Судья Домоцев К.Ю. Дело №33-158/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь | 10 января 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Берко А.В.
судей Чернышовой Н.И., Горкуна В.Н.,
при секретаре Горбань В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России ФИО1
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 августа 2016 года
по исковому заявлению ФИО2 к ФСИН России, ФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФСИН России, ФСИН России по СК, в котором просил признать незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы единовременной социальной выплаты для обретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 65 от 08.10.2015г. об отказе ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырех человек: он - ФИО2, жена ФИО3, сын - ФИО4, сын ФИО5, с 16 марта 2014.
Кроме этого истец просил признать незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в его документах, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства от 24.04.2013 года №369.
В обоснование своих требований истец указал, что 16.12.2013г. он обратился к директору ФСИН России ФИО6 с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии с перечнем, определенным Правилами.
В конце декабря 2013г. получил выписку из протокола № 6 от 26.12.2013г. комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в которой указано, что ФИО2 проходит службу с 23.07.2002г., общая продолжительность службы на день подачи рапорта - 16.12.2013г. составляет 11 лет 04 месяцев 23 дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ФИО2 не предоставлялась. ФИО2 и члены его семьи зарегистрированы по адресу: Ставрополь, ул. (…) где зарегистрированы еще 2 человека - ФИО7 - мать, ФИО8 - отец. Данное жилое помещение общей площадью 44,1 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО7 - матери истца. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма принадлежащих на праве ФИО2 и члены его семьи не имеют.
Комиссия УФСИН России по СК, ознакомившись с представленными ФИО2 документами, постановила направить заявление (рапорт) ФИО2 и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Протокол № 6 от 26.12.2013г. заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден заместителем председателя комиссии - заместителем начальника отдела кадров УФСИН России по СК ФИО9
Комиссия ФСИН России с момента получения его документов и до 19.02.2016 года не оповестила ни его, ни ФСИН России по СК о принятом решении, а потому самостоятельно обратился в Интернет - приемную ФСИН России для получения ответа.
По почте он получил ответ за подписью Врио начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта УКСНЭР ФСИН России) ФИО10 №01-20-5706 от 19.02.2016г., в соответствии с которым ему сообщалось, что в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно- исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08.10.2015г. № 65 Вам отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Направляем в Ваш адрес выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России».
Согласно выписке из протокола № 65 от 08.10.2015г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства помещения ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, а также, п.п. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 и ч. ст.4 ФЗ от 30.12.2012г. №283-Ф3, в связи с совершением действий с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты.
Считает решение комиссии ФСИН России законными и просит суд признать решение ФСИН России от № 65 от 08.10.2015 года незаконным и восстановить его нарушенное право.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 августа 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 65 от 08 октября 2015 года, об отказе ФИО2 и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2 с составом семьи из четырех человек: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16 марта 2014 года. В удовлетворении исковых требований ФИО2 к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконными действий комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах ФИО2, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, - отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России ФИО1 просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указал, что супруга истца фактически ухудшила свои жилищные условия.
В возражениях на жалобу представитель ФИО2 ФИО11 просит решения оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представил.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ФИО2 ФИО11, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ)
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению должны быть приложены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (п. п. "з" п. 5 Правил).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2013г. ФИО2 обратился к директору ФСИН России ФИО6 с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии с перечнем, определенным Правилами.
В конце декабря 2013г. он получил выписку протокола № 6 от 26.12.2013г. комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в которой было указано, что ФИО2 проходит службу с 23.07.2002г., общая продолжительность службы на день подачи рапорта - 16.12.2013г. составляет 11 лет 04 месяцев 23 дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ФИО2 не предоставлялась. ФИО2 и члены его семьи зарегистрированы по адресу: Ставрополь, ул. (…), где зарегистрированы еще 2 человека - ФИО7 - мать, ФИО8 - отец. Данное жилое помещение общей площадью 44,1 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО7 - матери истца. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма принадлежащих на праве ФИО2 и члены его семьи не имеют.
Комиссия УФСИН России по СК, ознакомившись с представленными ФИО2 документами, постановила направить заявление (рапорт) ФИО2 и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Протокол № 6 от 26.12.2013г. заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения был утвержден заместителем председателя комиссии - заместителем начальника отдела кадров УФСИН России по СК ФИО9
По почте он получил ответ за подписью Врио начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта УКСНЭР ФСИН России) ФИО10 №01-20-5706 от 19.02.2016г., в соответствии с которым ему сообщалось, что в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно- исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08.10.2015г. № 65 Вам отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Направляем в Ваш адрес выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России».
Согласно выписке из протокола № 65 от 08.10.2015г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства помещения ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, а также, п.п. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 и ч. ст.4 ФЗ от 30.12.2012г. №283-Ф3, в связи с совершением действий с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действия ФИО2, выразившиеся в постановке на регистрационный учет по месту жительства его супруги и детей, не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании за истцом права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 09 ноября 2013 года супруга ФИО2 снялась с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ее матери ФИО12 и зарегистрировалась по месту жительства своего супруга.
При этом судом установлено, что семья ФИО2 из четырех человек постоянно проживает в доме матери истца по ул.(…) в г.Ставрополе.
Как справедливо указано судом, сам факт регистрации супруги ФИО2 и его двоих детей по месту их жительства не может считаться ухудшением жилищных условий, поскольку жилищные условия ФИО2 и его семьи на момент регистрации по месту жительства не изменились.
Таким образом, у суда имелись предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на ФСИН России обязанности по принятию истца и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также не может являться основанием для отказа в постановке на учет отсутствие сведений о регистрации детей истца.
Судом установлено, что информация о регистрации сына Максима с 2005 года по 2013 года и сына Леонида с 2012 года не подана истцом, поскольку его мать не зарегистрировала их в связи с тем, что в этом случае общая площадь помещения составила бы 5,5 кв.м, что еще меньше бы соответствовало указанной норме в 15 кв.м.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что документы о регистрации детей должны быть представлены за последние 5 лет до подачи рапорта, т.е. с 2008 года по 2013 года, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для отказа в постановке ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты по данному основанию.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Выражая несогласие с вынесенными по делу судебными актами, ответчик указывает, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
Однако приведенные доводы не могут послужить основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку направлены на оспаривание выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Судом, при рассмотрении дела по существу, верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: