ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10502 от 18.10.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гапанцова А.А. № 33-10502

Докладчик: Лавник М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Лавник М.В.,

судей: Зайцевой Е.Н., Макаровой Е.В.,

при секретаре Крюковой Е.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», Администрации г.Кемерово на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 04 июля 2018 года

по иску прокурора Кировского района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кировского района г.Кемерово обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий.

Просил суд обязать администрацию города Кемерово в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» в срок до 31.12.2018 осуществить капитальный ремонт крыши объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г.Кемерово по поручению первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 29.11.2017 и прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при формировании региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, было установлено следующее.

ООО УК «Жилищный трест Кировского района» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (далее - МКД), на основании договора управления от 15.04.2012.

Как следует из информации, размещённой на сайте <данные изъяты>, а также из справки управляющей компании ООО УК «Жилищный трест Кировского района», собственниками помещений в МКД не принималось решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

На основании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», владельцем специального счёта для формирования фонда капитального ремонта является региональный оператор - Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

Постановлением администрации г.Кемерово от 30.09.2015, в соответствии со ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании обращений управляющей компании был утверждён краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2016 год. Постановлением администрации г.Кемерово от 18.12.2015 в данный план были внесены изменения, в него включён МКД, расположенный по адресу: <адрес>, с видом ремонта - ремонт крыши. Также постановлением была определена предельно допустимая стоимость услуг и работ по капитальному ремонту.

14.03.2016 в порядке, установленном ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом установленной предельно допустимой стоимости услуг и работ по капитальному ремонту на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о капитальном ремонте крыши дома.

Протокол общего собрания и документы, подтверждающие необходимость капитального ремонта крыши были переданы региональному оператору.

В связи с этим в октябре 2016 года по заданию Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» была разработана проектная документация на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

22.12.2016 данная проектная документация была принята региональным оператором.

Проведение капитального ремонта было перенесено на 2017 год.

09.02.2016 на основании постановления администрации г. Кемерово от 09.02.2017, постановления коллегии администрации Кемеровской области от 17.04.2017, указанный дом был вновь включён в программу капитального ремонта. Собственники жилых помещений дома 05.05.2017 повторно приняли решение о проведении капитального ремонта крыши в 2017 году со сроками проведения ремонта до 31.12.2017.

В июне 2017 года Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» отказал в проведении капитального ремонта, поскольку указанный многоквартирный дом является памятником архитектуры местного значения.

Как следует из п.18 Перечня объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории г.Кемерово, утв. Постановлением коллегии администрации г.Кемерово от 05.09.2011, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к объектам культурного наследия местного значения.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 25.06.2002№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются местные бюджеты.

Согласно п.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Исходя из ст.42 указанного закона, ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводятся в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с п.п.3 п.2 ст.45 указанного закона, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно п.6 указанной статьи, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Вместе с тем, в нарушение ст.ст.21, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», паспорта объекта культурного наследия на данные дома не выданы, охранные обязательства собственников не сформированы. В связи с этим не определён состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ.

В связи с отказом в проведении капитального ремонта 04.07.2017 ООО УК «Жилищный трест Кировского района» в адрес ответчиков было направлено письмо о предоставлении сведений о сроках и порядке проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» управляющей организации от 06.07.2017 исх. направлен ответ (письмо), согласно которому капитальный ремонт на многоквартирных домах, признанных объектами культурного наследия, будет проводиться после внесения изменений в законодательство.

Прокурор полагает, что бездействие ответчиков и непринятие мер по проведению капитального ремонта МКД противоречат закону, нарушают жилищные права граждан, также неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе ремонт крыши.

Лицом, ответственным за капитальный ремонт, на основании п.3 ч.2 ст. 10 Закона Кемеровской области № 141-ОЗ от 26.12.2013 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах», постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.05.2013 (ред. от 24.12.2015) «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», является региональный оператор - Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

В нарушение ч.1 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» не исполнено решение собственников о проведении капитального ремонта общего имущества МКД.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» также не исполнила установленные ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности регионального оператора.

В настоящее время региональный оператор незаконно и необоснованно уклоняется от исполнения обязанностей по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрацией города Кемерово не принято мер установленных законом по охране объекта культурного наследия по адресу: <адрес>.

В нарушение ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» администрация города Кемерово не приняты меры, направленные на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, не выдано задание на сохранение культурного наследия ответственному лицу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

Указанное бездействие ответчиков создает опасность причинения вреда, как жителям многоквартирного дома, так и неопределенному кругу лиц в будущем, и тем самым, нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности (ст.42 Конституции Российской Федерации), которые обязательно должны учитываться при принятии своевременных мер по поддержанию в надлежащем состоянии многоквартирного жилого дома.

Представитель истца помощник прокурора Звягинцев Д.Ю. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика администрации г.Кемерово Ашванян М.С. исковые требования не признал.

Представитель третьего лица ООО УК «Жилищный трест Кировского района» Невежин И.В. полагал требования обоснованными.

Представитель Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 04 июля 2018 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Кировского района города Кемерово удовлетворить.

Обязать администрацию города Кемерово в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» в срок до 31.12.2018 осуществить капитальный ремонт крыши объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» Глыва В.А., действующая на основании доверенности, просит решение Центрального районного суда г.Кемерово от 04.07.2018 отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы мотивированы тем, что судом не прияты во внимание требования части 1 статьи 166, ст.ст.174, 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», часть 4 статьи 10 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 № 141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах».

Ссылается на то, что при исполнении функции регионального оператора, осуществление капитального ремонта объекта, отнесенного к памятникам архитектуры местного значения невозможно, так как указанные действия повлекут нецелевое использование региональным оператором средств фонда капитального ремонта.

Также ссылается на то, что Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» не был извещен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, не мог присутствовать на рассмотрении дела.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Кемерово Ашванян М.С., действующий на основании доверенности, просит отменить решение Центрального районного суда г.Кемерово от 04.07.2018, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Считает, что судом не приняты во внимание пункты 4, 5, 6 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, утвержденного приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 08.06.2016 , согласно которым администрация г.Кемерово вправе выдавать задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия только собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, а не региональному оператору – Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта».

Поскольку в администрацию г.Кемерово не обращались лица, уполномоченные на подачу заявления о выдаче задания, основания для понуждения к выдаче указанного задания отсутствуют.

Относительно доводов апелляционных жалоб и.о. прокурора Кировского района г.Кемерово Афониным А.В. принесены возражения (л.д.250-254).

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово - Ярош П.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела был извещен.

Представитель истца Звягинцев Д.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы возражений относительно апелляционных жалоб.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Жилищный трест Кировского района» - Невежин И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Центрального районного суда г.Кемерово от 04 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положений ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном домеВ том числе и крыша. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

По правилам п.2 ч.1 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

В соответствии с положениями ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт крыши. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», владельцем специального счёта для формирования фонда капитального ремонта является региональный оператор - Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

Постановлением администрации г.Кемерово от 30.09.2015, в соответствии со ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании обращений управляющей компании был утверждён краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2016 год.

Постановлением администрации г.Кемерово от 18.12.2015 в данный план были внесены изменения, в него включён МКД, расположенный по адресу: <адрес>, с видом ремонта - ремонт крыши. Также постановлением была определена предельно допустимая стоимость услуг и работ по капитальному ремонту.

14.03.2016 в порядке, установленном ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом установленной предельно допустимой стоимости услуг и работ по капитальному ремонту на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о капитальном ремонте крыши дома. Протокол общего собрания и документы, подтверждающие необходимость капитального ремонта крыши были переданы региональному оператору.

В связи с этим в октябре 2016 года по заданию Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» была разработана проектная документация на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

22.12.2016 данная проектная документация была принята региональным оператором.

Проведение капитального ремонта было перенесено на 2017 год.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 17.04.2017, указанный дом был вновь включён в программу капитального ремонта. Собственники жилых помещений дома 05.05.2017 повторно приняли решение о проведении капитального ремонта крыши в 2017 году со сроками проведения ремонта до 31.12.2017.

В июне 2017 года Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» отказано в проведении капитального ремонта, поскольку указанный многоквартирный дом является памятником архитектуры местного значения.

Из п.18 Перечня объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории г.Кемерово, утв. постановлением коллегии администрации г.Кемерово от 05.09.2011 следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к объектам культурного наследия местного значения.

Порядок производства работ по сохранению объекта культурного наследия регламентирован ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Из содержания вышеуказанной нормы следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ (разрешения на проведение указанных работ), выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 21, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», паспорта объекта культурного наследия на данные дома не выданы, охранные обязательства собственников не сформированы. В связи с этим не определён состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ.

В связи с отказом в проведении капитального ремонта 04.07.2017 ООО УК «Жилищный трест Кировского района» в адрес ответчиков было направлено письмо о предоставлении сведений о сроках и порядке проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» управляющей организации от 06.07.2017 исх. направлен ответ (письмо), согласно которому капитальный ремонт на многоквартирных домах, признанных объектами культурного наследия, будет проводиться после внесения изменений в законодательство.

Лицом, ответственным за капитальный ремонт, на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона Кемеровской области № 141-ОЗ от 26.12.2013 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах», Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2013 (ред. от 24.12.2015) «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», является региональный оператор -Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

В нарушение ч.1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» не исполнено решение собственников о проведении капитального ремонта общего имущества МКД.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» также не исполнила установленные ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности регионального оператора.

В настоящее время региональный оператор незаконно и необоснованно уклоняется от исполнения обязанностей по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрацией города Кемерово не принято мер установленных законом по охране объекта культурного наследия по адресу: <адрес>.

В нарушение ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» администрация города Кемерово не приняты меры, направленные на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, не выдано задание на сохранение культурного наследия ответственному лицу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», который на основании решений общих собраний собственников МКД обязан провести капитальный ремонт.

Указанное бездействие ответчиков создает опасность причинения вреда, как жителям многоквартирного дома, так и неопределенному кругу лиц в будущем, и тем самым, нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 42 Конституции Российской Федерации), которые обязательно должны учитываться при принятии своевременных мер по поддержанию в надлежащем состоянии многоквартирного жилого дома.

В материалы дела представлен акт экспертного исследования КЛСЭ от 12.03.2018, согласно которому в ходе осмотра дома было установлено, что в результате потери герметичности (разрушения) фальцев кровля имеет массовые протечки. В многочисленных местах установлены заплаты, которые по факту не справляются с протечками. Элементы мауэрлата, части стропил и обрешетки пришли в негодность, сгнили. Часть несущих конструктивных элементов крыши исследуемого дома имеют прогибы и повреждения, часть полностью разрушилась и заменена на элементы временного типа (применены не проектные решения). Состояние опорного бруса (мауэрлата) не позволяет обеспечить надежность стропильной системы исследуемой крыши и карнизных элементов. Учитывая зыбкое равновесное состояние элементов дома в результате значительного физического износа, исследуемые строительные конструкции находятся в недопустимом техническом состоянии.

Таким образом, опасность разрушения конструкций крыши, карниза и балконных плит имеет место, процесс разрушения с учетом значительного физического износа элементов не прогнозируемый. Следовательно, наличие угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе и неопределенному кругу лиц вследствие обрушения конструктивных элементов дома или его частей существует.

Согласно техническому паспорту на исследуемый дом, по состоянию на 22.12.1987 физический износ крыши составлял 50%. В таблице указан примерный состав работ для устранения недостатков при данном показателе физического износа, а именно «Смена мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки». Т.е. более 30 лет назад уже требовался комплекс работ по смене мауэрлата, части стропильных ног и смене обрешетки. В настоящий момент, с учётом недопустимого технического состояния, это стало критически необходимым для предотвращения непрогнозируемого разрушения элементов исследуемого дома.

Согласно «Ремонт здания капитальный - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей». СП 13-102-2003 «Капитальный ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования». Так как необходимость замены отдельных конструктивных элементов имеет место (сгнили несущие деревянные элементы крыши), то необходимый комплекс работ будет относиться к капитальному ремонту. Следовательно, необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома и карнизных элементов имеется.

Современный уровень технологий строительного производства позволяет проводить ремонт любой сложности, в том числе и уникальных объектов. Следовательно, техническая возможность капитального ремонта крыши жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеется. Важно отметить, что для проведения данного ремонта, необходимо в обязательном порядке разработать проект на капитальный ремонт.

Исследовав представленные доказательства, оценивая изложенное в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и обязал администрацию города Кемерово в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязал Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» в срок до 31.12.2018 осуществить капитальный ремонт крыши объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вопреки доводам апелляционных жалоб, в решении подробно изложены основания, по которым суд первой инстанции пришел к тем или иным выводам, всем исследованным судом доказательствам дана оценка. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Довод апелляционной жалобы Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» о ненадлежащем извещении судом первой инстанции признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку, как следует из письменных материалов гражданского дела, ответчик был извещен судом о том, что в производстве суда имеется указанное гражданское дело, представил письменные возражения на заявленные исковые требования, представитель ответчика принимал участие в судебных заседаниях по рассмотрению настоящего дела, в связи с чем по правилам ч.2.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не обязан был дополнительно извещать представителя ответчика о каждом последующем судебном заседании по делу.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения Центрального районного суда г.Кемерово от 04 июля 2018 года по доводам апелляционных жалоб.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 04 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», Администрации г.Кемерово.

Председательствующий: М.В. Лавник

Судьи: Е.Н. Зайцева

Е.В. Макарова