Судья Филиппова М.Е.
№ 33-1058-2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
15 апреля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
ФИО2
Щукиной Л.В.
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Кандалакши Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области о возложении обязанности установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта воинского захоронения,
по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района нарешение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11 февраля 2015 года , которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта воинского захоронения: мемориал с. Алакуртти, расположенного на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти на правом берегу реки Тунтсайоки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., возражения против доводов апелляционной жалобы прокурора Прокуратуры Мурманской области Коньялыоглу И.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
установила:
Прокурор города Кандалакши Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области о возложении обязанности установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта воинского захоронения: мемориал с. Алакуртти, расположенный на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти на правом берегу реки Тунтсайоки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти имеется воинское захоронение - мемориал села Алакуртти.
В нарушение требований законодательства администрацией муниципального образования сельское поселение Алакуртти охранная зона и зона охраняемого природного ландшафта данного воинского захоронения не устанавливалась.
Отсутствие охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта данного воинского захоронения может явиться препятствием для реализации мер по его сохранности.
Просил суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района в течение года со дня вступления решения суда в законную силу установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта воинского захоронения: мемориал с. Алакуртти, расположенного на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти на правом берегу реки Тунтсайоки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора города Кандалакши Соснина А.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Глава администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя и письменный отзыв на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области ФИО4, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить.
Приводит доводы о том, что воинские захоронения на учет и в ведение сельского поселения не передавались, соответственно, расходы на проведение кадастровых работ в бюджете не предусмотрены. Финансирование мероприятий по созданию охранных зон приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.
Администрация сельского поселения Алакуртти не является Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества и не может разрабатывать государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и определять порядок финансирования указанных мероприятий.
Администрация сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района обратилось в Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области, как к собственнику земельного участка, для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Центральный воинский мемориал сельского поселения Алакуртти для дальнейшей реконструкции и благоустройства территории центрального мемориала и безвозмездной передачи в муниципальную собственность.
Пограничное управление по Мурманской области схему расположения земельного участка не согласовало, истребовав копию свидетельства государственной регистрации права собственности на объект, которая в администрации отсутствует, поскольку собственник у данного земельного участка иной.
Указывает на то, что при формировании выводов об удовлетворении исковых требований суд руководствовался исключительно требованиями закона, не принимая во внимание, что администрацией проводилась работа по исполнению полномочий в отношении центрального воинского захоронения, как органа местного самоуправления, велись работы по установлению охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта воинского захоронения: мемориал села Алакуртти, расположенного на территории сельского поселения Алакуртти на правом берегу реки Тунсайокки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Судом не учтено то обстоятельство, что произвести эту работу до полного исполнения не представляется возможным, не по вине органа местного самоуправления.
Также представил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Кандалакши Степанова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте слушания дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», которым регулируются вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются, в том числе сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Как установлено по делу, на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти на правом берегу Тунтсайоки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области имеется воинское захоронение: мемориал села Алакуртти, расположенный на территории муниципального образования сельское поселение Алакуртти на правом берегу реки Тунтсайоки по улице Заречная, Кандалакшского района Мурманской области.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы материального права, применительно к спорным правоотношениям, и установив, что охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в отношении этого воинского захоронения не установлены, правомерно удовлетворил требования прокурора.
Отклоняя доводы ответчика, приведенные также в апелляционной жалобе, о том, что администрация сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района не является Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и поэтому не может разрабатывать государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, определять порядок финансирования указанных мероприятий, суд исходил из того, что данное обстоятельство не может послужить основанием для освобождения ответчика от обязанности установления охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта данного воинского захоронения, возложенной на ответчика Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Выводы суда о возложении обязанности выполнить предусмотренные законом мероприятия на администрацию муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района соответствуют установленным по делу данным и оснований признать их неправильными не имеется.
Приведенный в жалобе довод о том, что воинские захоронения на учет и в ведение сельского поселения не передавались, соответственно, расходы на проведение кадастровых работ в бюджете не предусмотрены, не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку согласно статье 10 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные органы исполнительной власти, а части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
При таком положении, доводы жалобы о том, что исполнение судебного решения приведет к нарушению бюджетного законодательства, являются ошибочными.
Кроме того, в силу статьи 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
При этом, статьей 6 указанного Закона Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
То обстоятельство, что муниципальное образование не является собственником земельного участка, на котором расположено захоронение, не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения соответствующих требований законодательства в области охраны воинских захоронений.
Разрешение ходатайства стороны по делу о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц находится в компетенции суда, разрешающего спор по существу.
С учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил заявление прокурора.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: