ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-10591/18 председательствующий судья суда 1-й инстанции Максимова В.В.
судья-докладчик Кирюхина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,
судей: Адаменко Е.Г.,
ФИО1,
при секретаре Евдокимовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В апреле 2018 года прокурор Белогорского района Республики Крым обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просит возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов Белогорского района Республики Крым, а именно: за границами населенных пунктов Муромского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 600 м. юго-западнее с. Муромское (географические координаты №); за границами населенных пунктов Зеленогорского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 1,5 км. юго-восточнее с. Александровка (географические координаты: №).
Исковые требования обоснованы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Белогорского района Республики Крым проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Белогорского района Республики Крым, а именно: за границами населенных пунктов Муромского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 600 м. юго-западнее с. Муромское (географические координаты №) расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 10000 кв.м., что подтверждается актом рейдового обследования управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 20.11.2017 года №171/06.3; за границами населенных пунктов Зеленогорского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 1,5 км. юго-восточнее с. Александровка (географические координаты: №) расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 20000 кв.м., что подтверждается актом рейдового обследования управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 26.02.2018 № 36/06.3. По результатам проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым административных расследований по фактам размещения отходов лица, причастные к их несанкционированному складированию, не установлены. При этом меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, ответчиком не предпринимаются.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года исковые требования прокурор Белогорского района Республики Крым удовлетворены.
На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов Муромского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 600 м. юго-западнее с. Муромское (географические координаты №), площадью 10000 кв.м, и Зеленогорского сельского поселения Белогорского района на территории земельного участка, расположенного в 1,5 км. юго-восточнее с. Александровка (географические координаты: №) площадью 20000 кв.м., в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального и материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом указывает, что в компетенцию Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерство ЖКХ РК) не входит ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым, на что суд первой инстанции не обратил внимание. Распоряжение Главы Республики Крым от 06.09.2016 года № 547 - рг об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, которым руководствовал суд при вынесении решения, не является нормативным актом и носит распорядительный характер.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом положения действующего законодательства и в соответствии с нормативным актом, ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым, входит в обязанности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с актом рейдового обследования №171/06.3 от 20.11.2017 года, заведующим отделом экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО5 в ходе рейдового обследования на территории Муромского сельского поселения Белогорского района Республики Крым установлен факт несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов (мусора), а также фрагментарно разбросанные полиэтиленовые пакеты и пластиковая тара, отходы строительства и ремонта не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения на земельном участке площадью 10000 кв.м., расположенном в 600 м. юго-западнее с. Муромское, за границами Муромского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (географические координаты №).
В соответствии с актом рейдового обследования № 36/06.3 от 26.02.2018 года, заведующим сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО6 в ходе планового рейдового обследования на территории Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым установлен факт несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно на земельном участке площадью 20000 кв.м., расположенном в 1,5 км. юго-восточнее с. Александровка (географические координаты: №).
Из сообщений Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым прокурору Белогорского района от 16.04.2018 года № и от 15.03.2018 года № следует, что Минэкологии и природных ресурсов Республики Крым при обследовании земельных участков, расположенных на территории Белогорского района Республики Крым выявлено 2 факта несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения: земельный участок площадью 10000 кв.м., расположенный в 600 м. юго-западнее с. Муромское, за границами Муромского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (географические координаты №), земельный участок, расположенный в 1,5 км. юго-восточнее с. Александровка (географические координаты: №). В виду того, что на момент проведения контрольно-надзорных мероприятий установить лиц, причастных к несанкционированному складированию твердых коммунальных отходов не представилось возможным, по данным фактам были вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований. В результате административных расследований установить лиц, причастных к несанкционированному размещению твердых коммунальных отходов не в специально оборудованных сооружениях не представилось возможным.
Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года №547-рг утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
В силу п.п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае не установления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства внутренних дел по Республике Крым, органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 8.2 п. 8 Порядка Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в Министерство Жилищно-коммунального хозяйства комплекта документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 г. № 136 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым» в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке в области обращения с отходами: участвует в разработке законов и нормативных правовых актов Республики Крым в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением; участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Крым; участвует в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в организации и обеспечении населения информацией в области обращения с отходами; участвует в разработке перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; ведет региональный кадастр отходов, включающий в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами; устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля; утверждает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами: организовывает прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; осуществляет сбор информации для ведения государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами; проводит работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами (п.3.6).
Сведения о выявленных несанкционированных свалках отходов были направлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес Министерства Жилищно–коммунального хозяйства.
Наличие свалок на данных земельных участках ответчиком не оспаривается.
Указанные несанкционированные свалки отходов до настоящего времени не ликвидированы.
Таким образом, возложенные Порядком на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности в части выявления и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов ответчиком не были выполнены.
Доказательств обратному материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов влечет к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Судом первой инстанции были надлежащим образом проанализированы положения нормативных актов, регламентирующих деятельность, полномочия и компетенцию органов исполнительной власти, в том числе в случаях выявления несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы, что действующим Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не предусмотрены обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории Республики Крым, а распоряжение Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года № 547-рг не является нормативным актом и носит распорядительный характер, являются несостоятельными.
Полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым определены Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 150 (далее - Положение).
В силу п. 1.1. Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Согласно п. 1.3 Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в своей деятельности руководствуется, в том числе, указами и распоряжениями Главы Республики Крым.
В силу п. 11 ст. 64 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Крым с иными органами государственной власти Республики Крым, организовывает в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Согласно п. 1, 2 ст. 65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым. Указы и распоряжения Главы Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым.
В соответствии с Положением, к компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальным отходами (п. 3.1.81); разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.1.82); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (п. 3.1.83); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора (п. 3.1.84) организация разработки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.85).
Таким образом, в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года № 547-рг, нормы которых не противоречат друг другу, в компетенцию ответчика входит ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым в установленных Порядком случаях.
Судом сделан правильный вывод, что на ответчика в случае образования несанкционированной свалки возложены полномочия по ее устранению с территории, расположенной за пределами населенных пунктов муниципального района.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат иных обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий: Кирюхина М.А.
Судьи: Адаменко Е.Г.
ФИО1