Судья Местеховская Е.В. Дело № М-3693/2019
№ 33-1059/2020 (33-13997/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Новосибирского областного суда Сляднева И.В., при секретаре судебного заседания Черновой А.С., рассмотрев единолично в порядке ч.3-4 ст. 333 ГПК РФ в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 23 января 2020 года дело по частной жалобе Скрипкина Николая Николаевича на определение судьи Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 22 ноября 2019 года о возвращении в связи с неподсудностью искового заявления,
у с т а н о в и л а:
Скрипкин Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ООО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА», в котором просил признать положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации многоквартирного жилого дома от 27.12.2017г. № незаконным.
В обоснование иска указал, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГг. является участником строительства многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения, подземной автопарковкой и трансформаторной подстанцией, расположенного по адресу: <адрес> (строительный) в <адрес>. Застройщиком дома является ООО «СЭФ-инвест».
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №А45-6571/2017 было принято заявление ООО «СЭФ-инвест» от 04.04.2017г. о признании его банкротом. Возбуждено дело о банкротстве. Конкурсным управляющим назначен ГАМ Определением АС НСО от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> требования истца были включены в реестр требований жилых помещений должника.
В ходе рассмотрения дела о банкротстве истец узнал, что 02.04.2017г. между должником и ООО «ГЕВЕЯ» был заключен агентский договор №А, во исполнение которого агент, действуя в интересах ООО «СЭФ-инвест», обратился в ООО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» для проведения негосударственной экспертизы проектной документации указанного выше многоквартирного жилого дома.
27.12.2017 ООО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» подготовило положительное экспертное заключение N № по данному проекту, с которым истец не согласен, полагая, что оно выполнено с нарушением закона и позволило необоснованно изменить первоначальный проект строительства дома.
Административный истец полагал, что оспариваемое заключение нарушает его права и законные интересы, предусмотренные ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Определением судьи Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 22 ноября 2019 года исковое заявление ФИО1 к ООО «СТРОИЭКСПЕРТИЗА» о признании незаконным положительного заключения негосударственной экспертизы возвращено истцу в связи с неподсудностью иска Дзержинскому районному суду г.Новосибирска со ссылкой на то, что по правилам ст.28 ГПК РФ данный иск подсуден Пресненскому районному суду г.Москвы, по месту нахождения ответчика.
С указанным определением не согласился ФИО1
В частной жалобе просит отменить определение судьи, поскольку им подано административное исковое заявление о признании незаконным положительного заключения негосударственной экспертизы № от <данные изъяты>., выполненного ООО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» в порядке осуществления возложенных на него в силу закона публичных полномочий. Соответственно, при разрешении данного иска, по мнению заявителя жалобы, должны применяться правила Кодекса административного судопроизводства РФ.
В обоснование доводов жалобы указано, что отношения между истцом, как участником строительства, требования которого включены в реестр жилых помещений, с одной стороны, и аккредитованной экспертной организацией, подготовившей положительное заключение на корректировку первоначальной проектной документации, с другой стороны, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках данных правоотношений административный ответчик реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к участникам в сфере градостроительной деятельности..
Исходя из норм частей 13 и 15 статьи 48, части 5 статьи 49, частей 7 и 13 статьи 51 ГрК РФ, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию по правилам КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями.
Так, частями 1,11 ст.49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 8 ст. 49.1 и частью 1 статьи 50 ГрК РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
При этом сведения о заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также сами заключения и указанная документация включаются в единый государственный реестр таких заключений, который ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенным таким федеральным органом исполнительной власти подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением с использованием федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра заключений, создание и эксплуатация которой обеспечиваются указанными федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением (ст.50.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.11 ст. 49 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 (ред. от 31.12.2019) утверждено «Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий", в пункте 6 которого указано, что обжалование экспертного заключения негосударственной экспертизы осуществляется в порядке, установленном для государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Соответственно, обжалование заключения негосударственной экспертизы проектной документации, как и заключений государственной экспертизы, должно осуществляться в порядке КАС РФ, поскольку п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предусмотрено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Требования истца в данном случае вытекают из публичных правоотношений и не имеют гражданско-правового характера, поскольку не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Истцом заявлены только требования о признании незаконным положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации многоквартирного жилого дома, иных требований, которые вытекали бы из гражданских правоотношений, не заявлено.
При таких обстоятельствах рассмотрение частной жалобы ФИО1 относится к компетенции административной коллегии Новосибирского областного суда, в связи с чем материал по данной жалобе подлежит передаче в указанную коллегию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 334 ГПК РФ
о п р е д е л и л а:
передать материал по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 22 ноября 2019 года о возвращении его административного искового заявления для рассмотрения в административную коллегию Новосибирского областного суда.
Судья