ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10517/2021 от 31.03.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Попова Н.А. Дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2021 года <данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Илларионовой Л.И.,

судей: Перегудовой И.И., Тихонова Е.Н.,

при секретаре Осипян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь на решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 АлексА.а к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе во включении в Список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, признании права на обеспечение жилым помещением,

заслушав доклад судьи Перегудовой И.И.,

объяснения ФИО1, представителя ФИО1ФИО2,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе во включении в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, признании права на обеспечение жилым помещением.

В обоснование заявленных требований, истец указывает, что он - ФИО1 АлексА., родился <данные изъяты> в <данные изъяты>; относится к категории лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО3, <данные изъяты>., - решением Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> была лишена в отношении него родительских прав. Сведения об отце истца - ФИО1 - внесены в актовую запись о его рождении по заявлению матери.

С <данные изъяты> по <данные изъяты>ФИО1 пребывал на полном государственном обеспечении в МБОУ “Глуховская школа - интернат <данные изъяты><данные изъяты>.

Постановлением администрации Ногинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> за несовершеннолетнем ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, Богородский городской округ, <данные изъяты>, принадлежащим на основании Договора мены квартир от <данные изъяты> на праве общедолевой (1/2 доли) собственности: ФИО4, <данные изъяты> г.р., (тетя истца) и ФИО5, <данные изъяты> г.р., (тетя истца), которые не являются членами семьи ФИО1

Согласно жилищным документам, в период пребывания в школе-интернате ФИО1 состоял на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, Богородский городской округ, <данные изъяты>.

<данные изъяты>ФИО4 умерла и собственником всего жилого помещения по указанному адресу стала ФИО5, о чем <данные изъяты> Управлением Росреестра по <данные изъяты> внесена соответствующая регистрационная запись за <данные изъяты>.

Законному представителю несовершеннолетнего ФИО1, в лице администрации детского учреждения, а также контролировавшие его деятельность органы опеки и попечительства Ногинского муниципального района (Богородского городского округа) <данные изъяты> надлежало принять меры по защите жилищных прав и законных интересов истца по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, однако, таких мер принято не было, что привело к нарушению жилищных прав и законных интересов ФИО1 на реализацию предусмотренных федеральным законодательством мер социальной поддержки.

Со ссылкой на правовую позицию, изложенную в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от <данные изъяты>), ФИО1 полагает, что не реализовал своего права на льготное обеспечение жилым помещением из - за бездействия своего законного представителя и контролировавшего его деятельность органа опеки и попечительства Ногинского муниципального района <данные изъяты>, что является основанием для признания причин пропуска срока за реализацией права на жилое помещение уважительными и подлежащими восстановлению.

Кроме того, указывает, что согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 года № 267 - ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Во исполнение указанного положения Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», которым утверждены Правила формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).

Согласно пункту 3 Правил формирования Списка, в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <данные изъяты> или после <данные изъяты> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В связи с изменениями законодательства, <данные изъяты>ФИО1 обратился через МФЦ Ногинска в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь с заявлением о включении его в Список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту жительства - в Богородском городском округе <данные изъяты>.

Однако, Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты> - р ФИО1 отказано во включении в Список в связи с тем, что им не представлено документов, подтверждающих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а также в связи с тем, что он по ранее действовавшему законодательству в установленном порядке до достижении возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилом помещении, и не реализовал это право по состоянию на <данные изъяты> или после <данные изъяты> имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не был включен в Список.

Истец считает, что указанное распоряжение и положенные в его основу выводы являются необоснованными и незаконными, так как противоречат требованиям вышеприведенного законодательства, в связи с чем, названное распоряжение подлежит отмене.

Истец ФИО1 просил суд: признать незаконным и отменить принятое в отношении ФИО1, <данные изъяты> года рождения, Распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты> “Об отказе во включении в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений”. Признать за ФИО1, <данные изъяты> года рождения, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь включить ФИО1, <данные изъяты> года рождения, в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту жительства - в Богородском городском округе <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>.

В судебном заседании первой инстанции истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь ФИО6, действующая по доверенности, в суде первой инстанции иск не признала, представила суду возражения на исковое заявление, со ссылкой на следующее.

Решением Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, иск ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе во включении в Список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, признании права на обеспечение жилым помещением, удовлетворен. Суд признал незаконным и отменил принятое в отношении ФИО1 АлексА.а, <данные изъяты> года рождения, распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты> “Об отказе во включении в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений”. Суд признал за ФИО1 АлексА.ем, <данные изъяты> года рождения, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, обязал Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь включить ФИО1 АлексА.а, <данные изъяты> года рождения, в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту жительства - в Богородском городском округе <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>.

Не согласившись с данным решением, представитель ответчика Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, указав, что до достижением ФИО1 возраста 18 лет до <данные изъяты>., у его законного представителя не имелось оснований обращаться по вопросу установления его права на обеспечение жилым помещением, так как соответствующие законодательные акты были приняты лишь в 2012г. и вступили в силу лишь в 2013г. и вывод суда о возникновении у ФИО1 права на обеспечение жильем и обязанности администрации МБОУ “Глуховская школа - интернат <данные изъяты>” обратиться с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении противоречит положениям законодательства.

В заседание судебной коллегии представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1, 2, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержал и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Московской области от 29.12.2007 года № 248/2007-ОЗ (ред. от 08.11.2010 года) «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

По смыслу вышеуказанных законоположений, под наличием закрепленного за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилого помещения понимается наличие у них самостоятельного права пользования муниципальным жилым помещением по договору социального найма или в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или наличие у указанной категории граждан жилого помещения на праве собственности.

Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возникало у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные статьей 5 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан на включение в список (ч. 3 ст. 4 Закона).

Согласно п. 3 ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (редакция от 25 декабря 2018 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 "Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включение в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Судом установлено, что ФИО1 родился <данные изъяты> в <данные изъяты>; относится к категории лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Мать истца - ФИО3, <данные изъяты>., - решением Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> была лишена в отношении него родительских прав. Сведения об отце истца - ФИО1 - внесены в актовую запись о его рождении по заявлению матери.

С <данные изъяты> по <данные изъяты>ФИО1 пребывал на полном государственном обеспечении в МБОУ “Глуховская школа - интернат <данные изъяты><данные изъяты>.

Постановлением администрации Ногинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> за несовершеннолетним ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, Богородский городской округ, <данные изъяты>, принадлежащим на основании Договора мены квартир от <данные изъяты> на праве общей долевой (1/2 доли) собственности: ФИО4, <данные изъяты> г.р., (тетя истца) и ФИО5, <данные изъяты> г.р., (тетя истца), которые в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» не являются членами семьи ФИО1

Согласно жилищным документам, в период пребывания в школе - интернате, ФИО1 состоял на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, Богородский городской округ, <данные изъяты>.

<данные изъяты>ФИО4 умерла и собственником всего жилого помещения в порядке наследования стала ее сестра - ФИО5, о чем <данные изъяты> Управлением Росреестра по <данные изъяты> внесена соответствующая регистрационная запись за <данные изъяты>.

Таким образом, судом установлено, что к моменту окончания пребывания ФИО1 на полном государственном обеспечении в МБОУ “Глуховская школа - интернат <данные изъяты><данные изъяты>, он не являлся ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником какого - либо жилого помещения.

При этом суд первой инстанции отмечает, что наличие у ФИО1 регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, не имеет правового значения при определении права на жилое помещение, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Обращение истца <данные изъяты> в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь с заявлениями о включении в Список детей - сирот лиц из числа детей - сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было обусловлено изменениями федерального законодательства, а именно - вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона от 29 июля 2019 года № 267 - ФЗ, которым внесены изменения в статью 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, которым утверждены Правила формирования списка.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В этой связи не имеет правового значения применительно к настоящему спору и постановление администрации Ногинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, которым за ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, находящимся в собственности третьих лиц, не являющихся членами его семьи, так как указанным актом констатировался лишь факт регистрации истца в помещении.

Обратного Управлением опеки и попечительства надлежащим образом документально суду не доказано.

Из вышеуказанного следует, что ФИО1 к моменту окончания пребывания на полном государственном обеспечении в учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладал правом на однократное внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Названные обстоятельства влекли за собой обязанность законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 - администрации МБОУ “Глуховская школа - интернат <данные изъяты><данные изъяты> обратиться с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке.

Однако, вышеуказанных мер ни администрацией детского учреждения, ни контролировавшим его деятельность органом опеки и попечительства Ногинского муниципального района <данные изъяты> принято не было, что привело к нарушению жилищных прав и законных интересов ФИО1

ФИО1<данные изъяты> через МФЦ <данные изъяты> обратился в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь с заявлением о включении его в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту жительства - в Богородском городском округе <данные изъяты>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 отказано во включении в Список в связи с тем, что им не представлено документов, подтверждающих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а также в связи с тем, что он по ранее действовавшему законодательству в установленном порядке до достижении возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилом помещении, и не реализовал это право по состоянию на <данные изъяты> или после <данные изъяты> имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не был включен в Список.

С указанными выводами ответчика суд первой инстанции не согласился.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ФИО1 в полной мере отвечает требованиям, установленным в пункте 3 Правил формирования списка, для включения их в список детей - сирот, лиц из числа детей - сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Как установлено в пункте 14 Правил формирования списка, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты> которым ФИО1 отказано во включении в Список, не соответствует требованиям пункта 14 Правил, так как не содержит ссылку на соответствующую норму Федерального закона № 159 - ФЗ, и в связи с этим обстоятельством также подлежат признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь от <данные изъяты><данные изъяты>-р, которым ФИО1 отказано во включении в Список детей - сирот, лиц из числа детей - сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2019 года № 267 - ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также приведенные выше законоположения в их взаимосвязи, суд первой инстанции, верно, пришел к выводу о том, что имеются законные основания для включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда, которые основаны на правильном применении норм материального права, а также представленных сторонами доказательств, которые исследованы судом, и которым в решении дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в случае проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку жилое помещение, в котором ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства, принадлежит его тете ФИО5, каких-либо доказательств возможности проживания истца в спорном жилом помещении, стороной ответчика не представлено, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.

В связи с этим, доводы апелляционной жалобы, выводов суда не опровергают и не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения.

Доводы апелляционных жалоб в целом, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и сводятся к переоценке добытых судом доказательств, обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, надлежащая оценка которым дана в решении суда, также не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь, - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: