Судья Варнавская Л.С. Дело № 33-10599/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 декабря 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ТСЖ «Красноармейский 53» на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 октября 2014 года
по делу по исковому заявлению прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Красноармейский 53» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению уведомления,
заслушав доклад судьи Алешко О.Б.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику, просит признать незаконным бездействие ТСЖ «Красноармейский 53» по направлению в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере уведомления о начале осуществления деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584; возложить на ТСЖ «Красноармейский 53» обязанность направить в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой района проверки на основании поступившего обращения заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края установлено, что ТСЖ «Красноармейский 53» не соблюдаются требования жилищного законодательства.
ТСЖ «Красноармейский 53» является организацией, осуществляющей управление и обслуживание многоквартирного дома г. Барнаула, имеет официальный сайт в сети Интернет http://www.2225080009.gkh-altay.ru/
В соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ от 04.06.2011г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, предпринимательскую деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах на день вступления в силу закона (т.е. на 18.06.2011 г.), в трехмесячный срок после дня вступления его силу обязаны были уведомить Государственную Жилищную инспекцию о начале осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности. Таким образом, указанная обязанность должна быть исполнена по состоянию на 18.09.2011г..
07.04.2014 г. ТСЖ «Красноармейский 53» направило в адрес Государственной инспекции Алтайского края информацию об отказе направления уведомления, поскольку, по мнению ТСЖ «Красноармейский 53» требования законодательства об обязательности направления уведомления на товарищество собственников жилья не распространяются. Предпринимательскую деятельность ТСЖ «Красноармейский 53» не осуществляет. Аналогичные сведения содержатся в ответе на запрос прокуратуры.
Несоблюдение порядка направления уведомления о начале осуществления деятельности исключает возможность для Государственной инспекции Алтайского края сформировать перечень организаций осуществляющих деятельность по управлению многоквартирных домов, как следствие ограничивает инспекцию в формировании ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что исключает в дальнейшем проведение плановых проверок по надлежащему содержанию ТСЖ «Красноармейский 53» общего имущества жильцов дома. В результате такого бездействия ТСЖ «Красноармейский 53» нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, на получение услуг по содержанию общего имущества в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 октября 2014 года заявление прокурора Центрального района г.Барнаула удовлетворено частично.
Признано бездействие ТСЖ «Красноармейский 53» по направлению в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере в период до ДД.ММ.ГГ уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом незаконным.
В удовлетворении оставшейся части исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТСЖ «Красноармейский 53» просит решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указал, что ТСЖ по определению закона является некоммерческой организацией, фактически прокурор распространил требования 294-ФЗ, предъявляемые к управляющей организации на ТСЖ без каких- либо законных оснований. Кроме того, прокурор указывает, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц, но число жителей дома является определенным и формально ограничивается зарегистрированными в доме лицами. В заявленном иске прокурор представляет интересы Государственной инспекции Алтайского края, прокурору не предоставлено право представлять в суде интересы государственных органов. Спор между ТСЖ и инспекцией подведомственен арбитражному суду.
В письменном возражении на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика Б.Е.Н., Е.К.М. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме. Представитель Б.Е.Н. пояснил, что ТСЖ-это организация собственников для осуществления своих полномочий, не является коммерческой организацией. Представитель ответчика Е.К.М. указал, что жилищная инспекция не могла включить дом ответчика в план проверок, и для того, чтобы включить ТСЖ в план проверок, стали понуждать признать, что ТСЖ занимается предпринимательской деятельностью
Процессуальный истец прокурор считал жалобу подлежащей удовлетворению, в данном случае прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц - потребителя услуг ТСЖ. Чьи права могли быть нарушены из-за отсутствия контроля со стороны уполномоченного государственного контроля.
Заинтересованное лицо Государственная инспекция Алтайского края в суд апелляционной инстанции не явилась, надлежаще извещена. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося третьего лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе таких видов деятельности, как управление многоквартирными домами и оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в редакции Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008, действующей до 01.09.2014 года).
Из материалов дела следует, ТСЖ «Красноармейский 53» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.09.2006 года. Запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр некоммерческих организаций 08.09.2006 г.
Согласно Уставу, ТСЖ «Красноармейский 53» создано по инициативе собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. ТСЖ является некоммерческой организацией, формой объединения собственников помещений в доме для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом.
08.04.2014 года Государственной инспекцией Алтайского края в адрес ТСЖ «Красноармейский 53» направлено уведомление о необходимости в срок до 08.05.2014 года направить в адрес инспекции надлежащим образом заполненное уведомление в двух экземплярах, в котором обязательно указать наименование вида деятельности с указанием кода по общероссийскому классификатору: услуги по управлению многоквартирными домами (041131) или содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (041105), а также дату начала осуществления вида деятельности.
В ответ на данное уведомление председателем правления ТСЖ «Красноармейский 53» в адрес Государственной инспекции Алтайского края направлен ответ, согласно которому ТСЖ является некоммерческой организацией. Деятельность по управлению многоквартирными домами, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме является институционально присущей ТСЖ, следовательно, не может рассматриваться как предпринимательская. Какой-либо предпринимательской деятельности, тем более, такой, какая требует направления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, ТСЖ не осуществляет.
В связи с тем, что Государственная инспекция Алтайского края не наделена полномочиями к понуждению управляющих компаний в предоставлении требуемых Законом уведомлений, инспекция обратилась в прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны ТСЖ «Красноармейский 53» в период 01 сентября 2014 года имело место бездействие, выразившееся в ненаправлении в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Согласно ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно положениям ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Предпринимательская деятельность в свою очередь определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно Уставу ТСЖ, для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Действительно, согласно исследованного устава ТСЖ наделено правом, в том числе продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее Товариществу. Однако, указание на данные права не свидетельствует о занятии ТСЖ предпринимательской деятельностью, исследованный устав ТСЖ не содержит полномочий товарищества собственников жилья на занятие предпринимательской деятельностью.
Деятельность по управлению многоквартирными домами, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме является институционально присущей ТСЖ ( ч.1 ст. 135, ч.4 ст. 138 ЖК РФ), как некоммерческой организации, следовательно, не может рассматриваться как предпринимательская.
Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01 сентября 2014 года признаны утратившими силу пункты 21 и 22 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регламентирующие обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей уведомлять о начале осуществления управления многоквартирными домами и оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Соответственно, указанная обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прекращена в связи с изменением закона. Какой-либо предпринимательской деятельности, тем более такой, какая требовала направления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, ТСЖ не осуществляет.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания и отменяет решение суда в части удовлетворенных исковых требований. Доказательств нарушений требований действующего законодательства, допущенных ТСЖ при осуществлении деятельности, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 октября 2014 года отменить в части удовлетворенных исковых требований о признании бездействия ТСЖ «Красноармейский 53» по направлению в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере в период до 01 сентября 2014 года уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом незаконным.
Вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Красноармейский 53» о признании незаконным бездействия ТСЖ «Красноармейский 53» по направлению в уполномоченный орган государственного контроля в жилищной сфере уведомления о начале осуществления деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584.
Председательствующий:
Судьи: