ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10516/2013 от 11.12.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Шатохина Н.В. Дело №33-10516/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 11 декабря 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дороднова Г.И.,

судей Сорокина М.С. и Кручинина М.А.

при секретаре судебного заседания ФИО6

с участием прокурора отдела прокуратуры ФИО1<адрес>ФИО10

по докладу судьи областного суда Кручинина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства дело по апелляционному представлению <данные изъяты> – прокурора, участвующего в деле, – ФИО8 на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2013 года по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора ФИО1<адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранения нарушений закона при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения,

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> прокурор обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения закона при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения. Указал в иске что <данные изъяты> прокуратурой по обращению ФИО7, проживающей по адресу: городской округ <адрес>, о несогласии с установленным тарифом на сжиженный емкостной газ, порядком оплаты коммунальной услуги газоснабжения и другим вопросам проведена проверка. В результате проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») осуществляет предоставление коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом по централизованной сети газоснабжения. При этом ООО «<данные изъяты>» не высылает потребителям услуги газоснабжения квитанции на оплату потребленной коммунальной услуги. Оплата населением данной коммунальной услуги осуществляется по абонентским книжкам. Указанное является нарушением частей 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пунктов 67, 69, 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Кроме того, прокурор указал в иске о том, что размер платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом по централизованной сети газоснабжения определяется ООО «<данные изъяты>» в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», постановления Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. №592, которым утверждены нормативы потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом на территории Нижегородской области.

Также указал в иске о том, что в нарушение Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239, ООО «<данные изъяты>» не обеспечивает обслуживание и ремонт внутриквартирного газоиспользующего оборудования.

Руководствуясь статьей 45 ГПК и положениями Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» просил признать противоправными действия ООО «<данные изъяты>» в части:

- непредставления потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежных документов;

- неприменения при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом в нарушение требований закона нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 №592;

- непроведения регулярного периодического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренного пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 №239.

Просил обязать ООО «<данные изъяты>» устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга потребителей коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес>:

- представлять потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежные документы;

- применять при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом нормативы потребления коммунальной услуги, утвержденные Правительством Нижегородской области;

- проводить регулярное периодическое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренное пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239.

Также просил обязать «<данные изъяты>» не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес> решение суда.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции <данные изъяты> прокурора ФИО8 просил иск удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика ФИО9 иск не признал и пояснил, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права.

Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2013 года постановлено в иске <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения закона при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения отказать.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда первой инстанции отменить и требования иска удовлетворить. Указывает, что суд принял незаконное и необоснованное решение в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суд неправильно применил нормы материального права и допустил грубое нарушение норм процессуального права.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры ФИО1<адрес>ФИО10 просил апелляционное представление прокурора удовлетворить. Указал, что решение суда является незаконным. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав судью-докладчика и прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Прокурором заявлено требование о признании противоправным действия ООО «<данные изъяты>» в части непредставления потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежных документов; обязать ООО «<данные изъяты>» устранить допущенное нарушение и представлять потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежные документы.

При этом прокурор исходил из приведенных в иске положений Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе газоснабжение.

Статьей 155 ЖК РФ определен порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 2 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, определен перечень сведений, которые в обязательном порядке должен содержать платежный документ (в том числе: объем коммунальных услуг, сведения о размере перерасчета платы, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды и т.д.).

Пунктом 71 Правил предусмотрено утверждение примерной формы платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги (утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011г. №454).

Прокурором установлено, что платежные документы потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом по централизованной сети газоснабжения ответчиком не представляются, оплата производится по абонентским книжкам. Данное обстоятельство подтверждается письменным объяснением старшего мастера ГНС в <адрес> ООО «<данные изъяты>» ФИО11 (л.д.34) и не опровергнуто ответчиком.

Таким образом, при оказании услуги по поставке сжиженного газа ООО «<данные изъяты>» допускается нарушение установленного законом порядка расчета с потребителями в части непредставления потребителям платежных документов.

Отказывая прокурору в данном требовании, суд первой инстанции указал на то, что статьей 155 ЖК РФ предусмотрен различный порядок оплаты коммунальных услуг, в том числе посредством оплаты в управляющую организацию.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.

По данному делу прокурор не оспаривает законность действий ответчика, связанных с полномочиями ООО «<данные изъяты>» на поставку газа непосредственно населению либо связанных с полномочиями ООО «<данные изъяты>» на получение от граждан денежных средстве в качестве оплаты за поставленный газ. В данном случае в исковом заявлении прокурор указывает на нарушение ответчиком установленного законом порядка направления потребителям платежных документов при доказанности того обстоятельства, что фактически услуга по поставке газа им осуществляется. Поэтому, осуществляя действия по поставке сжиженного газа гражданам-потребителям с получением от граждан оплаты, ООО «<данные изъяты>» должно соблюдать установленный законом порядок, связанный с необходимостью направления гражданам к определенному сроку платежных документов.

При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что действующим законодательством предусмотрена в определенных случаях возможность внесения гражданами платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (например, ч.7.1 ст.155 ЖК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008г. №549 «О порядке поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»).

Прокурором также заявлено требование о признании противоправными действий ООО «<данные изъяты>» в части неприменения при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. №592, и, соответственно, возложении на ответчика обязанности применять при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом нормативы потребления коммунальной услуги, утвержденные Правительством Нижегородской области.

Судом первой инстанции в удовлетворении данного требования также было отказано. При этом суд указал в решении, что прокурор, исходя из положений статей 45, 46 ГПК РФ, статей 44, 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», не вправе был обратиться в суд в интересах неопределенного круга потребителей с требованиями об обязании ответчика совершить какие-либо действия.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Требования прокурора заключались в признании незаконным действия ответчика по неприменению постановления Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. №592 и проведению расчетов по оплате услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом иным образом (не в соответствии с указанным постановлением Правительства Нижегородской области). Прокурор просил обязать применять данный нормативный правовой акт при расчете платы за коммунальную услугу в случае отсутствия приборов учета газа.

По мнению судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда исковые требования прокурора соответствуют положениям статьи 45 ГПК РФ и статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и по своему содержанию подпадают под понятие «признание действий противоправными», то есть подлежат рассмотрению судом, на что указано в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Таким образом, прокурор вправе был обратиться в суд с приведенным выше исковым требованием, вывод суда первой инстанции является ошибочным.

Кроме того, само по себе признание того обстоятельства, что заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица государственным органом, которому законом такое право не предоставлено (как посчитал суд первой инстанции), является основанием не для отказа в иске, а для отказа в принятии искового заявления (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ) либо в прекращении производства по делу, если производство по делу судом было возбуждено (ст.220 ГПК РФ).

Как указано выше, по настоящему делу оснований для прекращения производства по делу не имелось.

В таком случае в указанной части решение суда также не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Рассмотрев заявленные прокурором требования в части признания незаконным действия ответчика по неприменению постановления Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. №592 и проведению расчетов по оплате услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом иным образом (не в соответствии с указанным постановлением Правительства Нижегородской области), а также обязании ООО «<данные изъяты>» применять данный нормативный правовой акт при расчете платы за коммунальную услугу в случае отсутствия приборов учета газа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости их удовлетворения по следующим мотивам.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение.

В соответствии частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании части 2 данной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Правительством Нижегородской области в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2009 года №340 «Об утверждении Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа» 30 августа 2012г. было принято постановление №592 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом на территории Нижегородской области». Данным постановлением утверждены нормативы потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповых емкостей при отсутствии приборов учета сжиженного углеводородного газа на территории Нижегородской области.

Из материалов дела усматривается, что ООО «<данные изъяты>» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет предоставление населению городского округа <адрес>ФИО1<адрес> коммунальные услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом по централизованной сети газоснабжения.

С учетом изложенного размер платы за коммунальные услуги должен рассчитывается в соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ, то есть для граждан, потребляющих коммунальную услугу по газоснабжению сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповых емкостей при отсутствии приборов учета сжиженного углеводородного газа, – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных на настоящий момент постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012г. №592 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом на территории Нижегородской области».

При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что розничные цены (с учетом НДС) на сжиженный газ на 2013г., реализуемый населению Нижегородской области для бытовых нужд ООО «<данные изъяты>» из групповых газовых резервуарных установок, были утверждены решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2012г. №68/102

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что размер платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом по централизованной сети газоснабжения ООО «<данные изъяты>» осуществляет следующим образом. Объем фактически потребленного из резервуарных установок за 1 месяц газа умножается на розничную цену на сжиженный газ, утверждаемую Региональной службой по тарифам Нижегородской области. Из полученной суммы вычитается количество оплаченных квитанций по индивидуальным приборам учета, оставшаяся сумма распределяется пропорционально между потребителями, жилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета. Данное обстоятельство подтверждается материалами прокурорской проверки, в том числе письменным объяснением начальника участка аварийно-диспетчерской службы <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» ФИО12 (л.д.21).

С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда удовлетворяет требование прокурора, указывая при этом, что расчет оплаты услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом с применением нормативов потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеродным газом от резервуарных и групповые емкостей применяется при отсутствии приборов учета сжиженного углеродного газа.

Прокурором также заявлено требование о признании противоправными действий ООО «<данные изъяты>» в части непроведения регулярного периодического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренного пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239, и о возложении на ООО «<данные изъяты>» обязанности проводить регулярное периодическое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренное пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239.

Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований прокурора в данной части в связи с тем, что прокурор не вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга потребителей с требованиями об обязании ответчика совершить какие-либо действия.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Требования прокурора заключались в признании противоправными действия ответчика по неприменению Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239. Прокурор просил суд обязать ООО «<данные изъяты>» проводить регулярное периодическое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренное пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239.

Суд апелляционной инстанции также полагает, что исковые требования прокурора соответствуют положениям статьи 45 ГПК РФ и статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и по своему содержанию подпадают под понятие «признание действий противоправными», то есть подлежат рассмотрению судом, на что указано в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Таким образом, прокурор вправе был обратиться в суд с приведенным выше исковым требованием, вывод суда первой инстанции является ошибочным.

В таком случае в указанной части решение суда также не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Рассмотрев заявленное прокурором требование, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, ответчик ООО «<данные изъяты>» предоставляет услуги по газоснабжению сжиженным углеродным газом от резервуарных и групповые емкостей для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В соответствии с пунктом 131 постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам.

На основании пункта 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Согласно подпункту «в» пункта 22 указанных Правил поставщик газа обязан осуществлять не реже 1 раза в год проверку (в редакции постановления Правительства РФ от 14 мая 2013г. №410).

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013г. №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» предусмотрена обязанность исполнителя по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования домовладения или внутриквартирного газового оборудования (пункт 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению).

Министерством регионального развития РФ на основании постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 издан приказ от 26 июня 2009г. №239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.09.2009г. №14788). Данный приказ не отменен и не признан недействующим.

Согласно пункту 7 Порядка проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.

Данным Порядком предусмотрен минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, которые приведены в Приложении 1 к Порядку (в том числе в отношении газоиспользующего оборудования: осмотр, приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств, проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, проверка состояния соединительных труб с дымовым каналом, разборка и смазка кранов, проверка работоспособности автоматики безопасности, ее наладка и регулировка, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы.

Пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009г. №239, установлено, что техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования должно производиться в сроки, установленные изготовителем, но не реже одного раза в три года. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования его техническое обслуживание осуществляется на основании результатов технической инвентаризации, но не реже одного раза в год.

Из материалов дела усматривается, что ООО «<данные изъяты>», являясь поставщиком газа, заключает договора на техническое обслуживание газового оборудования. Данное обстоятельство подтверждается копиями договоров (л.д.22-27), актом инспекционного обследования жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. , составленного главным специалистом-инспектором <данные изъяты> государственной жилищной инспекции ФИО1<адрес> (л.д.18-20). В соответствии с актом инспекционного обследования жилищного фонда ООО «<данные изъяты>» не проводятся работы согласно договорам, заключенным с собственниками жилых помещений, по периодическому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газоиспользующего оборудования. Так в абонентской книжке <адрес> по <адрес> городского округа <адрес>, выданной ДД.ММ.ГГГГ., отсутствуют записи о проведении ППР; в квартире установлена газовая плита ДД.ММ.ГГГГ. выпуска, на которой имеются неисправные краны (не поворачиваются ручки кранов); по словам жителя <адрес>ФИО7 обслуживание газовой плиты специалистами ООО «<данные изъяты>» не проводилось. В <адрес>, согласно абонентской книжки, ППР проводились в октябре 2007г. По словам представителя ООО «<данные изъяты>» ФИО13 обслуживание и ремонт внутриквартирного газоиспользующего оборудования проводится по заявкам жителей (л.д.18-20). Согласно письменному объяснению старшего мастера <данные изъяты> в городе <адрес> ООО «<данные изъяты>» ФИО11 обслуживание бытового газоиспользующего оборудования населения производится по заявкам потребителей. Какого-либо графика в ООО «<данные изъяты>» не разработано (л.д.34).

С учетом указанных обстоятельств и приведенных норм права требование прокурора подлежит удовлетворению. При этом судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда принимает во внимание, что пунктом 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013г. №410, также установлены обязанности исполнителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Поэтому пункт 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009г. №239, подлежит применению с учетом положения 43 вновь принятых Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013г. №410.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

На основании части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда может быть отменено в апелляционном порядке в случае неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Решение по данному делу не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Требования прокурора подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям. Ответчиком по делу доказательств, опровергающих довода и доказательства, представленные прокурором, суду предоставлено не было.

Так как рассматриваемые правоотношения по оказанию коммунальных услуг по газоснабжению населения регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», а заявление прокурором подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, то применению подлежит положения статьи 46 данного Закона Российской Федерации об обязанности правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, о чем просил в исковом заявлении прокурор. Судебная коллегия полагает необходимым возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность в месячный срок с момента принятия данного апелляционного определения довести до сведения потребителей коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес>ФИО1<адрес> через средства массовой информации или иным способом принятое по делу решение (апелляционное определение).

В соответствии со статьей 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2013 года отменить, апелляционное представление прокурора удовлетворить.

Принять по делу новое решение.

Исковое заявление прокурора <адрес>ФИО1<адрес> удовлетворить.

Признать противоправными действия ООО «<данные изъяты>» в части:

- непредставления потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповые емкостей городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежных документов;

- неприменения в нарушение требований закона при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповые емкостей при отсутствии приборов учета сжиженного углеродного газа нормативов потребления населением коммунальной услуги, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. №592;

- непроведения регулярного периодического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренного пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239.

Обязать ООО «<данные изъяты>» устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга потребителей коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом городского округа <адрес>, а именно:

- представлять потребителям коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповые емкостей городского округа <адрес> не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, платежные документы;

- применять при определении размера платы за коммунальную услугу газоснабжения сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповые емкостей при отсутствии приборов учета сжиженного углеродного газа нормативы потребления коммунальной услуги, утвержденные Правительством Нижегородской области;

- проводить регулярное периодическое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, предусмотренное пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009г. №239.

Обязать «<данные изъяты>» в месячный срок с момента принятия данного апелляционного определения довести до сведения потребителей коммунальной услуги газоснабжения сжиженным углеводородным газом от резервуарных и групповых емкостей городского округа <адрес>ФИО1<адрес> через средства массовой информации или иным способом принятое по делу решение (апелляционное определение).

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: