ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10486 от 30.10.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья - Алексеев А.А.

Дело№ 33-10486

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Валуевой Л.Б. и судей Петуховой Е.В., Хасановой B.C. при секретаре Семченко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 30 октября 2013 г. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2013 года, которым постановлено:

удовлетворить исковые требования ФИО1 к Войсковой части ** и Военному комиссариату Пермского края:

обязать Войсковую часть ** включить ФИО1 в списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденном Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»;

обязать Войсковую часть ** в 10-дневный срок направить списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563, в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;

обязать военный комиссариат Пермского края после получения уведомления произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с 1 августа 2005 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения истца ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском о понуждении Войсковой части ** включить его в списки военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ», понуждении Войсковой части ** направить в течение 10 дней со дня вступлении решения в законную силу список военнослужащих для перерасчета пенсии, начиная с 1 августа 2005 года, понуждении Военного комиссариата Пермского края произвести перерасчет назначенной ему (ФИО1) пенсии с 1 августа 2005 года.

В обоснование требований истец указал, что приказом ГК ВВС от 18 мая 1988 года был уволен в запас с действительной военной службы из рядов Вооруженных сил СССР по возрасту.

В период прохождения службы занимал пост начальника сборочной бригады -начальника спецслужбы.

В его должностные обязанности входило хранение, техническое обслуживание, транспортировка и подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы и радиоактивные вещества.

На сегодняшний день, он получает пенсию на общих основаниях.

23 августа 2000 года Президентом РФ издан указ № 1563, которым увеличен размер должностного оклада и оклада по войсковой должности для лиц, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне.

С момента издания Указа все лица, осуществляющие деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ, войсковых частях и организациях, а также лица, уволенные в запас, получили право на соответствующее увеличение, как довольствия, так и пенсии.

С 1 августа 2005 года вступил в законную силу Указ Президента РФ «О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ». Следовательно, с 1 августа 2005 года он (ФИО1) имел право на перерасчет пенсии.

Истец в судебном заседании на иске настаивал.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещались.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Военный комиссариат Пермского края.

В апелляционной жалобе Военного комиссариата Пермского края приведены следующие доводы:

Суд необоснованно обязал войсковую часть ** включить ФИО1 в списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», поскольку согласно вышеприведенного Указа Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563 обязанность утверждать перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, возлагается на Правительство РФ, а Постановлением Правительства РФ № 548-38 от 1 сентября 2005 года право утверждать Перечень воинских должностей, дающих право на выплату социальной поддержки, предоставлено Министру обороны РФ при соблюдении определенных условий.

Выражает несогласие с выводом суда о возложении на Войсковую часть ** обязанности в 10-дневный срок направить списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 года № 1563, в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с пунктом 39 ст. 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих возложено на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, а не на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявитель считает, что решение суда противоречит действующему законодательству и вытекающей из него системе перерасчета пенсии, поскольку согласно сложившейся практики военный комиссариат Пермского края в праве произвести перерасчет пенсии только по письменному указанию Центра (финансирования специальных программ г.Москва) с приложением списка военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 949, и после получения уведомления из войсковой части ** военный комиссариат Пермского края не может произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с 1 августа 2005 года.

В суде апелляционной инстанции истец возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика.

Представители ответчиков - Военного комиссариата Пермского края, Войсковой части ** в суд апелляционной инстанции не явились.

От Военного комиссариата Пермского края в суд апелляционной инстанции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Военного комиссариата.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы заявителя по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.

При этом, судебная коллегия, рассматривает только апелляционную жалобу Военного комиссариата Пермского края, учитывая, что апелляционное производство по апелляционной жалобе Войсковой части ** возбуждено ошибочно ввиду того, что определением Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2013 года апелляционная жалоба Войсковой части ** возвращена заявителю.

В силу п. а ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с п. а ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" утвержден перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее именуется - перечень).

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется дополнительное обеспечение) при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем. Действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) распространяется также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.

Подпунктами г, д п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 Правительству Российской Федерации поручено установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; утвердить в 2-месячный срок перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

В перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки включена деятельность по хранению, техническому обслуживанию, транспортировке, подготовке к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждению и ликвидации аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.

В силу подп. в п. 3 Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", дополнительное обеспечение при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, устанавливается также гражданам, вышедшим на трудовую пенсию по старости на общих основаниях или по инвалидности.

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", дополнительное обеспечение устанавливается при выходе на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, включенных в перечень организаций и воинских частей, а также военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, где осуществляются виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее соответственно -организации ядерного оружейного комплекса, военные представительства), следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, указанных в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N1563.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64 утвержден Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 548-38 определен Перечень расформированных воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.

При разрешении спора судом было установлено и следует из материалов дела, что с 12 августа 1960 года ФИО1 проходил военную службу в Советской Армии.

Приказом от 14 октября 1986 года истец назначен Начальником сборочной бригады - начальником спецслужбы в войсковую часть **.

Приказом от 18 мая 1988 года ФИО1 уволен с действительной военной службы в запас по п. А ст. 59, по возрасту.

С 9 августа 1988 года исключен из списков личного состава войсковой части ** (копия послужного списка л.д. 5-7).

Согласно письму войсковой части ** от 20 декабря 2007 г. перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 года№ 857-64.

Войсковая часть ** в указанный перечень не входит (копия письма - л.д. 9).

Согласно письму Министерства обороны РФ от 19 июля 2012 года, в настоящее время в Министерстве обороны РФ завершается подготовка проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 548-38...» в части дополнения Перечня. Войсковая часть 23324 в проект включена. Вопрос о включении ФИО1 в список лиц, уволенных с военной службы, участвовавших в одном из видов деятельности, определенных Указом Президента РФ, будет рассмотрен войсковой частью ** после выхода вышеуказанного Постановления Правительства РФ (копия письма - л.д. 8).

Аналогичные разъяснения даны истцу в письме Генерального штаба ВС РФ от 16 октября 2012 года (копия письма - л.д. 11).

Удовлетворяя требования истца, суд на основании анализа вышеприведенных правовых норм, обоснованно сделал вывод о том, что право на получение указанного вида социальной поддержки возникает при наличии двух условий: соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; вхождение организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности.

Из искового заявления ФИО1 следовало и не оспаривалось сторонами, что при прохождении службы в войсковой части ** в должности начальника сборочной бригады - начальника спецотдела, в должностные обязанности ФИО1 входило хранение, техническое обслуживание, транспортировка и подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы и радиоактивные вещества. Доказательств обратного ответчиками на день рассмотрения дела суду не представлено.

На основании указанного, суд пришел к правильному выводу, что ФИО1 при прохождении военной службы в войсковой части ** осуществлялась деятельность, предусмотренная Перечнем видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563.

Из письма Управления Президента РФ от 15 августа 2012 года (л.д. 10) следовало, что войсковая часть ** в Перечень не вошла по причине отсутствия единого перечня всех воинских частей ВС СССР, в которых эксплуатировались ядерные боеприпасы, а предложение по включению войсковой части ** в Перечень при подготовки проекта Постановления Правительства РФ об утверждении перечня расформированных воинских частей ВС РФ, в которых осуществлялись виды деятельности, определенные Указом Президента РФ не представлено. В связи с чем, Министерством обороны РФ в инициативном порядке разрабатывается проект Постановления Правительства РФ, предполагающий внесение изменений в Перечень, в который войсковая часть ** включена.

Вместе с тем, суд обоснованно посчитал, что не включение расформированной войсковой части ** в Перечень расформированных воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, не может являться достаточным основанием для отказа в признании права истца на получение дополнительных мер социальной поддержки и перерасчет пенсии.

Доводы ответчика о том, что суд необоснованно обязал войсковую часть ** включить ФИО1 в списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», поскольку обязанность утверждать перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, возлагается на Правительство РФ, а право утверждать Перечень воинских должностей, дающих право на выплату социальной поддержки, предоставлено Министру обороны РФ, фактически сводятся к выражению несогласия с выводами суда, положенными в основу решения, иной правовой оценке норм действующего законодательства, подлежащих применению при разрешении спора, поэтому судебная коллегия не может принять их во внимание.

В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводом суда о возложении на Войсковую часть ** обязанности в 10-дневный срок направить списки военнослужащих, участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 года № 1563, в территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с пунктом 39 ст. 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих возложено на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, а не на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Этот довод апелляционной жалобы на правильность выводов суда о необходимости удовлетворения требований истца не влияет, поскольку из мотивировочной части решения суда следует, что суд, сославшись на п. 44 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", п. 2 Указа Президента РФ от 07.12.2012 N1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", сделал правильный вывод о том, что обязанность по пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, включая дополнительные социальные гарантии и перерасчет пенсии, возложена на Военные комиссариаты субъектов РФ, которым в рассматриваемом случае является Военный комиссариат Пермского края. Кроме того, из обжалуемого решения суда следует, что обязанность по производству перерасчета назначенной ФИО1 пенсии с 1 августа 2005 года возложена именно на Военный комиссариат Пермского края, а не на соответствующее подразделение Пенсионного Фонда РФ.

Заявитель в апелляционной жалобе считает, что решение суда противоречит действующему законодательству, поскольку согласно сложившейся практики военный комиссариат Пермского края в праве произвести перерасчет пенсии только по письменному указанию Центра (финансирования специальных программ г.Москва) с приложением списка военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 949, а после получения уведомления из Войсковой части ** Военный комиссариат Пермского края не может произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с 1 августа 2005 года.

Этот довод апелляционной жалобы заявителя признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку в данном случае Военный комиссариат Пермского края обязан исполнить решение суда, которое в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба заявителя не содержит. По существу доводы апелляционной жалобы являются результатом иного толкования правовых норм, что не может являться основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: