Судья Щиголева Ю.В. Дело № 33-10516/2023 (2-4465/2023)
УИД 22RS0004-01-2023-000237-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Довиденко Е.А.,
судей Амана А.Я., Шмидт Ю.С.,
при секретаре Пахомовой Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 августа 2023 года по делу
по иску ВАГ к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» о возложении обязанности предоставить материальную помощь.
Заслушав доклад судьи Шмидт Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ВАГ обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести выплату материальной помощи.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 28.07.2000 он принят на службу в отделение вневедомственной охраны по <адрес> на должность милиционера. В дальнейшем данное подразделение включено в структуру Росгвардии.
22.07.2022 ВАГ обратился с рапортом к начальнику ОВО по <адрес>, в котором просил произвести выплату материальной помощи, в связи со смертью отца. Непосредственный начальник истца ходатайствовал по существу рапорта перед вышестоящим руководителем.
Приказом Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 26.07.2022 с истцом расторгнут служебный контракт 01.08.2022.
Выплата материальной помощи в связи со смертью близкого родственника до настоящего времени не произведена. Согласно ответу Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 08.08.2022 данная материальная помощь не является обязательной и гарантированной законом, решение о её выплате принимается исключительно начальником при наличии объемов бюджетных ассигнований, доведенных на указанные цели. Также из ответа следует, что обращение истца взято на контроль, и выплата будет произведена при поступлении финансирования.
Таким образом, право истца на получение спорной выплаты признано и подтверждено руководителем, но его реализация поставлена в зависимость от получения целевого финансирования. Следовательно, невыплата материальной помощи нарушает права истца, что явилось поводом для обращения в суд.
Кроме того, истцу известно, что некоторым иным лицам в схожей ситуации осуществлены аналогичные выплаты, что свидетельствует о наличии у ответчика целевого финансирования. При этом выборочное предоставление спорной выплаты одним лицам наряду с непредоставлением этой выплаты другим нарушает положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом.
На основании изложенного, истец просил возложить на ответчика обязанность выплатить ему материальную помощь в связи со смертью отца на основании подпункта 1 пункта 107 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406 (далее – Порядок № 406).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю».
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в части.
На ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» возложена обязанность произвести выплату ВАГ дополнительной материальной помощи в связи со смертью близкого родственника на основании его рапорта от 22.07.2022 в порядке, предусмотренном Приказом Росгвардии от 20.02.2023 № 45 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также предоставления им отдельных выплат» за счет бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели, по мере поступления данных средств.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что объем средств на осуществление выплат материальной помощи определяется исходя из численности и состава сотрудников, имеющих право на их получение. Для возможности получения спорной выплаты, резолюция руководителя на рапорте сотрудника оформляется с указанием суммы в рублях. На рапорте, копия которого имеется в материалах дела, резолюция руководителя с указанием суммы в рублях отсутствует.
Судом сделан ошибочный вывод о том, что право истца на спорную выплату признано и подтверждено руководителем и поставлено в зависимость от получения целевого финансирования, однако судом не учтен тот факт, что рассматривалось обращение ВАГ как действующего сотрудника, а не уволенного со службы и исключенного из состава сотрудников. В связи с отсутствием бюджетных ассигнований на момент подачи и рассмотрения руководителем рапорта ВАГ на выплату дополнительной материальной помощи, решение о её выплате не могло быть принято. Выплата дополнительной материальной помощи уволенным со службы сотрудникам Порядком не предусмотрена.
Кроме того, решение о взыскании денежных средств вынесено без привлечения главного распорядителя бюджетных средств, которым является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В материалы дела представлен письменный отзыв ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю на апелляционную жалобу, в котором поддержаны доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда.
В суде апелляционной инстанции истец ВАГ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» - ШТН просила решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ВАГ по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю – ДАИ полагала, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, а иск ВАГ не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с не правильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимание.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространены положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Обеспечение денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат в спорный период, осуществлялось в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406 (далее – Порядок № 406).
В соответствии с пунктами 105-106 Порядка № 406 сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год. Решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему в декабре текущего года.
Согласно подпункту 1 пункта 107 Порядка № 406 в пределах средств, выделенных на денежное довольствие сотруднику на основании его мотивированного рапорта и решения руководителя, дополнительно может быть оказана материальная помощь (далее - дополнительная материальная помощь) без учета материальной помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 105 настоящего Порядка, в случае смерти (гибели) близких родственников (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лиц, находящихся на его иждивении, при предоставлении копии свидетельства о смерти - в размере 60 000 рублей по каждому случаю.
Мотивированный рапорт подается сотрудником до истечения одного года со дня наступления случая, предусмотренного пунктом 107 настоящего Порядка. Решение об оказании материальной помощи (дополнительной материальной помощи) руководителям принимается вышестоящим руководителем. Решение об оказании дополнительной материальной помощи оформляется на рапорте в виде резолюции с указанием суммы в рублях (пункт 108 Порядка № 406).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 28.07.2000 ВАГ проходил службу в отделе вневедомственной охраны по <адрес>, которое в последующем включено в состав ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее – УВО ВНГ РФ по Алтайскому краю, что подтверждается трудовой книжкой истца и не оспаривалось сторонами.
Приказом начальника УВО ВНГ РФ по Алтайскому краю ***л/с от 26.07.2022 истец на основании его рапорта уволен со службы в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 01.08.2022.
22.07.2022, то есть в период прохождения службы, истцом подан рапорт на имя начальника ОВО по <адрес> об оказании материальной помощи в размере 60 000 руб. в связи со смертью отца – ВГА
На данном рапорте 22.07.2022 начальником ОВО по <адрес> на имя врио начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» изложено ходатайство по существу рапорта.
25.07.2022 ВАГ обратился в ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» с заявлением о предоставлении ответа по вышеуказанному рапорту.
В ответе Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 08.08.2022 ***-В-4 истцу сообщено, что дополнительная материальная помощь, предусмотренная пунктом 107 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утв. Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406, не является обязательной и гарантированной денежной выплатой. Решение об оказании сотруднику дополнительной материальной помощи принимается непосредственным начальником и только при наличии объемов бюджетных ассигнований, доведенных на указанные цели. Управлением Росгвардии по Алтайскому краю обращение взято на контроль, дополнительные заявки на выделение денежных средств направлены в вышестоящий орган в установленном порядке. Выплата дополнительной материальной помощи будет осуществлена при поступлении финансирования. В связи с отсутствием финансирования на выплату дополнительной материальной помощи принять решение о выплате не представляется возможным.
Кроме этого, 27.07.2022 в ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» поступило обращение ВАГ с просьбой разобраться с обстоятельствами не выплаты ему дополнительной материальной помощи в связи со смертью отца.
По обращению проведена проверка, в ходе которой установлено, что согласно заявкам о потребности в лимитах бюджетных обязательств на 2022 год общая потребность лимитов бюджетных обязательств по направлению расходов «материальная помощь сверх 1 ОДС» по состоянию на 24.02.2022 составляла 4 260 000 руб., по состоянию на 25.03.2022 - 4 440 000 руб., по состоянию на 27.04.2022 – 4 800 000 руб., на 24.05.2022 – 4 860 000 руб., на 29.06.2022 – 5 160 000 руб., на 26.07.2022 – 5 160 000 руб. Заявки о потребности в лимитах бюджетных обязательств на выплату дополнительной материальной помощи направляются ежемесячно. В январе 2022 года для оказания дополнительной материальной помощи выделено 2 377 200 руб. Начальником Управления Росгвардии по Алтайскому краю лично распределены доведенные лимиты бюджетных обязательств, и дополнительная материальная помощь в размере 60 000 руб. произведена 109 сотрудникам. В связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств не произведена выплата 55 сотрудникам. Больше в 2022 году на данные цели лимиты бюджетных обязательств не доводились. В связи с тем, что при поступлении рапорта ВАГ отсутствовало финансирование, врио начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» принято решение о направлении мотивированного ходатайства на увеличение фонда дополнительной материальной помощи.
Согласно заключению по результатам проведенной проверки, утвержденному врио начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» от 12.08.2022, в выплате дополнительной материальной помощи ВАГ отказано не было. Невозможность своевременной выплаты дополнительной материальной помощи стала следствием расходования выделенных в январе 2022 года лимитов бюджетных обязательств по направлению расходов «материальная помощь сверх 1 ОДС» и их отсутствием по состоянию на 22.07.2022 (л.д.72).
О результатах проверки истцу сообщено в ответе ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» от 12.08.2022 ***-В-2 (л.д. 94).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание тот факт, что рапорт на выплату дополнительной материальной помощи подан ВАГ в период служебных отношений, право истца на получение дополнительной материальной помощи не оспаривалось руководителем на момент подачи рапорта, пришел к выводу о том, что сотрудник, приобретя право на спорную выплату в период служебных отношений и не получивший её по причине недостаточности финансирования, не должен утрачивать данное право после прекращения службы в связи с чем, удовлетворил исковые требования в части, предъявленной к ответчику ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю».
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в первом квартале 2022 года произведена выплата дополнительной материальной помощи 40 сотрудникам по рапортам, поданным ещё в 2021 году, и двум сотрудникам – по рапортам от 14.02.2022 и 18.07.2022, то есть до даты подачи соответствующего рапорта ВАГ Больше в 2022 году на данные цели лимиты бюджетных обязательств не доводились. Таким образом, доводы истца о том, что он поставлен в неравное положение с другими сотрудниками, которым выплата дополнительной материальной помощи произведена после подачи им рапорта, не нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Согласно статье 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 107 Порядка № 406 в пределах средств, выделенных на денежное довольствие сотруднику на основании его мотивированного рапорта и решения руководителя, дополнительно может быть оказана материальная помощь (далее - дополнительная материальная помощь) без учета материальной помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 105 настоящего Порядка, в случаях: смерти (гибели) близких родственников (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лиц, находящихся на его иждивении, при предоставлении копии свидетельства о смерти - в размере 60 000 рублей по каждому случаю (подпункт 1 пункта 107).
Решение об оказании дополнительной материальной помощи оформляется на рапорте в виде резолюции с указанием суммы в рублях (пункт 108 Порядка № 406).
Исходя из буквального толкования указанных положений, дополнительная материальная помощь не является гарантированной, решение руководителя о её выплате может быть принято только при наличии объемов бюджетных ассигнований, доведенных на указанные цели.
Вопреки выводам суда, тот факт, что право истца на получение дополнительной материальной помощи не оспаривалось руководителем на момент подачи рапорта, не свидетельствует о реализации данного права, поскольку при отсутствии целевых бюджетных средств руководитель не уполномочен принимать решение об осуществлении данной выплаты. В отношении ВАГ решение о выплате ему дополнительной материальной помощи начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» не принималось.
В связи с увольнением со службы 01.08.2022, ВАГ утратил возможность на реализацию права на дополнительную материальную помощь, предусмотренную Порядком от 26.09.2017 № 406, поскольку указанный порядок в спорный период времени, регламентировал обеспечение материальной помощью сотрудников, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и не распространялся на уволенных сотрудников, в том числе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Порядок от 20.02.2023 № 45, действующий с 24.10.2023 также не распространяется на уволенных сотрудников.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ВАГ к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» о возложении обязанности предоставить материальную помощь
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований ВАГ к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» о возложении обязанности предоставить материальную помощь.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 декабря 2023 года.