возложить на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации Новогригорьевского сельского поселения в сети «Интернет».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, с вынесенным решением не согласен, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения суда, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда в части установления месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить утверждение перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», изменить, а именно: возложить обязанность по обеспечению утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 31 декабря 2022 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Иловлинского района Волгоградской области против доводов апелляционной жалобы ответчика возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца прокурора Скуратову И.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность, в том числе органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями указанного закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий; объекты социального обслуживания граждан.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 01 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что в собственности Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области имеются объекты, в отношении которых такие соглашения могут быть заключены: объекты, предназначенные для освещения территории сельских поселений, автомобильные дороги.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области соответствующий перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений не утвержден, на официальном сайте муниципального образования в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.
По факту выявленных нарушений прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области 19 мая 2022 года вынесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
Как следует из ответа администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 16 июня 2022 года, администрация с требованиями прокуратуры согласна. В целях устранения выявленных нарушений законодательства «Об устранении нарушений законодательства в концессионных соглашениях» указанный перечень будет принят.
До настоящего времени нарушения администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области не устранены.
Разрешая заявленные исковые требования, установив, что ответчиком не исполнены требования Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований и возложении на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации Новогригорьевского сельского поселения в сети «Интернет».
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку судебный акт обжалуется ответчиком администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в части установления срока исполнения возложенной на ответчика обязанности, то решение подлежит проверке лишь в обжалуемой части.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации Новогригорьевского сельского поселения в сети «Интернет» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права и установленных обстоятельствах по делу.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Из оспариваемого судебного акта усматривается, что суд возложил на апеллянта обязанность, установив срок ее исполнения один месяц со дня вступления в законную силу. Данный срок установлен исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчик был обязан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный срок является разумным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости увеличения срока исполнения решения суда, ввиду отсутствия денежных средств в бюджете основанием к изменению судебного акта служить не могут, поскольку отсутствие денежных средств не является объективной причиной, подтверждающей необходимость установления более длительного срока исполнения обязанности, чем тот, который был определен судом первой инстанции.
Кроме того, при возникновении обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Иных доводов к отмене судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: