Судья Догорова Е.Ю. Дело № 33-1051/2014
Докладчик Середа Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия (далее по тексту - УФСКН России по Республике Мордовия) о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии и взыскании единовременного пособия при увольнении.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июля 2003 г., вступившим в законную силу 15 июля 2003 г., суд обязал Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту – УФСНП России по Республике Мордовия) включить в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику налоговой полиции ФИО2 время ее работы на экономических и бухгалтерских должностях.
16 января 2014 г. истица обратилась в УФСКН России по Республике Мордовия с заявлением о включении в соответствии с вышеуказанным решением суда в выслугу лет 13 лет 17 дней для назначения пенсии, на что получила отказ с указанием на то, что УФСКН России по Республике Мордовия не является правопреемником УФСНП России по Республике Мордовия. В период с 4 декабря 1996 г. по 30 июня 2003 г. ФИО2 проходила службу в УФСНП России по Республике Мордовия. До службы в органах налоговой полиции истица работала на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово - экономическим и бухгалтерским специальностям.
В связи с упразднением УФСНП России по Республике Мордовия от 30 июня 2003 г. <№> ФИО2 была уволена из органов ФСНП по сокращению штатов.
Кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
При увольнении истицей получено 2 оклада денежного содержания. С учетом спорных периодов, которые должны быть включены, выслуга лет в календарном исчислении составит более 20 лет, что дает ФИО2 право на получение единовременного пособия в размере 7 месячных окладов денежного содержания.
С учетом уточненных требований истица просила суд обязать УФСКН России по Республике Мордовия включить ей в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы на экономических и бухгалтерских должностях в качестве: ревизора Ельниковского райпо с 6 августа 1979 г. по 11 октября 1979 г. - 2 месяца 5 дней; бухгалтера Ельниковского райпо с 11 октября 1979 г. по 15 апреля 1982 г. - 2 года 6 месяцев 4 дня; кассира контролера объединения «Продтовары» с 27 апреля 1982 г. по 20 сентября 1982 г. - 4 месяца 23 дня, кассира контролера объединения «Продтовары» с 28 сентября 1983 г. по 7 марта 1984 г. - 5 месяцев 9 дней; кассира-контролера объединения «Продтовары» с 7 сентября 1984 г. по 8 мая 1986 г. - 1 год 8 месяцев 1 день; экономиста-нормировщика Саранского завода «Медоборудование» с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г. - 2 года 29 дней; инженера по организации и нормированию труда на Саранском заводе «Точных приборов» с 20 января 1989 г. по 26 октября 1994 г. - 5 лет 9 месяцев 6 дней, всего 13 лет 17 дней, включенные в выслугу лет для назначении пенсии решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июля 2003 г., с 17 декабря 2013 г. и взыскать с Управление ФСКН России по Республике Мордовия в ее пользу единовременное пособие при увольнении со службы в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 г. иск ФИО2 удовлетворен (л.д. 48-59).
В апелляционной жалобе начальник УФСКН России по Республике Мордовия ФИО1 с решением суда не согласен, просит его отменить, принять по делу новое решение, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и материальным нормам права, так как УФСКН России по Республике Мордовия не участвовало в рассмотрении иска ФИО2 к УФСНП России по Республике Мордовия о включении периодов работы на экономических и бухгалтерских должностях в выслугу лет для исчисления пенсии в 2003 г.; правопреемником УФСНП России по Республике Мордовия УФСКН России по Республике Мордовия не является; судом не дана мотивированная оценка тому, на каком основании профессия кассира-контролера относится к бухгалтерским или экономическим должностям.
В заседании судебной коллегии представитель УФСКН по Республике Мордовия ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, истица ФИО2 считает решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы начальника УФСКН по Республике Мордовия ФИО1, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что приказом Управления Госнаркоконтроля Российской Федерации по Республике Мордовия от 2 июля 2003 г. <№> ФИО2 зачислена на службу в органы наркоконтроля.
17 декабря 2013 г. ФИО2 уволена из органов наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
По мнению ответчика, выслуга лет истицы, в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 254, составила на 17 декабря 2013 г. 18 лет 5 месяцев 11 дней, что подтверждается выпиской из приказа от 17 декабря 2013 г. <№>.
В период с 4 декабря 1996 г. по 30 июня 2003 г. ФИО2 проходила службу в УФСНП России по Республике Мордовия.
Из трудовой книжки истицы следует, что до службы в органах налоговой полиции она работала на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово - экономическим и бухгалтерским специальностям: в качестве - ревизора Ельниковского райпо с 6 августа 1979 г. по 11 октября 1979 г.; бухгалтера Ельниковского райпо с 11 октября 1979 г. по 15 апреля 1982 г.; кассира контролера объединения «Продтовары» с 27 апреля 1982 г. по 20 сентября 1982 г., кассира контролера объединения «Продтовары» с 28 сентября 1983 г. по 7 марта 1984 г.; кассира-контролера объединения «Продтовары» с 7 сентября 1984 г. по 8 мая 1986 г.; экономиста-нормировщика Саранского завода «Медоборудование» с 11 мая 1986 г. по 10 июня 1988 г.; инженера по организации и нормированию труда на Саранском заводе «Точных приборов» с 20 января 1989 г. по 26 октября 1994 г., всего 13 лет 17 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 июля 2003 г., вступившим в законную силу 15 июля 2003 г., суд обязал УФСНП России по Республике Мордовия включить в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику налоговой полиции ФИО2 время ее работы на экономических и бухгалтерских должностях: в качестве ревизора Ельниковского райпо с 6 августа 1979 г. по 11 октября 1979 г. - 2 месяца 5 дней; бухгалтера Ельниковского райпо с 11 октября 1979 г. по 15 апреля 1982 г. - 2 года 6 месяцев 4 дня; кассира контролера объединения «Продтовары» с 27 апреля 1982 г. по 20 сентября 1982 г. - 4 месяца 23 дня, кассира контролера объединения «Продтовары» с 28 сентября 1983 г. по 7 марта 1984 г. - 5 месяцев 9 дней; кассира-контролера объединения «Продтовары» с 7 сентября 1984 г. по 8 мая 1986 г. - 1 год 8 месяцев 1 день; экономиста-нормировщика Саранского завода «Медоборудование» с 15 мая 1986 года по 10 июня 1988 г. - 2 года 29 дней; инженера по организации и нормированию труда на Саранском заводе «Точных приборов» с 20 января 1989 г. по 26 октября 1994 г. - 5 лет 9 месяцев 6 дней, всего 13 лет 17 дней.
16 января 2014 г. ФИО2 обратилась в УФСКН России по Республике Мордовия с заявлением о включении в соответствии с вышеуказанным решением Ленинского районного суда г.Саранска в выслугу лет 13 лет 17 дней для назначения пенсии на основании пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Письмом <№> от 28 января 2014 г. УФСКН России по Республике Мордовия истице было отказано во включении в выслугу лет 13 лет 17 дней для назначения пенсии на основании указанного решения суда от 4 июля 2003 г. по тем основаниям, что суд обязал УФСНП России по Республике Мордовия включить вышеуказанный трудовой стаж, а УФСКН России по Республике Мордовия не является правопреемником УФСНП Росси по Республике Мордовия.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 121-ФЗ), а также Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4991-1 от 20 мая 1993 г.
Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения, была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, судом первой инстанции учтена преюдиция указанного выше судебного решения, в соответствии с которым в трудовой стаж ФИО2 включены в выслугу лет периоды работы на экономических и бухгалтерских должностях в качестве кассира-контролера.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, сводящиеся к отсутствию правовых и фактических оснований для включения спорных периодов в выслугу лет для назначения пенсии ФИО2, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Суд в мотивировочной части решения подробно обосновал свои выводы и дал исчерпывающую оценку представленным доказательствам, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия ФИО1 - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Александров
Судьи Г.Ф. Володина
Л.И. Середа