Судья Чепрасов О.А. Дело № 33-10516-17
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 октября 2017 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула от 17 августа 2017 года по делу по иску ФИО1 к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, муниципальному бюджетному учреждению «Автодорстрой» о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГ в городе Барнауле на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие в виде попадания в яму транспортного средства марки <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1 В результате наезда на препятствие имуществу причинены механические повреждения.
Определением компетентного лица от 16 октября 2016 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В результате наезда на препятствие у собственника транспортного средства возник материальный ущерб, размер которого составил 50 720 руб.
Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, ФИО1 просил взыскать с комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ущерб в сумме 50 720 руб., расходы по оценке ущерба, расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 17 августа 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. С комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пользу ФИО1 за счет средств казны муниципального образования взыскан ущерб в размере 50 720 руб., судебные расходы по оценке – 12 000 руб., затраты по оплате государственной пошлины в сумме 2 081 руб. 60 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением не согласился ответчик комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, в апелляционной жалобе которого ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об отказе истцу в иске. В обоснование жалобы заявитель указывает о том, что виновным лицом в дорожно-транспортном происшествии, связанным с наездом на дорожный недостаток, выступает потерпевший ФИО1, нарушивший п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, имевший возможность предотвратить наезд в случае избрания надлежащего скоростного режима при движении в темное время суток.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя, согласившихся с решением суда первой инстанции, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание и не ходатайствовавших о его отложении, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Положениями ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 16.3. Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных решением городской Думы от 07 июня 2013 года №110, текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными организациями по договорам с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Постановлением администрации города Барнаула от 16 марта 2015 года № 348 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий дорожного комплекса города Барнаула» образовано муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г. Барнаула, учредителем которого утвержден комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города.
Приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула от 15 июня 2015 года № 105 утвержден устав муниципального бюджетного учреждения «Автодорстрой» города Барнаула, согласно п. 1.3 которого полномочия учредителя осуществляет Комитет.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ председателем комитета утверждено муниципальное задание МБУ «Автодорстрой» города Барнаула на 2016, плановый период 2017 и 2018 годы, в которое включен текущий ремонт, в том числе ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог городского округа, однако работы по ямочному ремонту на указанном выше участке дороги по <адрес> не запланированы.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 13 октября 2016 года около 20 часов 10 минут в городе Барнауле на <адрес> направлении Павловского тракта произошло дорожно-транспортное происшествие в виде попадания в яму транспортного средства марки <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1 Согласно заключению эксперта ООО «РЦЭ «ЭкспертКом» данный участок дороги не соответствует требованиям действующих строительных норм и правил, а именно ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации Автомобильные дороги и улицы, где предельный размер отдельных просадок, выбоин не должен превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.
Несмотря на данные стандарты, фактически покрытие проезжей части имело яму размерами в среднем 1,8 м х 1,16 м, глубиной 8 см. Движение по данному участку дороги опасно.
В результате наезда на препятствие имуществу причинены механические повреждения.
У собственника транспортного средства возник материальный ущерб, размер которого по результатам судебной экспертизы составил 52 423 руб.
Разрешая дело, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответственным за вред, причиненный истцу, в результате ненадлежащего содержания участка дороги, является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, который выступает надлежащим ответчиком по данному делу, выводы суда об этом являются правильными и подробно изложены в обжалуемом судебном решении, самими заявителем не оспариваются.
При рассмотрении дела суд исходил из того, что причиной дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 13 октября 2016 года с участием ФИО1, не может выступать грубая неосторожность самого потерпевшего. Лишь ненадлежащее состояние дорожного покрытия, и как следствие не обеспечение компетентными лицами безопасности дорожного движения на данном участке дороги, явилось причиной возникновения ущерба в отношении имущества истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о таком распределении вины, поскольку при определении степени вины самого истца ФИО1 в дорожно-транспортном происшествии судом первой инстанции в полной мере учтены конкретные обстоятельства дела.
Пунктом 2 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Согласно п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Из приведенных норм закона следует, что при любых дорожных и погодных условиях водитель должен контролировать движение своего транспортного средства, соблюдать такую оптимальную скорость движения, при которой у него была бы возможность вовремя обнаружить опасность и среагировать, не нарушая Правил дорожного движения, не создавая опасности для движения и не причиняя вреда.
Действительно, невыполнение ответчиком обязанности по надлежащему содержанию участка автодороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, не исключает обязанность ФИО1 как участника дорожного движения, соблюдать приведенные выше требования Правил дорожного движения.
Однако по делу проведена судебная автотехническая экспертиза, согласно выводам которой водитель ФИО1 на заданном резерве расстояния даже при условии сухого асфальтового покрытия и не загруженного автомобиля не имел технической возможности торможением предотвратить наезд на яму с заданной скоростью 40 км/час.
Оценивая фактические обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, действия водителя ФИО1, который при соблюдении п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации не располагал возможностью не допустить повреждения автотранспортного средства, судебная коллегия приходит к выводу, что истец в сложившейся дорожно-транспортной ситуации не имел возможности предотвратить причинение вреда и содействовать его уменьшению.
Как видно из материалов дела, причиной повреждения автомобиля истца послужило не высокая скорость транспортного средства либо иные обстоятельства, указанные заявителем в жалобе (ограниченная видимость, нарушение правил обгона), а наличие на дорожном покрытии ямы, покрытой водой.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции в достаточной мере оценил действия водителя в дорожно-транспортном происшествии и как следствие верно определил суммы, взысканные с ответчика в возмещение имущественного ущерба, а также судебные расходы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи