ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1057/2016 от 21.06.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Иргит Н.Б. Дело № 33-1057/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 21 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Дарган Ч.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва к Юрочкину К.Б. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе Юрочкина К.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва 04 февраля 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением к Юрочкину К.Б. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г.Кызыла установлен факт нецелевого использования индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) Юрочкиным К.Б. средств республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда и социальной политики Республики Тыва» на 2013 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 15 января 2013 г. №6., финансируемой из федерального и республиканского бюджетов. 27 декабря 2013 г. между государственным казенным учреждением Республики Тыва «Центр занятости населения г. Кызыла» (далее - ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла») и ИП Юрочкиным К.Б. заключен договор ** о предоставлении финансовых средств на стимулирование создания дополнительных рабочих мест хозяйствующими субъектами и трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места безработных граждан. Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 27 декабря 2013 г. ** в соответствии с указанной республиканской целевой программой ИП Юрочкину К.Б. перечислена субсидия за дополнительные созданные рабочие места на общую сумму ** руб., что подтверждается платежными поручениями от 30 декабря 2013 г. **. В ходе проверки установлено, что Юрочкин К.Б. не осуществлял предпринимательскую деятельность, рабочие места в нарушение условий договора от 27 декабря 2013 г. не создавал, фактически оборудование не закупал, достоверность закупленного оборудования не подтверждена. Таким образом, ответчик неосновательно обогатился за счет средств федерального и республиканского бюджетов на сумму ** руб. Просил суд взыскать с Юрочкина К.Б. неосновательно приобретенную в рамках республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2013 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 15 января 2013 г. № 6, субсидию в общей сумме ** руб., в том числе в бюджет Российской Федерации - ** руб., в бюджет Республики Тыва – ** руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 04 февраля 2016 года исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворено. Судом с Юрочкина К.Б. в счет неосновательного обогащения взыскано ** руб., в том числе в бюджет Российской Федерации - в сумме ** руб., в бюджет Республики Тыва - ** руб., а также государственная пошлина в доход бюджета городского округа г. Кызыл в размере ** руб. ** коп.

Юрочкин К.Б. с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая на то, что договором от 30 декабря 2013 г. 38 установлен досудебный порядок урегулирования спора, в данном случае указанный порядок не соблюден, и исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Юрочкин К.Б., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явился в здание суда апелляционной инстанции, однако без разрешения судебной коллегии, до начала судебного заседания покинул здание, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

Прокурор Чадамба Д.О. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица - ГКУ РТ «Центр занятости населения г.Кызыла» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

В порядке ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия, признав причину неявки Юрочкина К.Б. в судебное заседание неуважительной, рассматривает дело в его отсутствие и в отсутствие представителя ГКУ РТ «Центр занятости населения г.Кызыла».

Выслушав прокурора Чадамба Д.О., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 января 2013 г. № 6 утверждена республиканская целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2013 г. (далее - Программа).

Целю Программы является принятие мер по снижению напряженности на рынке труда и предупреждение роста безработицы в Республике Тыва. Источниками финансирования Программы являются субсидия из федерального бюджета в размере ** тыс. руб. и средства из республиканского бюджета в размере 1 ** тыс. руб.

В соответствии с разделом Х Положения о порядке финансирования мероприятий республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 15.01.2013 N 7, финансовые средства на стимулирование создания дополнительных рабочих мест предоставляются индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, производственным кооперативам и обществам с ограниченной ответственностью (далее - хозяйствующие субъекты), изъявившим желание создать дополнительные рабочие места на своем предприятии и трудоустроить на созданные дополнительные рабочие места безработных граждан, состоящих на учете и направленных центрами занятости населения (п. 132).Для получения финансовых средств хозяйствующий субъект представляет в центр занятости населения надлежащим образом заверенные копии следующих документов: заявления на предоставление финансовых средств на создание дополнительных рабочих мест; свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; технико-экономического обоснования организации деятельности, в котором предусматривается создание дополнительных рабочих мест, бизнес-план; штатного расписания; трудового договора; приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (п. 135).

В соответствии с условиями договора хозяйствующий субъект, получивший финансовые средства на создание дополнительных рабочих мест, в течение 3 месяцев с момента перечисления финансовых средств на расчетный счет представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на создание дополнительных рабочих мест (договоры, счета-фактуры, копии чеков, кассовые чеки и другие документы) (п. 141).

Деятельность хозяйствующего субъекта организуется на срок не менее одного года. Дополнительно созданные рабочие места не должны ликвидироваться в течение одного года.

Хозяйствующий субъект, получивший финансовые средства за дополнительно созданные рабочие места, в случае увольнения работника, трудоустроенного на созданное рабочее место, должен известить об этом центр занятости населения и принять другого безработного гражданина на освободившееся рабочее место (п. 142).

Ответственность за нецелевое использование финансовых средств, предоставленных на создание дополнительных рабочих мест, возлагается на хозяйствующий субъект, получивший указанные финансовые средства (п. 145).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27 декабря 2013 г. между ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» и ИП Юрочкиным К.Б. заключен договор **, согласно которому Юрочкин К.Б. обязался создать дополнительные рабочие места и трудоустроить на них безработных граждан, направленных Центром занятости, а Центр занятости - предоставить ему за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва финансовые средства на создание дополнительных рабочих мест и трудоустройство на них безработных граждан в соответствии с предоставленным бизнес-проектом и технико-экономическим обоснованием.

В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора хозяйствующий субъект обязуется фактически создать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан; принять на работу безработного гражданина в соответствии со штатным расписанием; оформить в установленном порядке прием на работу безработного гражданина (заключить трудовой договор с безработным гражданином, издать приказ (распоряжение) о приеме на работу; сообщить о приеме на работу безработного гражданина в течение 3 календарных дней со дня оформления приема.

Пунктами 2.1.8, 2.1.9 договора установлено, что хозяйствующий субъект обязуется не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента перечисления финансовых средств, представить в Центр занятости документы, подтверждающие производственные расходы на создание дополнительных рабочих мест (договоры, счета-фактуры, копии чеков, кассовые чеки и другие документы); при установлении факта нарушений целевого использования финансовых средств, в течение 20 дней со дня получения письменного требования центра занятости, вернуть сумму полученных финансовых средств в республиканский бюджет Республики Тыва в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.

30 декабря 2013 года на счет ИП Юрочкина К.Б. перечислены ** руб. (средства федерального бюджета), ** руб. и ** руб. (средства республиканского бюджета), всего в общей сумме ** руб., на создание дополнительных рабочих мест, что подтверждается платежными поручениям **.

Из акта встречной проверки ИП Юрочкина К.Б. от 15 июня 2015 г. **, проведенной специалистом Территориального управления Росфиннадзора в Республике Тыва, следует, что Юрочкиным К.Б. в ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» документов, подтверждающих фактическое трудоустройство безработных граждан, ИП Юрочкиным К.Б. в ГКУ РТ «Центр занятости населения г. Кызыла» не представлено (копии трудовых книжек, квитанции оплаты взносов во внебюджетные фонды, НДФЛ). Также в ходе проверки факт осуществления Юрочкиным К.Б. предпринимательской деятельности не подтвержден, достоверность приобретения по оптовой торговле строительными материалами, создания рабочих мест, достоверность приобретения и фактическое наличие закупленного оборудования не подтверждены.

Постановлением следователя СЧ СУ МВД по Республике Тыва Доржукай Н.К. от 16 октября 2015 г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Юрочкина К.Б. за отсутствием признаков состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, получив субсидию на создание дополнительных рабочих мест и трудоустройство на созданные дополнительные рабочие места безработных граждан, не использовал данные денежные средства по целевому назначению, распорядился данными денежными средствами по своему усмотрению.

С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы Юрочкина К.Б. о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, несостоятелен, поскольку иск предъявлен не стороной договора - ГКУ РТ «Центр занятости населения г.Кызыла», а прокурором в интересах Российской Федерации и Республики Тыва. Обязательство ответчика по возврату денежных средств возникло не из договора, а из неосновательного обогащения.

Досудебный порядок урегулирования споров, обязательства по которым возникают из неосновательного обогащения, действующим законодательством не предусмотрен.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно; судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва 04 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2016 года.

Председательствующий

Судьи