Судья: Орлова Н.В. № 33-10515 (2-1282/2019)
Докладчик: Казачков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Першиной И.В.,
судей: Казачкова В.В., Бычковской И.С.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Байгунаковым А.Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФКУ «ЛИУ № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области», ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России Лакомкиной А.А. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 08 июля 2019 года,
по делу по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «ЛИУ № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области», ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ «ЛИУ № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области», ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что в апреле 2019 прокуратурой проведена проверка, где было установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от 18.01.2019 № 14-ос: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
Неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Указывает, что в данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Просил суд:
- обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
- обязать ГУФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
- обязать ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения трудового законодательства, провести специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 08 июля 2019 года исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «ГИУ № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области», ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России о понуждении к совершению действий удовлетворены в полном объеме, установлен срок, равный одному месяцу со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит решение суда отменить.
Полагает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что денежные средства на мероприятия по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту оборудования на момент вынесения решение суда для проведения специальной оценки условий труда были выделены и доведены расходным расписанием ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от 15.02.2017.
На основании данных обстоятельств ГУФСИН России по Кемеровской области подлежит исключению из числа ответчиков, так как свои обязательства по обеспечению потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, для выполнения вышеуказанных были исполнены ГУФСИН России по Кемеровской области в полном объеме до предъявления требований истцом.
Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области имеет возможности провести специальную оценку условий труда только в рамках Ф3 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года, согласно которого закупочная процедура занимает определенное количество времени. Так же исполнителю необходимо предоставить адекватный срок для оказания услуг, по специальной оценке, условий труда с предоставлением в адрес заказчика подтверждающих документов - 30 дней.
В связи с вышеизложенным следовало установить срок для устранения нарушений трудового законодательства для ФКУ ЛИУ-42 - 60 дней.
Относительно апелляционной жалобы принесены письменные возражения Кузбасским прокурором по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителей сторон, настаивавших на своих правовых позициях, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 2 ст.7 Конституции РФ Российской Федерации охраняется труд.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу ч. 1 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Судом первой инстанции установлено, что ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, является лечебно-исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности; учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.
В ходе проведенной в апреле 2019 прокуратурой проверки установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ос: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
В связи с выявленными нарушениями было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от 30.04.2019.Согласно ответу ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области на представление, была проведена служебная проверка, приняты меры по устранению недостатков допущенных нарушений закона, для проведения специальной оценки условий труда направлены заявки на выделение денежных средств в ГУФСИН России по Кемеровской области, срок исполнения 31.10.2019.Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что на момент рассмотрения дела представление об устранении нарушений действующего законодательства от 30.04.2019 не выполнено, специальная оценка условий труда на вышеуказанных рабочих местах не осуществлена. Поскольку неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, с чем соглашается судебная коллегия.Согласно Положению о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного приказом ФСИН России №63 от 10.03.2005, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.В соответствии с пунктом 9 главы II Положения о ГУФСИН по Кемеровской области, одной из основных задач ГУФСИН России по Кемеровской области является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1).ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).На основании п. 5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Исходя из п. 3 и п. 7 Положения основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходными обязательствами РФ (ч.1 ст.9 Закона).В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.В соответствии с подпунктом 1.6 Устава ФКУ ЛИУ-42, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения. Учреждение является некоммерческой организацией.Согласно пункту 1.7 Устава ФКУ ЛИУ-42 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.Учитывая вышеизложенные требования закона, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по оценке труда на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области.Доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что денежные средства ГУФСИН России по Кемеровской области выделены и доведены до ФКУ ЛИУ-42, в связи с чем ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России являются ненадлежащими ответчиками по делу, отклоняются судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции исследовался вопрос о принятых ответчиками мерах по устранению выявленных нарушений, в частности выявления источника финансирования данных мероприятий, организация конкурса на заключение договора с ответствующей организацией.При этом суд не установил факта того, что ФКУ ЛИУ - 42 ГУФСИН России по Кемеровской области на момент рассмотрения дела располагал достаточным финансированием на выполнение запланированных мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства, указанных в предписании от 30.04.2019.Приложенные к апелляционной жалобе доказательства о доведении лимитных бюджетных средств ГУФСИН России по Кемеровской области не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не представлялись в суд первой инстанции и не были им исследованы. Доказательств невозможности предоставления документов, приложенных к апелляционной жалобе по уважительным причинам не представлено.
Доводы апелляционной жалобы относительно сроков устранения нарушения трудового законодательства РФ также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку при определении указанного срока суд первой инстанции учел все заслуживающие внимание обстоятельства, а также позицию ответчика, не возражавшего против установления месячного срока для исполнения решения суда, что следует из протокола судебного заседания.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции, изложенной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам судом дана правильная юридическая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 71 ГПК РФ, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с требованиями норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 08 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Першина
Судьи: В.В. Казачков
И.С. Бычковская