ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10499/13 от 15.05.2013 Московского областного суда (Московская область)

Судья Гордиенко Е.С. Дело № 33-10499/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,

при секретаре Сенаторовой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Истринского городского суда Московской области от 24 августа 2012 года по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействительными налоговых уведомлений №№ 847829, 848213, 1089004, 567705, признании незаконной передачи налоговых данных по земле и жилому дому в отношении ФИО2 и ФИО1 из ИФНС России по г. Тамбову в ИФНС России по г. Истра Московской области, взыскании государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя ИФНС России по г. Тамбову – ФИО3,

установила:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании недействительными налоговых уведомлений №№ 847829, 848213, 1089004, 567705, признании незаконной передачи налоговых данных по земле и жилому дому в отношении ФИО2 и ФИО1 из ИФНС России по г. Тамбову в ИФНС России по г. Истра Московской области, взыскании государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя (л.д. 26-28, 53-54).

В обоснование требований заявители ссылаются на то, что ими были получены налоговые уведомления, в которых прослеживаются неверные суммы, указаны неверные доли в праве собственности. Кроме того, налоговым органом было проведено закрытие КРСБ по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц ФИО1 и ФИО2 и передача данных КРСБ в Инспекцию ФНС России по г. Истре Московской области, что, по мнению заявителей, является незаконным.

В судебном заседании ФИО1, действующий за себя и от имени ФИО2, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Инспекции ФНС России по г. Тамбову в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на заявление, в которых просил в удовлетворении требований отказать (л.д. 61-65).

Решением Истринского городского суда Московской области от 24 августа 2013 года требования ФИО2 и ФИО1 удовлетворены частично, а именно: суд признал недействительными налоговые уведомления № 847829, № 848213, № 1089004, № 567705; постановил выдать ФИО2 справку на возврат государственной пошлины в размере 200 рублей, оплаченной по чеку-ордеру от 26.07.2011. В удовлетворении требований ФИО2 о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей отказано.

19 декабря 2012 года судом было принято дополнительное решение, которым признана незаконной передача налоговых данных по земле и жилому дому КРСБ в Инспекцию ФНС России по г. Истре Московской области из ИФНС России по г. Тамбову в отношении ФИО1 и ФИО2

Не согласившись с решением суда от 24 августа 2012 года, ИФНС России по г. Тамбову подала апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители ФИО2 и ФИО1 не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя ИФНС России по г. Тамбову, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 137 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

С 01.01.2006 введена в действие глава 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, положениями которой определено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

В соответствии со статьями 388-391 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с п. 1 ст. 1 вышеуказанного Закона плательщиками налога на имущество физических лиц признаются граждане - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона).

Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежали на праве собственности 4/25 долей земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, период владения с 17.09.2008 по 21.07.2011; ФИО2 принадлежали на праве собственности 107/1000 долей указанного выше земельного участка, период владения с 17.09.2008 по 21.07.2011.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 2009-2011 годы составила <данные изъяты> рублей.

Кроме того, ФИО1 принадлежали на праве собственности 3/16 доли домовладения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, период владения с 17.09.2008 по 21.07.2011; ФИО2 - 1/8 доля вышеуказанного домовладения, период владения с 17.09.2008 по 21.07.2011.

Согласно сведениям органов технической инвентаризации инвентаризационная стоимость жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> на 2009 год составила <данные изъяты> рублей, на 2010 год – <данные изъяты> рублей, на 2011 год - <данные изъяты> рублей.

На основании указанных данных налоговым органом было произведено начисление земельного налога и налога на имущество физических лиц:

ФИО1:

земельный налог за 2009 год в сумме 101,99 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. *4/25 доли * ставка налога 0,1%);

земельный налог за 2010 год в сумме 152,98 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 4/25 доли * ставка налога 0,15%);

земельный налог за 2011 год в сумме 118,99 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 4/25 доли * ставка налога 0,2% : 12 мес. * кол-во месяцев владения 7 мес.);

налог на имущество за 2009 год в сумме 79,53 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 3/16 доли * ставка налога 0,09%);

налог на имущество за 2010 год в сумме 99,73 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 3/16 доли * ставка налога 0,099%);

налог на имущество за 2011 год в сумме 54,90 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 3/16 доли * ставка налога 0,1% : 12 месяцев * кол-во месяцев владения 6 мес.).

ФИО2:

земельный налог за 2009 год в сумме 68,21 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 107/1000 долей * ставка налога 0,1%);

земельный налог за 2010 год в сумме 102,31 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 107/1000 долей * ставка налога 0,15%);

земельный налог за 2011 год в сумме 79,57 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 107/1000 долей * ставка налога 0,2% : 12 мес. * кол-во месяцев владения 7 мес.);

налог на имущество за 2009 год в сумме 53,02 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 1/8 доля * ставка налога 0,09%);

налог на имущество за 2010 год в сумме 66,48 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 1/8 доля * ставка налога 0,099%);

налог на имущество за 2011 год в сумме 36,60 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 1/8 доля * ставка налога 0,1% : 12 месяцев * кол-во месяцев владения 6 мес.).

В связи с отсутствием с 21.07.2011 у ФИО1 и ФИО2 на территории г. Тамбова объектов земельной и имущественной собственности Инспекцией ФНС России по г. Тамбову 19.10.2011 проведено закрытие КРСБ по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц ФИО1 и ФИО2 и передача данных КРСБ в Инспекцию ФНС России по г. Истре Московской области.

На дату передачи за ФИО1 числилась задолженность по земельному налогу в сумме 152,97 рублей, по налогу на имущество физических лиц – в сумме 99,73 рублей; за ФИО2 числилась задолженность по земельному налогу в сумме 92,35 рублей.

В период массового начисления налогов техпроцессами от 26.05.2012 и 27.05.2012 ФИО1 и ФИО2 было проведено повторное начисление налога на имущество и земельного налога за 2009, 2010 годы по сроку уплаты 01.11.2012 и 20.06.2012; были повторно открыты налоговые обязательства, так как при начислении налогов программный комплекс ЭОД (электронный обмен документами) по техническим характеристикам не производит контроль наличия у налогоплательщиков закрытых заархивированных налоговых обязательств, переданных в другой налоговый орган. В связи с чем, увеличение размера доли в праве собственности на недвижимое имущество связано с задвоением прав при приеме сведений об объектах недвижимого имущества («годовые» сведения с типом информации РОСРЕЕСТР_ОН_ГОД).

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 11 настоящей статьи регистрирующие органы представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде (файлы, содержащие информацию об объектах недвижимости).

Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон (Приказ Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».

Инспекцией ФНС России по г. Тамбову 09.07.2012 проведено сложение повторно начисленных сумм по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010 годы, произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2011 год, аннулированы налоговые уведомления №№ 847829, 848213 и сформированы новые налоговые уведомления №№ 1089004, 567705, которые направлены 13.07.2012 в адрес ФИО1 и ФИО2

Сумма исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2011 год по сроку уплаты 01.11.2012 за находящиеся по 21.07.2011 в обшей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 земельный участок и жилой дом составила:

ФИО1:

земельный налог - 118,99 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 160/1000 долей * ставка налога 0,2 % : 12 мес. * количество месяцев владения 7 мес.);

налог на имущество - 54,90 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> руб. * 3/16 доли * ставка налога 0,1 % : 12 месяцев * количество месяцев владения 6 мес.);

ФИО2:

земельный налог - 79,57 рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. * 107/1000 долей * ставка налога 0,2 % : 12 мес. * количество месяцев владения 7 мес.).

налог на имущество – 36,60 рублей (инвентаризационная стоимость <данные изъяты> рублей * 1/8 доля * ставка налога 0,1% : 12 месяцев * количество месяцев владения 6 мес.).

В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Таким образом, количество месяцев для целей налогообложения в данном случае составляет 6 месяцев, а не 7, как указал суд первой инстанции в обжалуемом решении от 24.08.2012.

Довод заявителей о том, что в оспариваемых налоговых уведомлениях неверно указана доля в праве собственности на земельный участок (0/1 вместо 160/1000 (4/25) либо 107/1000), с которым согласился суд, является несостоятельным, поскольку согласно шаблону, реализованному разработчиками электронной базы данных, в расчетах земельного налога доля в праве при утрате права собственности имеет значение 0/1, а не реальной доли, принадлежащей налогоплательщику до отчуждения. При этом судебная коллегия отмечает, что сумма налога исчислена налоговым органом правильно; форма налоговых уведомлений соответствует требованиям приказа ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.11.2010 № 18916).

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Признавая недействительными налоговые уведомления №№ 1089004, 567705, суд первой инстанции не привел альтернативный расчет налоговых обязательств заявителей; расчет налогового органа не опроверг.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о том, что налоговые уведомления № 567705 и № 1089004 противоречат действующему налоговому законодательству и должны быть признаны недействительными.

Также не имеется оснований для признания недействительными налоговых уведомлений № 847829 и № 848213, поскольку данные уведомления аннулированы по инициативе налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства в г. <данные изъяты>, право собственности на недвижимое имущество – земельный участок и домовладение по адресу: <данные изъяты>, утратили с 21.07.2011.

Таким образом, действия налогового органа по передаче налоговых данных по земле и жилому дому (КРСБ) в ИФНС России по г. Истре Московской области из ИФНС России по г. Тамбову в отношении ФИО1 и ФИО2 также являются законными.

В силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ требования заявителей о взыскании государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя подлежат отклонению в полном объеме.

С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение Истринского городского суда Московской области от 24 августа 2012 года и дополнительное решение суда от 19 декабря 2012 года подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 24 августа 2012 года и дополнительное решение Истринского городского суда Московской области от 19 декабря 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании недействительными налоговых уведомлений №№ 847829, 848213, 1089004, 567705, признании незаконной передачи налоговых данных по земле и жилому дому в отношении ФИО2 и ФИО1 из ИФНС России по г. Тамбову в ИФНС России по г. Истра Московской области, взыскании государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя отказать.

Председательствующий:

Судьи: