ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1058-2019 от 04.04.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Марущак С.А.

№ 33-1058-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

4 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

Муравьевой Е.А.

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Л.П. к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности исключить многоквартирный дом из региональной программы капитального ремонта,

по апелляционной жалобе представителя истца С.Л.П. – ФИО4 на решениеКольского районного суда Мурманской области от 17 декабря 2018 года, которым постановлено:

«С.Л.П. в удовлетворении искового заявления к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности исключить из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области многоквартирный дом ... в связи со стопроцентным износом дома путем уведомления Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу - отказать»,

заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

С. Л.П. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области о возложении обязанности исключить из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области многоквартирный дом ... в связи со стопроцентным износом дома путем уведомления НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указала, что многоквартирный дом ..., в котором расположена принадлежащая ей на праве собственности квартира № *, введен в эксплуатацию 15 мая 1969 г. С момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт дома не проводился. По информации администрации городского поселения Верхнетуломский износ дома составляет 100%. Однако собственники помещений в указанном многоквартирном доме по настоящее время производят плату за капитальный ремонт.

Уточнив заявленные требования С. Л.П. просила суд возложить на администрацию городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области обязанность исключить из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, многоквартирный дом ... в связи со 100% износом дома путем уведомления Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец С. Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель С. Л.П. - ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области ФИО5 просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения относительно заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца С. Л.П. – ФИО4, ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные частями 1, 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Ссылаясь на положение статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что материалами дела достоверно подтвержден факт амортизационного износа многоквартирного дома, который составляет 100%.

Считает, что при 100% износе дома отсутствие решения о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований об исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец С. Л.П. и ее представитель ФИО4, представитель ответчика администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, представитель третьего лица НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом апелляционной инстанции установлено, что истец С. Л.П., от имени и в интересах которой подана апелляционная жалоба ее представителем ФИО4, умерла _ _ г., то есть после подачи апелляционной жалобы.

В этой связи судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, поскольку поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти лица, подавшего апелляционную жалобу на судебные постановления, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, предусмотренных статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд руководствовался нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями Закона Мурманской области от 24 июня 2013 г. № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», Постановлением Правительства Мурманской области от 16 июля 2013 г. № 393-ПП «Об отдельных вопросах формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», и исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно положениям части 1 и 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 г. № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», региональная программа включает в себя все многоквартирные дома, расположенные на территории Мурманской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 порядке аварийными и подлежащими сносу.

В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3).

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец С. Л.П. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Согласно предоставленной информации администрацией городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, МБУ «Служба единого заказчика муниципальное образование городское поселение Верхнетуломский», МКУ «Кольский архив» Кольского района, многоквартирный дом ..., 1969 года постройки, передан в оперативное управление МБУ «СЕЗ МО г.п. Верхнетуломский» по договору № 2 от 25 июля 2007 г., фактический износ многоквартирного деревянного жилого дома составляет 100%. Процент износа рассчитан согласно нормативам начисления амортизации.

Из сообщения администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области на письменное обращение представителя С. Л.П. следует, что создана комиссия о признании многоквартирного дома ... аварийным. О заседании комиссии по вопросу признания многоквартирного дома аварийным, будет сообщено дополнительно.

Также судом установлено, что администрацией городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области решение о признании указанного многоквартирного дома № * аварийным и подлежащим сносу в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 порядке не принималось.

Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 г. № 168-ППП многоквартирный дом ... включен в региональную программу капитального ремонта, которая финансируется за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, частично за счет средств федерального бюджета, регионального и муниципальных образований.

Учитывая, что многоквартирный дом ... включен в региональную программу капитального ремонта, аварийным до настоящего времени не признан, доводы, приведенные стороной истца об исключении дома из региональной программы, поскольку его амортизационный (физический) износ составляет 100%, правового значения для дела не имеют.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные доводы стороны истца противоречат нормам жилищного законодательства, и не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

Ссылка в жалобе о том, что дом, где проживала истец, согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит исключению из региональной программы, поскольку его физический износ составляет 100%, то есть более 70%, как указано в законе, судебной коллегией отклоняется, поскольку по смыслу приведенной статьи исключение из региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, предусматривается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, судебная коллегия, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного иска, в том числе и к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области и по следующим основаниям.

Судебная коллегия находит ошибочными доводы стороны истца о наличии у администрации городского поселения Верхнетуломский обязанности по исключению многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта, как основанными на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в частности за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества.

В силу статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (пункт 8.2); определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3); определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта (пункт 8.6); установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (пункт 8.7).

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и другими полномочиями. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее - региональная программа), требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов установлен Законом Мурманской области № 1631-01-ЗМО от 24 июня 2013 г. «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области».

Как следует из статьи 1 названного Закона Мурманской области, региональная программ, разработанная исполнительным органом государственной власти Мурманской области, утверждается Правительством Мурманской области.

В то же время в силу пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, помимо прямо перечисленных в части 1 данной статьи, могут быть отнесены иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащими исчерпывающий перечень вопросов местного значения, полномочия по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлению обоснованности включения многоквартирного дома и его исключения из данной программы, к компетенции администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области не отнесены.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований к администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, поскольку ответчик не является тем уполномоченным органом, на который может быть возложена обязанность по исключению многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах либо внесению в нее иных изменений.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании норм материального права и сводящиеся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, подлежат отклонению.

Иных правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.Л.П. – ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: