ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1057/2015 от 08.04.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)





 Судья Шидакова О.А. дело № 33-1057/2015 года



 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


 г.Астрахань 08 апреля 2015 года



 Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Лавровой С.Е.,

 судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,

 при секретаре Гуниной А.Д.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.

 дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Рабочий поселок Красные Баррикады» Икрянинского района Астраханской области на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 23 января 2015 года по заявлению прокурора Икрянинского района Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и обязании осуществить действия по переводу земельного участка в иную категорию,



 УСТАНОВИЛА:



 Прокурор Икрянинского района Астраханской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории Икрянинского района Астраханской области в части исполнения обязанности по целевому использованию земель сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки установлено, что в постоянном (бессрочном) пользовании МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, МО  «Рабочий поселок Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки поселка, на западном склоне бугра Долгий. При этом разрешенным видом использования данного земельного участка является эксплуатация полигона захоронения твердых бытовых отходов. С 2012 года по настоящее время данный земельный участок используется не по своему целевому назначению, то есть в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере землепользования, так как использование земель сельскохозяйственного назначения для организации общественной свалки противоречит статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены законом к полномочиям муниципальных районов, администрация МО «Икрянинский район» с ходатайством в уполномоченный орган государственной власти не обращалась, усматривается бездействие органа местного самоуправления. Нарушения земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона ТБО в поселке создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

 Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области в части не принятия мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка, расположенного на бугре Долгий на территории МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, обязать в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в исполнительный орган государственной власти с ходатайством.

 В судебном заседании прокурор Убушаев В.П. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.

 Представители администрации МО «Икрянинский район» ФИО1, администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» ФИО2 в судебном заседании требования прокурора не признали, просили отказать.

 Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, МУП ЖЭК администрации МО «р.п. Красные Баррикады», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

 Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 23 января 2015 года требования прокурора удовлетворены частично. Суд признал  незаконным бездействие администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», выразившееся в непринятии мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, МО «р.п. Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п. Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Обязав администрацию МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» в срок 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, МО «Р.п. Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п.Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

 В жалобе представитель администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» Икрянинского района Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку администрация указанный в иске земельный участок никогда не использовала и не эксплуатировала, постановлением администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области данный участок сформирован под полигон ТБО и находится в хозяйственном ведении у МУП «ЖЭК». Считает администрацию МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» Икрянинского района Астраханской области не надлежащим ответчиком, который может совершать какие-либо действия по переоформлению статуса полигона.

 Представители администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» Икрянинского района Астраханской области, третьих лиц Управления Росреестра по Астраханской области, МУП ЖЭК администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» Астраханской области не явились, о рассмотрении жалобы извещены, причина неявки суду не известна. Учитывая надлежащее извещение в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав докладчика, представителя администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области ФИО1, просившего в удовлетворении жалобы отказать, прокурора Дюйсембееву Э.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

 В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

 Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 В соответствии с положениями статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

 Согласно требованиям статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Таким образом, для использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения в целях захоронения на нем твердых бытовых отходов, необходимо осуществить перевод земельного участка в иную категорию по правилам статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку использование земель сельскохозяйственного назначения для эксплуатации полигона захоронения ТБО противоречит смыслу статьи 78 Земельного кодекса российской Федерации.

 В данном случае, для захоронения ТБО должны использоваться земли, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

 В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 30:04:030208:1, площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: Икрянинский район, МО «р.п. Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п. Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используется в нарушение действующего земельного законодательства без осуществления действий по его переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения.

 Разрешая спор и признавая  незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Красные Баррикады», выразившееся в непринятии мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, МО «Р.п. Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п.Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, суд первой инстанции исходил из того, что администрация МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» является заинтересованным лицом по переводу земельного участка в иную категорию и обязана обратиться в орган государственной власти с ходатайством о переводе спорного земельного участка в иную категорию.

 Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

 В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

 Оспариваемое решение указанным требованиям отвечает не в полном объеме.

 Как следует из материалов дела прокурор Икрянинского района Астраханской области обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействие администрации муниципального образование «Икрянинский район» Астраханской области в части не принятия мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе спорного земельного участка, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в иную категорию и устранить допущенное нарушение в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании 28 октября 2014 года по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», что подтверждается протоколом судебного заседания (л.д.104-105). После привлечения ответчика прокурорам исковые требования не изменялись.

 С учетом требований статей 3,12,39,41,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает, что оснований для разрешения вопроса об удовлетворении требований за счет иного ответчика – администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», не указанного заявителем, не имелось. Суд первой инстанции неверно определил фактические обстоятельства дела, а также вышел за рамки заявления, удовлетворив требования, которые к производству суда приняты не были, чем нарушил положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 Допущенные судом нарушения норм процессуального права являются существенными и влекут отмену решения суда.

 Принимая новое решение, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Икрянинского района Астраханской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Икрянинский район» Астраханской области в части не принятия мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка, расположенного на бугре Долгий на территории МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, обязав обратиться в исполнительный орган государственной власти с ходатайством по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

 В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 30:04:030208:1, площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: Икрянинский район, МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п. Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» на основании постановления администрации МО «Икрянинский район» от 30.08.2012 № 861 используется для эксплуатации полигона захоронения ТБО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.09.2012 30-АА 786831.

 Вышеуказанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для эксплуатации полигона захоронения ТБО, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.08.2012.

 Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, а также требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" на администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области как на участника земельных отношений, являющегося собственником земельного участка, возложена обязанность по направлению в орган исполнительной власти ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

 Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

 Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 указанного Федерального закона, в соответствии с которой к ходатайству должно быть приложено в числе других документов согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

 Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).

 Доводы представителя администрации МО «Икрянинский район» о расположении на земельном участке объекта недвижимого имущества – полигона ТБО, принадлежащего администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», помещения правового значения для разрешения данного заявления не имеет.

 Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

 Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

 Исходя из характера возложенной на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для ее выполнения, судебная коллегия считает возможным установить в соответствии с требованиями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения решения суда - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда



 ОПРЕДЕЛИЛА:



 Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 23 января 2015 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Икрянинского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и обязании осуществить действия по переводу земельного участка в иную категорию удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Икрянинский район» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, муниципальное образование «Рабочий поселок Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п.Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

 Обязать администрацию муниципального образования «Икрянинский район» Астраханской области в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в исполнительный орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, муниципальное образование «Рабочий поселок Красные Баррикады», на расстоянии 1 км к северу от жилой застройки р.п.Красные Баррикады, на западном склоне бугра Долгий, используемого для эксплуатации полигона захоронения ТБО, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.