ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10479 от 06.11.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Чечиль Т.Г. Дело № 33-10479

А- 23 ††††††††††††††††††††††††††††††††††††?††††††††††††††††††††††††††††††††††††

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 ноября 2013 года г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Головиной Л.Н.,

судей: Геринг О.И., Охременко О.В.,

с участием прокурора: Гайдук О.В.,

при секретаре: Н.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,

дело по иску прокурора Кежемского района в интересах муниципального образования Кежемский район, неопределенного круга лиц к Кодинскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района о взыскании суммы,

по апелляционному представлению помощника прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В.,

на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 15 августа 2013г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кежемского района Красноярского края удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Кодинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. всего 1 027 794 (один миллион двадцать семь тысяч семьсот девяносто четыре) рубля 31 копейку, через Федеральное казначейство, а именно:

-    в доход Федерального бюджета - 20% - 205 558 (двести пять тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей 86 копеек,

в доход бюджета субъекта РФ - Красноярского края - 40% - 411 117 (четыреста одиннадцать тысяч сто семнадцать) рублей 72 копейки,

в доход бюджета муниципального образования - Кежемский район - 40% - 411 117 (четыре одиннадцать тысяч сто семнадцать) рублей 72 копейки.

Взыскать с Кодинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района госпошлину в бюджет муниципального образования Кежемского района в сумме 13 338 (тринадцать тысяч триста тридцать восемь) рублей 97 копеек».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Кежемского района обратился в суд с иском в интересах муниципального образования Кежемский район, неопределенного круга лиц к Кодинскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района о взыскании суммы основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г., за 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. Требования мотивированы тем, что по состоянию на 17.06.2013г. у КМУП ЖКХ имеется задолженность в размере 1 027 794,31 руб. за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. за негативное воздействие на окружающую среду. Указанная задолженность ответчиком в добровольном порядке в бюджет не внесена. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает требования ст.ст. 11, 23 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., ст.ст. 3, 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632. В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ сборы зачисляются в доходную часть бюджетов: Федерального – 20%, субъекта РФ и местный - по 40%. Учитывая, что плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, уклонение от уплаты указанных платежей нарушает право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении помощник прокурора Кежемского района Гуселетова Н.В. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, полагает, что судом нарушены и неверно применены нормы материального и процессуального права, считает, что сумма основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду должна быть взыскана в бюджет муниципального образования Кежемский район, а не по уровням бюджета.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Гайдук О.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю ФИО1, возражавшей против доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на возмещение вреда окружающей среде. Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст.ст.3, 14, 16 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде, в том числе установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среду.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия. На основании пункта 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» указанной службе переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, дав надлежащую процессуальную оценку представленным прокурором доказательствам, позиции представителя ответчика в судебном заседании, признавшей исковые требования прокурора в полном объеме, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о взыскании с ответчика задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. в размере 1 027 794 руб. 31 коп. через Федеральное казначейство.При этом судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района расположен на территории муниципального образования Кежемский район Красноярского края и является природопользователем. В результате осуществляемой ответчиком производственной деятельности образуются отходы производства и потребления, а также происходит выброс в атмосферу вредных веществ. Все они оказывают вредное воздействие на окружающую природную средуОтветчик Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г. и каждый квартал 2012г. и представил расчет такой платы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, однако в установленные законом сроки - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом), уплату их не произвел. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правильности расчета размера задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду в рамках рассматриваемого спора за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. в размере 1 027 794 руб. 31 коп., произведенного ответчиком в установленном законом порядке и проверенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю. Такой расчет судом первой инстанции обоснованно признан достоверным. При этом суд учел, что исковые требования прокурора представителем ответчика были признаны в полном объеме, расчет и размер задолженности не оспаривался и не оспаривается в настоящее время. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части распределения подлежащей взысканию с ответчика суммы задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду в рамках рассматриваемого спора за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. в размере 1.027.794 руб. 31 коп. по уровням бюджета, а именно о взыскании с ответчика указанной суммы задолженности в следующем порядке: в доход Федерального бюджета - 20%, то есть 205.558 руб. 86 коп., в доход бюджета субъекта РФ - Красноярского края - 40%, то есть 411.117 руб. 72 коп. и в доход бюджета муниципального образования - Кежемский район - 40%, то есть 411.117 руб. 72 коп. по следующим основаниям. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования, на территории которого находится хозяйствующий субъект, являющийся источником воздействия на окружающую среду.В соответствии со ст.ст.51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета и зачисляется в доходную часть Федерального бюджета в размере 20 % от суммы платежа, и в размерах по 40% от суммы платежа в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета соответственно. Как следует из материалов дела, размер общей суммы задолженности ответчика по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. составил 2.903.749 руб. 36 коп. Решением Кежемского районного суда Красноярского края от 12 апреля 2013г., вступившим в законную силу, были удовлетворены требования прокурора Кежемского района и с Кодинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района взыскана часть суммы основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. в федеральный бюджет в размере 580.749 руб. 86 коп, а именно 20 % от суммы основного долга, в бюджет Красноярского края в размере 1.161.499 руб. 75 коп. – 40 % от суммы основного долга. В удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика оставшихся 40 % суммы основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период времени в доход бюджета муниципального образования – город Кодинск было отказано, поскольку в мотивировочной части иска прокурор указал иное муниципальное образование, а именно город Красноярск. При обращении в суд с настоящим исковым заявлением прокурор ставил вопрос о взыскании с ответчика задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду в доход бюджета муниципального образования - Кежемский район Красноярского края не за какой-либо иной период, а за тот же период - 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г., в оставшемся размере от общей суммы задолженности, а именно в размере 40 %, что и составляет 1.027.794 руб. 31 коп. При указанных обстоятельствах, учитывая, что в рамках настоящего спора прокурором были заявлены требования о взыскании с ответчика оставшейся после взыскания в федеральный бюджет 20% суммы основного долга и бюджет Красноярского края 40 % суммы задолженности за тот же период времени, а именно, за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г., что составило 1.027.794 руб. 31 коп., оснований для повторного распределения ее по уровням бюджета у суда первой инстанции не имелось, и при установлении данной задолженности и удовлетворении требований прокурора указанная сумма подлежала взысканию только в доход бюджета муниципального образования - Кежемский район Красноярского края, как оставшиеся 40 % от суммы основного долга за один и тот же спорный период, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, решение суда в этой части подлежит изменению.На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А :Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 15 августа 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:Взыскать с Кодинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011г., 1, 2, 3, 4 квартал 2012г. в размере 1.027.794 (один миллион двадцать семь тысяч семьсот девяносто четыре) рубля 31 копейку через Федеральное казначейство в доход бюджета муниципального образования - Кежемский район Красноярского края.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: