ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10558/2014 от 22.10.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья Шевнин П.А.           Дело № 33А–10558

 Докладчик Шалагина О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 22 октября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

 в составе:

 председательствующего Шалагиной О.В.,

 судей Евтифеевой О.Э., Пронченко И.Е.,

 при секретаре Ламбиной Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 августа 2014 года по делу по заявлению Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области и обязании устранить допущенные нарушения права,

 УСТАНОВИЛА:

 Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными действий Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области и обязании устранить допущенные нарушения права.

 Заявление мотивировано тем, что постановлением Администрации Гурьевского района от 20.09.2011г. № 1570 установлено, что КУМИ Гурьевского муниципального района необходимо предъявлять победителям аукциона в качестве неотъемлемого условия при заключении договора сложившуюся сумму затрат при подготовке объекта к торгам к возмещению с указанием необходимых реквизитов. В состав затрат по подготовке объекта к торгам для целей возмещения определены:

 - затраты на подготовку технической документации и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости;

 - затраты, связанные с формированием и постановкой на кадастровый учет земельного участка;

 - затраты по проведению независимой рыночной оценки;

 - затраты на публикацию информационного сообщения и рекламы в средствах массовой информации;

 - иные затраты, связанные с подготовкой объекта к торгам.

 Приложением к постановлению утверждены размеры затрат при подготовке объекта к торгам.

 Считает, что применение данного постановления противоречит требованиям гражданского и земельного законодательства.

 Ссылаясь на положения ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ, Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. №808, считает, что случаи, когда организатор торгов (специализированная организация по проведению торгов) может взимать плату с участников аукциона, в том числе путем возмещения затрат организатора торгов на подготовку объекта к торгам нормами действующего законодательства не установлены.

 Таким образом, предъявление требований к победителям аукциона в качестве неотъемлемого условия при заключении договора сложившейся суммы затрат при подготовке объекта к торгам к возмещению является незаконным, кроме того, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку привело либо могло привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, желающих приобрести земельный участок в связи с введением не предусмотренной законом платы с победителя торгов, а также росту цены земельного участка.

 Кроме этого, в соответствии с ч.ч.2, 3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

 В нарушение указанных требований постановление Администрации Гурьевского района от 20.09.2011г. № 1570 не опубликовано в установленном порядке, поэтому принятие и применение указанного постановления Администрацией района является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку устанавливает обременительные, завышенные требования к гражданам и организациям, влекущие финансовые расходы, не предусмотренные законом, а также создает препятствия к осуществлению гражданами прав и свобод.

 05.05.2014г. прокурором был принесен протест на вышеуказанный нормативный правовой акт, однако в удовлетворении требований прокурора главой Гурьевского муниципального района отказано.

 Просит признать незаконными действия Администрации Гурьевского муниципального района, КУМИ Гурьевского муниципального района по установлению и применению возложения затрат при подготовке объекта к торгам на победителей аукциона в соответствии постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от 20.09.2011г. № 1570 «О затратах на подготовку объекта к торгам»; обязать главу Гурьевского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены названного постановления Администрации Гурьевского муниципального района.

 Представитель Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области Малышева С.А. - ФИО5 в судебном заседании требования прокурора не признала.

 Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Гурьевского муниципального района Кемеровской области в судебное заседание не явился.

 Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 августа 2014 года заявление Гурьевского межрайонного прокурора о признании незаконными действий Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района Кемеровской области, Главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области и обязании устранить допущенные нарушения права удовлетворено в полном объеме.

 В апелляционной жалобе глава Гурьевского муниципального района Малышев С.А. просит решение суда отменить, указывая, что возложение на победителя торгов обязанности по возмещению организатору аукциона затрат на подготовку объекта к торгам не устанавливает требования к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, поскольку по существу не касается их конкретных характеристик и качеств, влияющих на возможность установления каких-либо преимуществ для хозяйствующих субъектов, а устанавливает лишь существенное условие договора (п.1 ст.432 ГК РФ), относительно которого по заявлению продавца, как одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение и в определении которого муниципальное образование, как участник гражданского оборота, имеет определенную свободу.

 При этом сумма затрат, подлежащих возмещению, исходя из принципа свободы договора и сущности способа заключения договора (на торгах) не является для покупателя обременительной, определяется продавцом не произвольно, а на основании опротестованного постановления, утверждающего перечень и размер затрат и предусматривающего обоснование понесенных расходов соответствующей документацией, что исключает установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и тем самым - наличие коррупциогенных факторов.

 Считает, что установление продавцом обязанности победителя торгов по возмещению организатору аукциона затрат на подготовку объекта к торгам соответствует принципу свободы договора, поскольку не исключает соблюдения обязательных для сторон правил, установленных законом и иными правовыми актами (императивных норм) и не изменяет содержания соответствующих условий, предписанных законом или иными правовыми актами (например, условия о начальной цене предмета торгов).

 Предусмотренный пунктом 4 ст.30 Земельного кодекса РФ порядок формирования земельного участка не исключает последующего возмещения затрат на формирование земельного участка победителем торгов, т.к. не содержит специального указания, что формирование земельного участка должно осуществляться за счет публичного образования, и (или) запрета на возмещение соответствующих затрат за счет победителя торгов.

 Законодательство РФ также предусматривает случаи, когда организатор торгов может возмещать затраты на проведение торгов по продаже имущества (не исключающие и расходы на формирование соответствующих земельных участков) в целях исключения обременительности для организатора аукциона выполнения возложенной на него законом обязанности по проведению торгов (в частности, ст.ст. 240, 293 ГК РФ, ч.4 ст.78 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

 Что касается нарушения оспариваемым актом антимонопольного законодательства, то его принятие не может привести к ограничению конкуренции. Возмещение организатору торгов победителем аукциона затрат на подготовку объекта к торгам не создает возможности хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке воздействовать на общие условия участия в торгах. Сумма затрат, подлежащих возмещению известна изначально, т.к. указывается в решении о проведении торгов, в размещаемом в печатном средстве массовой информации информационном сообщении, в тексте проекта договора, размещаемом на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о проведении торгов, и не подлежит изменению в ходе процедуры организации и проведения торгов, тем самым является равной для каждого из участников торгов и обеспечивает равенство условий их участия в аукционе.

 Кроме того, размещение информации о сумме возмещения затрат на подготовку объекта к торгам соответствует требованиям п.2 ст.437 ГК РФ, является публичной офертой, из которой усматривается воля организатора торгов заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Установление данного условия не ограничивает право на равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, поскольку равный доступ обеспечивается обязательным условием о проведении торгов в электронной форме, исключающей взимание платы с лиц, участвующих в торгах, за такой доступ.

 Гурьевский межрайонный прокурор ФИО7 представил возражения относительно апелляционной жалобы.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя администрации и Главы Гурьевского муниципального района Кемеровской области ФИО5 и представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района Кемеровской области ФИО8, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора ФИО9, полагавшей решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Из материалов дела следует, что постановлением Администрацией Гурьевского муниципального района принято и главой Гурьевского муниципального района подписано постановление от 20.09.2011г. № 1570 «О затратах на подготовку объекта к торгам», которым в соответствии с постановлениями администрации Гурьевского муниципального района от 21.03.2011г. № 318 «Об организаторе торгов и продаже объектов движимого и недвижимого имущества нежилого фонда и об определении печатного издания для опубликования информационного сообщения», от 21.03.2011г. № 319 «Об организаторе торгов по продаже права аренды на земельные участки и об определении печатного издания для опубликования извещения о торгах», от 21.03.2011г. № 320 «Об организаторе торгов по продаже прав на заключение договоров в отношении муниципального имущества» в целях оптимизации бюджетных расходов предписано КУМИ Гурьевского муниципального района предъявлять победителям аукциона в качестве неотъемлемого условия при заключении договора сложившуюся сумму затрат при подготовке объекта к торгам к возмещению с указанием необходимых реквизитов. В состав затрат по подготовке объекта к торгам для целей возмещения включены:

 - затраты на подготовку технической документации и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости;

 - затраты, связанные с формированием и постановкой на кадастровый учет земельного участка;

 - затраты по проведению независимой рыночной оценки;

 - затраты на публикацию информационного сообщения и рекламы в средствах массовой информации;

 - иные затраты, связанные с подготовкой объекта к торгам.

 Приложением к постановлению определены размеры затрат при подготовке объекта к торгам.

 Как следует из пояснений представителей Гурьевского муниципального района, указанное постановление до настоящего времени применяется КУМИ Гурьевского муниципального района при продаже на торгах земельных участков и других объектов, права аренды.

 Разрешая требования прокурора, суд пришел к верному выводу об их удовлетворении.

 В соответствии со ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 В соответствии с положениями ч.ч.1, 2, 3, 4 ст.38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской4 Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

 В соответствии со ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

 В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

 Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

 Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

 Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

 В соответствии со ст.448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

 Аналогичные правила установлены Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2002г. № 585, и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. № 808.

 Таким образом, нормами действующего законодательства, регулирующего вопросы продажи государственного и муниципального имущества, земельных участков, права аренды на торгах, не предусмотрено взимание с победителей аукциона платы, связанной с возмещением затрат при подготовке объекта к торгам.

 Доводы представителей Гурьевского муниципального района о том, что информация о размере затрат, подлежащих возмещению, публикуется в информационном сообщении о торгах, не опровергают указанных выводов. К тому же, перечень сведений, содержащийся в извещении о проведении торгов, не предусматривает указания о таких затратах (п.10 ст.38.1, п.3 ст.38.2 Земельного кодекса РФ, п.8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2002г. № 585).

 Ссылка в апелляционной жалобе на положения ст.ст.240, 293 ГК РФ, ч.4 ст.78 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающие возможность возмещения организатору торгов затрат на проведение торгов по продаже имущества, также не может быть принята во внимание, поскольку указанными нормами не установлено, что такие затраты подлежат возмещению победителями торгов.

 Принимая во внимание изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий: Шалагина О.В.

 Судьи: Евтифеева О.Э.

 Пронченко И.Е.