ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10495/13 от 24.12.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Шишпор Н.Н.

Судья-докладчик Воеводина О.В.

По делу № 33-10495/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 декабря 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Воеводиной О.В.,

судей Каракич Л.Л. и Туглаковой Л.Г.,

при секретаре Ободоевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими со дня принятия нормативные правовые акты главы города Ангарска

по апелляционной жалобе заинтересованного лица главы города Ангарска на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2013 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Ангарска, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указал, что <дата изъята> главой г. Ангарска утверждено распоряжение <номер изъят> «Об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации г. Ангарска». Указанный нормативный правовой акт не публиковался, что противоречит ст. 15 Конституции РФ, поэтому не может применяться, вследствие чего является недействующим. <дата изъята> распоряжением главы г. Ангарска <номер изъят> внесены изменения в распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят>. Указанное распоряжение опубликовано в газете <данные изъяты>. Вместе с тем, данное распоряжение является недействующим в связи с не опубликованием нормативного правового акта, в который вносятся изменения. <дата изъята> распоряжением главы г. Ангарска <номер изъят> внесены изменения в распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> (в редакции распоряжения <дата изъята> <номер изъят>). Данное распоряжение опубликовано в газете <данные изъяты>, размещено в справочно-правовых системах «Консультант-Плюс», «Гарант» и на официальном сайте администрации г. Ангарска <данные изъяты>. Указанным распоряжением утверждена таблица соотношений классных чинов муниципальных служащих Иркутской области, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции. Раздел первый Положения дополнен пунктом 1.11. Распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> является недействующим в связи с не опубликованием нормативного правового акта, в который вносятся изменения. Кроме того, данное распоряжение противоречит Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», так как принято и утверждено с превышением полномочий.

Прокурор просил суд признать недействующими со дня принятия нормативные правовые акты: распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> «Об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации г. Ангарска»; распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> о внесении изменений в распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят>; распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> о внесении изменений в распоряжение главы г. Ангарска <дата изъята> <номер изъят> (в редакции распоряжения <дата изъята> <номер изъят>).

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора г. Ангарска Шебалкова И.В., действующая на основании прав по должности, заявление поддержала.

Представитель заинтересованных лиц главы города Ангарска, администрации г. Ангарска Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора.

Заинтересованное лицо глава города Ангарска Ж. в судебное заседание не явился.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2013 года требования прокурора города Ангарска удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица главы города Ангарска Н. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указала, что оно существенно нарушает права и законные интересы главы города Ангарска в результате неправильного применения норм материального права и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Предметом судебной проверки в порядке главы 24 ГПК РФ могут быть только действующие нормативные правовые акты. Распоряжением администрации города Ангарска <дата изъята> <номер изъят> оспариваемые акты отменены, данное распоряжение опубликовано в газете <данные изъяты>. Таким образом, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, такие акты не могут быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 ГПК РФ. Кроме того, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 данного Федерального закона, в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации. Оспариваемые распоряжения были изданы по вопросу организации работы в администрации города Ангарска и не являются нормативными правовыми актами, поскольку не затрагивают права неопределенного круга лиц, и не могут быть предметом рассмотрения в порядке главы 24 ГПК РФ.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя старший помощник прокурора г. Ангарска Шебалкова И.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу, объяснения представителя заинтересованного лица Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Дудиной В.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Установлено, что распоряжением главы города Ангарска <номер изъят> от <дата изъята> утверждено Положение о порядке присвоения классных чинов лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации города Ангарска, отвечающее признакам нормативно-правового акта.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В нарушение данного требования распоряжение <номер изъят> от <дата изъята> об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации города Ангарска, опубликовано не было, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании его недействующим со дня принятия.

<дата изъята> распоряжением главы города Ангарска <номер изъят> внесены изменения в распоряжение главы города Ангарска от <дата изъята> <номер изъят>. Распоряжение опубликовано в газете <данные изъяты>.

<дата изъята> распоряжением главы города Ангарска <номер изъят> внесены изменения в распоряжение главы города Ангарска от <дата изъята> <номер изъят>. Распоряжение опубликовано в газете <данные изъяты> размещено в справочно-правовых системах «Консультант-Плюс», «Гарант» и на официальном сайте администрации г. Ангарска.

Несмотря на то, что указанные выше распоряжения были опубликованы, суд пришел к обоснованному выводу, что они также являются недействующими в связи с не опубликованием нормативного правового акта, в который внесены изменения данными распоряжениями.

Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение главы города Ангарска <номер изъят> от <дата изъята> является недействующим и в силу того, что оно издано главой города с превышением полномочий.

Оспариваемым распоряжением утверждена таблица соотношений классных чинов муниципальных служащих Иркутской области, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции. Раздел 1 Положения дополнен пунктом 1.11 следующего содержания: Лицам, поступающим на муниципальную службу в администрацию г. Ангарска, имеющим воинские или специальные звания, классный чин юстиции, первый классный чин муниципальной службы присваивается в соответствии с п. 1.8 настоящего Положения.

Соотношение классных чинов муниципальной службы воинским и специальным званиям, классным чинам юстиции определяется таблицей согласно Приложению № 1 к Положению о порядке присвоения классных чинов лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации г. Ангарска.

Если первый классный чин муниципальной службы, который должен быть присвоен муниципальному служащему в соответствии с п. 1.8 настоящего Положения, ниже имеющегося у муниципального служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции, то муниципальному служащему присваивается классный чин муниципальной службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с п. 1.8 настоящего Положения.

В соответствии с Уставом города Ангарска глава города издает правовые акты в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы устанавливается законом области.

Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года № 53-оз утверждена таблица соотношения отдельных муниципальных должностей муниципальной службы, должностей муниципальной службы, должностей государственной гражданской службы Иркутской области.

Иных соотношений законами Иркутской области не установлено.

<дата изъята> администрацией города Ангарска издано распоряжение об отмене всех оспариваемых распоряжений. Данное распоряжение опубликовано в газете «<данные изъяты>.

Отвергая довод представителя заинтересованного лица о том, что данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу, суд правильно исходил из того, что на дату принятия к производству суда заявления прокурора города Ангарска оспариваемые распоряжения действовали, что влекло определенные правовые последствия, прокурором заявлены требования о признании нормативных правовых актов недействующими с момента их принятия, следовательно, оспариваемые распоряжения подлежали проверке в судебном порядке.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы представителя заинтересованного лица Н. о том, что оспариваемые распоряжения были изданы по вопросу организации работы в администрации города Ангарска и не являются нормативными правовыми актами, так как не затрагивают права неопределенного круга лиц, на момент рассмотрения дела данные распоряжения были отменены, поэтому не подлежали судебной проверке в порядке главы 24 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании материального и процессуального закона, направлены на переоценку правильных выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Разрешая возникший спор, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые распоряжения главы города Ангарска отвечают признакам нормативно-правового акта, что в силу закона соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (Иркутской области), а не распоряжением главы города Ангарска. Отмена оспариваемых распоряжений на будущее время не являлась основанием для прекращения производства по делу, поскольку прокурор просил признать их недействующими с момента принятия.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, который всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и постановил законное и обоснованное решение.

Все доводы представителя заинтересованного лица, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.

Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2013 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими со дня принятия нормативные правовые акты главы города Ангарска оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Воеводина

Судьи Л.Л.Каракич

Л.Г.Туглакова