Судья Панова Н.А.
Дело № 33-10516/2021
(2-309/2021, 59RS0009-01-2021-000336-32)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 18 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Ивановой Е.В., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Мусулевой Н.А.,
с участием прокурора Королевой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Александровского городского суда Пермского края от 22 июля 2021 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Александровского муниципального округа Пермского края, администрации Александровского муниципального района в лице ликвидационной комиссии о признании незаконным распоряжения №** от 29.04.2021 года, восстановлении на предусмотренную предложенную вакантную должность в соответствии с уровнем квалификации, профессиональным образованием в администрации Александровского муниципального округа с прежнем уровнем дохода, аннулировании записи в трудовой книжке от 11.05.2021 года администрации Александровского муниципального района, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 150000 рублей отказать».
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, заключение прокурора Королевой М.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ФИО1 обратилась в суд с уточненным иском к администрации Александровского муниципального округа Пермского края, администрации Александровского муниципального района в лице ликвидационной комиссии о признании незаконным распоряжения №** от 29.04.2021 года, восстановлении на предусмотренную предложенную вакантную должность в соответствии с уровнем квалификации, профессиональным образованием в администрации Александровского муниципального округа с прежнем уровнем дохода, аннулировании записи в трудовой книжке от 11.05.2021 года администрации Александровского муниципального района, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета 1133,36 рублей за один рабочий день с 12.05.2021 года по момент фактического восстановления на работе с администрации Александровского муниципального округа Пермского края, являющейся правопреемником администрации Александровского муниципального района Пермского края, компенсации морального вреда в размере 150000 рублей.
В обоснование исковых требований указала, что 06.03.2017 года она была принята на работу в администрацию Александровского муниципального района (далее - Работодатель) на должность специалиста 1 категории сектора планирования муниципальных закупок (младшая муниципальная должность) на основании Распоряжения от 06 марта 2017 г. № **, с ней был заключен трудовой договор. Распоряжением от 13 июня 2017 г. № ** переведена на должность ведущего специалиста отдела экономического развития, что подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору от 13 июня 2017 г. № **. Распоряжением от 26 марта 2018 г. № ** переведена на должность ведущего специалиста сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка, что подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору от 26 марта 2018 г. № **. За весь период работы в администрации Александровского муниципального района нареканий в адрес истца относительно исполнения ею должностных обязанностей от руководства не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины не имела. 22.10.2019 года она получила Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 17.10.2019 №** на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Согласно данному уведомлению трудовой договор должен был быть расторгнут 31.12.2019 года со дня формирования администрации Александровского муниципального округа. 25.12.2019 года ей было вручено Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от 25.12.2019 года № ** взамен ранее выданного предупреждения № ** от 17.10.2019 г., согласно которому последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа. Основанием настоящего предупреждения послужил Закон Пермского края от 27 мая 2019 г. № 395-ПК. Распоряжением от 29.04.2021 г. № ** с ней был расторгнут трудовой договор, она была освобождена от занимаемой должности с 11.05.2021, уволена с муниципальной службы в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С Приказом об увольнении истец была ознакомлена, трудовую книжку на руки получила 11.05.2021 года. Считает действия работодателя незаконными, поскольку Законом Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК были преобразованы Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование Александровский муниципальный округ Пермского края (ст. 1 Закона № 395- ПК). В соответствии с абзацем 5 ч. 4 Закона № 395-ПК со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются. Со дня прекращения полномочий Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения (Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения, Александровского муниципального района), определенного в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 395- ПК, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются, состав ликвидационной комиссии; функции ликвидационной комиссии; планы ликвидационных мероприятий; срок проведения ликвидации. На сегодняшний день решение представительного органа муниципального образования о ликвидации органов местного самоуправления Александровского муниципального районаотсутствует. Обратила внимание на то, что предупреждение о предстоящем увольнении от 17.10.2019 года, а также в последующем предупреждении от 25.12.2019 основанием для увольнения служило ликвидация организации. Тем не менее, решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 40 от 17.12.2019 год в пункте 2 установлено «Определить администрацию Александровского муниципального округа Пермского края правопреемникомв отношениях с органами; государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления». Согласно закона Пермского края № 395-ПК ст. 3 п. 1 органы местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемникамиорганов местного самоуправления, которые на день создания Александровского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей: территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Ссылаясь на п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 указала, что ликвидация -решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке(ст. 61 ГК РФ). Ссылаясь на Федеральный закон от 27.06.2004 года №79-ФЗ, указала, что предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации истец получила дважды 22.10.2019 года и 25.12.2019, однако после предупреждения об увольнении в связи с ликвидацией предложения о вакантных должностях с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности ей не поступило. В силу ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидации организации, сокращением численности или штата работников организации работник предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, фактическое увольнение состоялось 11.05.2021, т.е. спустя 510 дней. Более того, в предупреждении об увольнении указано, что последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа, т.е. предупреждение не привязано к конкретной дате, а исходит из события которое должно когда-либо произойти. Считает, что ее увольнение произошло в нарушении п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а именно не было ликвидации организации, произошло лишь правопреемство, что подтверждается Решением Думы от 17.12.2019 № 40, Законом Пермского края № 395-ПК от 27.05.2019, а также увольнение произошло по истечении двухмесячного срока. Ответчик своими действиями нарушил права истца, также у истца на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Своими незаконными действиями ответчик лишил истца возможности обеспечивать ее ребенку прежний уровень жизни.
Истец ФИО1 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала по изложенным в нем доводам.
Ранее в судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4, действующие на основании устного ходатайства истца, уточненные исковые требования поддержали, указав, что фактически произошла не ликвидация администрации Александровского муниципального района, а преобразование, поскольку некоторые сотрудники администрации района были переведены в администрацию округа, справка о средней заработной плате истцу была выдана администрацией Александровского муниципального округа и подписана главой администрации округа Л.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит истец ФИО1, указав в апелляционной жалобе, что является ошибочным вывод суда о том, что правопреемство муниципальных образований не может трактоваться как правопреемство юридических лиц при их реорганизации по ст. 58 ГК РФ. Полагает, что в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края с переходом ее прав и обязанностей к администрации Александровского муниципального округа работодателю следовало руководствоваться не п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а ч. 5 ст. 75 ТК РФ, п. 5, 6 ст. 77 ТК РФ. Ряд сотрудников администрации района был переведён в администрацию округа. Кроме того, выходное пособие за 2 месяц после увольнения было перечислено администрацией Александровского муниципального округа. Просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В письменных возражениях на жалобу прокуратура г. Александровска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Участвовавший в рассмотрении дела прокурор считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, что между администрацией Александровского муниципального района Пермского края и ФИО1 заключен трудовой договор №** от 06.03.2017 года (л.д.35-38), в соответствии с которым ФИО1 поступает на муниципальную службу в администрацию Александровского муниципального района на должность специалист 1 категории сектора планирования муниципальных закупок, относящуюся в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы к группе младших должностей муниципальной службы (п.1.1). В соответствии с пунктом 1.2 указанного трудового договора ФИО1 назначается на указанную должность на срок с 06.03.2017 года по 05.04.2017 года на период ежегодного оплачиваемого отпуска Х.
Дополнительным соглашением №** от 06.04.2017 года ФИО1 назначена на указанную должность на срок с 06.03.2017 года по 23.08.2017 года на период ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска по беременности и родам Х. (л.д.39), 29.05.2017 года заключено дополнительное соглашение на временное исполнение обязанностей начальника сектора планирования муниципальных закупок во время ежегодного оплачиваемого отпуска начальника сектора планирования муниципальных закупок С1. (л.д.40).
Распоряжениями администрации Александровского муниципального района Пермского края №** от 13.06.2017 года ФИО1 назначена переводом 13.06.2017 года на должность ведущего специалиста отдела экономического развития (старшая должность муниципальной службы) и временном исполнении обязанностей начальника сектора планирования муниципальных закупок во время ежегодного оплачиваемого отпуска начальника сектора планирования муниципальных закупок Х. (л.д.41,42), распоряжением этой же администрации №** от 26.03.2018 года ФИО1 назначена переводом 26.03.2018 года на должность ведущего специалиста сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка (старшая должность муниципальной службы) (л.д.20), о чем с ней заключено дополнительное соглашение №** от 26.03.2018 года (л.д.44). Дополнительным соглашением №** от 06.10.2020 года ФИО1 поручена дополнительная работа - временное исполнение обязанностей начальника сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка на период вакансии начальника сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка (л.д.47).
23.05.2019 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 27.05.2019 №395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее Закон №395-ПК).
Законом №395-ПК установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края.
Согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №** от 29.04.2021 года трудовой договор с ФИО1 расторгнут в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, с 11.05.2021 года ФИО1 освобождена от занимаемой должности ведущего специалиста сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка; на основании ч.1 ст.178 ТК РФ ФИО1 выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка (л.д.59, 60), в трудовую книжку истца внесена соответствующая запись о расторжении рудового договора в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (л.д.7-12).
С распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №** от 29.04.2021 года, в котором указано основание расторжения трудового договора (увольнения), ФИО1 ознакомлена 11.05.2021 года, в тот же день ей выдана трудовая книжка, что не оспаривалось сторонами, в последующем ей произведены соответствующие выплаты, связанные с ее увольнением (л.д.70-72, 74-77).
В судебном заседании стороны не оспаривали, что ФИО1 была уведомлена работодателем 17.10.2019 года и 25.12.2019 года о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, что также подтверждается уведомлениями №** от 17.10.2019 года, с которым ФИО1 была ознакомлена – 22.10.2019 года (л.д.48), уведомлением №** от 25.12.2019 года, с которым истец также была ознакомлена в этот же день – 25.12.2019 года (л.д.49).
В уведомлении №** от 17.10.2019 года срок расторжения трудового договора был указан 31.12.2019 года, в предупреждении №** от 25.12.2019 года имеется ссылка на то, что трудовой договор будет расторгнут на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ со ссылкой за Закон Пермского края №395-ПК, последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа.
Администрация Александровского муниципального округа приступила к исполнению исполнительно – распорядительных полномочий (с учетом решений Думы Александровского муниципального округа №171 от 29.04.2021, №165 от 15.04.2021) - с 12.05.2021 года.
Истец уволена по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ 11.05.2021 года.
Доводы апеллятора были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом местная администрация обладает правами юридического лица (часть 7 статьи 37).
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Решением Земского Собрания Александровского муниципального района №234 от 17.12.2015 года (с учетом внесенных изменений решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края №70 от 27.06.2019 года) утверждена структура администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №485-р(л) от 28.12.2020 года утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального района Пермского края на 2021 года, предусматривающее наличие должности специалист сектора по развитию предпринимательства и потребительского рынка (л.д.50, 51-54).
Законом №395-ПК определено преобразование всех поселений, входящих в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование - Александровский муниципальный округ Пермского края, при этом со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица.
В связи с предстоящей ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании Закона №395-ПК в адрес профсоюзной организации администрации Александровского муниципального района 23.09.2019 года было направлено соответствующее уведомление с приложением списка работников, по результатам рассмотрения которых профсоюзный комитет дал согласие по вопросу увольнения работников в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (мотивированное мнение первичной профсоюзной организации и протокол общего собрания профсоюзной организации от 24.09.2019 года)-л.д.121-126.
23.09.2019 года и 19.02.2021 года администрацией Александровского муниципального района Пермского края в адрес ГУ Центра занятости населения г.Александровска Пермского края также были направлены списки работников в связи с предстоящим увольнением в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края (л.д.128-142).
Решением Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 №23 принят Устав Александровского муниципального округа Пермского края.
Решением Думы Александровского муниципального района №159 от 01.04.2021 года избрана главой муниципального округа - главой администрации Александровского муниципального округа Пермского края – Л., день вступления Л. в должность определен – 02.04.2021 года.
Решением Думы Александровского муниципального района №160 от 01.04.2021 года С2. назначена исполняющим полномочия главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района в части руководства администрацией Александровского муниципального района на период до дня формирования администрации Александровского муниципального округа.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №** от 02.04.2021 года досрочно прекращены полномочия главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района Б.
Решением Думы Александровского муниципального округа №163 от 08.04.2021 года учреждена администрация Александровского муниципального округа, утверждена структура администрации Александровского муниципального округа (л.д.55, 56).
Запись о создании юридического лица Администрации Александровского муниципального округа внесена в ЕГРЮЛ 16.04.2021 года.
Администрация Александровского муниципального округа приступила к исполнению исполнительно – распорядительных полномочий (с учетом решений Думы Александровского муниципального округа №171 от 29.04.2021, №165 от 15.04.2021) - с 12.05.2021 года (л.д.57, 58).
Распоряжением созданного юридического лица администрации Александровского муниципального округа №** от 12.05.2021 года утверждено новое штатное расписание администрации Александровского муниципального округа с 12.05.2021 года (л.д.61, 62-69), также распоряжением администрации Александровского муниципального округа №2-р (л) от 12.05.2021 года утвержден кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа.
Вопреки доводам апеллятора указанные меры свидетельствуют о предстоящей реальной ликвидации юридического лица – администрации Александровского муниципального района Пермского края в соответствии с положениями Закона №395-ПК.
В настоящее время в администрации Александровского муниципального района процедуру ликвидации осуществляет Ликвидационная комиссия.
Доводы ФИО1 о правопреемстве Администрации Александровского муниципального района в части трудовых отношений отклоняются судебной коллегией, поскольку Закон Пермского края от 27.05.2019 N 395-ПК (ред. от 05.07.2021) "Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края" предусматривает правопреемство органов местного самоуправления только в связи с реализацией полномочий по вопросам местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Александровского муниципального района и ее работниками не отнесены (ст. 3 Закона Пермского края № 395-ПК).
Также подлежит отклонению довод о дискриминации в действиях как прежнего работодателя при увольнении истца, так и нового работодателя при приеме на работу в вновь созданное юридическое лицо.
Доказательств, подтверждающих дискриминационный характер причин увольнения, истцом в суд не представлено.
Факт того, что между частью работников администрации Александровского муниципального района, их работодателем (этой администрацией) и администрацией Александровского муниципального округа было согласовано увольнение переводом в администрацию округа, не свидетельствует о дискриминации по отношению к истцу и не свидетельствует об избирательном подходе ответчиков к вопросам увольнения.
То обстоятельство, что на работу во вновь учрежденный орган были приняты бывшие работники администрации Александровского муниципального района, сам по себе о дискриминации истца не свидетельствует, независимо от оснований увольнения таких работников с прежней работы. Данных о том, что истец писала заявление о переводе ее в администрацию округа, а ей было отказано в таком переводе, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, получение уведомления о предстоящем увольнении более чем за два месяца, указанного в ч. 2 ст. 180 ТК РФ не влечет нарушение прав истца, так как данной нормой указывается на необходимость соблюдения работодателем нижнего предела срока, поскольку работник должен быть уведомлен работодателем о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца для реализации возможности работника по поиску новой работы.
Доводы жалобы относительно необходимости применения в данной ситуации не п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а ч. 5 ст. 75 ТК РФ, п. 5,6 ст. 77 ТК РФ основаны на ошибочном толковании норм трудового законодательства.
Доводы жалобы о том, что плательщиком пособия за второй месяц после увольнения является администрация Александровского муниципального округа, отмену решения суда не влечет, поскольку как следует из Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования (ст. 6 БК РФ). Платежи, которые осуществляются администрацией Александровского муниципального округа как плательщиком, не являются подтверждением правопреемства между администрацией Александровского муниципального района и администрацией Александровского муниципального округа, а лишь подтверждают статус администрации округа как главного распорядителя бюджетных денежных средств.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Также изложенные доводы связаны с несогласием истца с принятым судом решением, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Александровского городского суда Пермского края от 22 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: