судья Попенко К.И. дело №33-10604/2023 (2-225/2022)
22RS0011-02-2022-004168-88
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 декабря 2023 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего | Цибиной Т.О., |
судей | Медведева А.А., Масликовой И.Б., |
при секретаре | Орликовой С.Н., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 августа 2023 года по делу
по иску Абермит Ольги Викторовны, Банчукова Николая Ивановича, Ворониной Анастасии Олеговны, Гоменюк Татьяны Матвеевны, Губина Николая Васильевича, Коверниковой Светланы Васильевны, Самойловой Анны Ивановны, Самофалова Андрея Александровича, Щукиной Марины Владимировны, Янькиной Ксении Викторовны к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «С.» обратилась в суд в интересах Абермит О.В., Банчукова Н.И., Ворониной А.О., Гоменюк Т.М., Губина Н.В., Коверниковой С.В., Самойловой А.И., Самофалова А.А., Щукиной М.В., Янькиной К.В. к ООО «Лавр», администрации <адрес>, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в котором, с учетом уточнения требований, просила: - возложить на администрацию <адрес> обязанность перечислить денежные средства в размере 5 009 231,49 руб. на счет НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> в объеме, указанном в заключении эксперта;
- возложить на НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного <адрес> в объеме перечисленных денежных средств администрацией <адрес> в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организации работ по капитальному ремонту многоквартирного <адрес>, указанных в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГ***.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>. Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и администрация <адрес> производят капитальный ремонт многоквартирных домов в <адрес>. С момента ввода вышеуказанного дома в ДД.ММ.ГГ в эксплуатацию его капитальный ремонт не производился, поэтому до момента первой приватизации такая обязанность лежит на администрации <адрес>, а после на ответчике.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «УК «Лавр» на надлежащих ответчиков администрацию <адрес>, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. прекращено производство по делу в части требований, предъявленных Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «С.» в интересах материальных истцов об обязании совершить действия, поскольку на спорные правоотношения Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не распространяется, в связи с чем общественная организация не имеет права на обращение в суд в интересах материальных истцов.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Абермит О.В., Банчуков Н.И., Воронина А.О., Гоменюк Т.М., Губин Н.В., Коверникова С.В., Самойлова А.И., Самофалов А.А., Щукина М.В., Янькина К.В. удовлетворены частично.
На администрацию <адрес> возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту отмостки, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения и системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 4 154 635,01 руб.(в объеме работ, указанном в заключении эксперта *** от ДД.ММ.ГГ с приложением ***, составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы»), а именно:
разборка асфальтобетонного покрытия отмостки шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
установка бортовых камней вдоль, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см, длиной 155 м.пог.;
устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальтобетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальтобетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания, бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03, на площади 151 м2;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 156,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 158,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
устройство теплоизоляции трубопроводов в подвальных помещениях, в количестве 79,0 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в стальных трубах подвальных помещений, длиной 66 м.пог.;
демонтаж стальных труб в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 319 м.пог.;
замена вводно-распределительного устройства, в количестве 1 шт.;
замена общедомового прибора учета электроэнергии, в количестве 1 шт.;
установка общедомового прибора учета электроэнергии (освещение общедомовых помещений), в количестве 1 шт.;
установка осветительного щитка в подвальных помещениях (с автоматическими выключателями), в количестве 1 шт.;
монтаж стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
окраска масляными составами стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 556 м.пог.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в повальных помещениях, длиной302 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 302 м.пог.;
установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 46 шт.;
установка выключателей освещения в подвальных помещениях, в количестве14 шт.;
установка розеток в подвальных помещениях, в количестве 2 шт.;
монтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 359,1 м.пог.;
монтаж распределительных щитков в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж общедомовых приборов учета электроэнергии в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж автоматических выключателей, в количестве 319 шт.;
монтаж устройств защитного отключения, в количестве 29 шт.;
пробивка штроб в стенах помещений подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж скрытой электропроводки в помещениях подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
заделка штроб в стенах помещений подъездов раствором, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж светильников в помещениях подъездов, в количестве 18 шт.;
монтаж выключателей освещения в помещениях подъездов, в количестве 21 шт.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в помещениях подъездов, и снаружи здания, длиной 12 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 12 м.пог.;
установка прожекторов наружного освещения над входами в подъезды, в количестве 3 шт.;
монтаж кабель-каналов в помещениях секций, длиной 1348 м.пог.;
монтаж кабелей в кабель-каналы в помещениях секций, длиной 1638 м.пог.;
установка патронов освещения в помещениях секций, в количестве 319 шт.;
установка выключателей освещения в помещениях секций, в количестве 290 шт.;
установка розеток в помещениях секций, в количестве 87 шт.
На Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возложена обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, путем включения многоквартирного <адрес> в объеме перечисленных средств администрацией <адрес> Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту данного многоквартирного дома, указанные в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГ*** с приложением ***, составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», а именно:
разборка асфальтобетонного покрытия отмостки шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
установка бортовых камней вдоль, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см, длиной 155 м.пог.;
устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальтобетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальтобетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания, бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03, на площади 151 м2;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 156,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 158,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
устройство теплоизоляции трубопроводов в подвальных помещениях, в количестве 79,0 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в стальных трубах подвальных помещений, длиной 66 м.пог.;
демонтаж стальных труб в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 319 м.пог.;
замена вводно-распределительного устройства, в количестве 1 шт.;
замена общедомового прибора учета электроэнергии, в количестве 1 шт.;
установка общедомового прибора учета электроэнергии (освещение общедомовых помещений), в количестве 1 шт.;
установка осветительного щитка в подвальных помещениях (с автоматическими выключателями), в количестве 1 шт.;
монтаж стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
окраска масляными составами стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 556 м.пог.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в повальных помещениях, длиной 302 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 302 м.пог.;
установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 46 шт.;
установка выключателей освещения в подвальных помещениях, в количестве 14 шт.;
установка розеток в подвальных помещениях, в количестве 2 шт.;
монтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 359,1 м.пог.;
монтаж распределительных щитков в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж общедомовых приборов учета электроэнергии в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж автоматических выключателей, в количестве 319 шт.;
монтаж устройств защитного отключения, в количестве 29 шт.;
пробивка штроб в стенах помещений подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж скрытой электропроводки в помещениях подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
заделка штроб в стенах помещений подъездов раствором, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж светильников в помещениях подъездов, в количестве 18 шт.;
монтаж выключателей освещения в помещениях подъездов, в количестве 21 шт.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в помещениях подъездов, и снаружи здания, длиной 12 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 12 м.пог.;
установка прожекторов наружного освещения над входами в подъезды, в количестве 3 шт.;
монтаж кабель-каналов в помещениях секций, длиной 1348 м.пог.;
монтаж кабелей в кабель-каналы в помещениях секций, длиной 1638 м.пог.;
установка патронов освещения в помещениях секций, в количестве 319 шт.;
установка выключателей освещения в помещениях секций, в количестве 290 шт.;
установка розеток в помещениях секций, в количестве 87 шт.
На Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возложена обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу организовать работы по капитальному ремонту отмостки, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения и системы электроснабжения многоквартирного жилого <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Взысканы с администрации <адрес>, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 85 800 руб. по 42 900 руб. с каждого.
Взыскана с Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственная пошлина в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик – Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» просит изменить решение в части взыскания с Регионального оператора расходов за проведение судебной экспертизы и государственной пошлины, возложив бремя несения судебных издержек на администрацию <адрес>, взыскать с администрации <адрес> расходы за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
В обоснование доводов жалобы ссылается на незаконное распределение судебных издержек. Судом не принят во внимание характер спорных правоотношений. Нарушения прав истцов не связаны с деятельностью Регионального оператора, обусловлены неисполнением обязанностей муниципального образования по капитальному ремонту жилого дома до первой приватизации помещений в нем. В силу п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. В этой связи обязанность по оплате судебных издержек необходимо возложить на администрацию <адрес>.
В настоящем судебном заседании представитель НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016г. «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
В силу части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абермит О.В., Банчуков Н.И., Воронина А.О., Гоменюк Т.М., Губин Н.В., Коверникова С.В., Самойлова А.И., Самофалов А.А., Щукина М.В., Янькина К.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес>.
Первая приватизация жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме осуществлена в ДД.ММ.ГГ. Сведений о проведении капитального ремонта указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГ) суду первой инстанции не представлено.
В целях определения нуждаемости указанного многоквартирного жилого дома в проведении ремонта, установления вида ремонтных работ, его необходимого объема на момент первой приватизации и стоимости назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы».
Из заключения экспертов от ДД.ММ.ГГ*** следует, что проведенным исследованием установлено техническое состояние инженерных систем исследуемого жилого дома (системы отопления, канализации, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения), его кровли и перекрытий, отмостки и фасада на момент первой приватизации и на момент проведения экспертизы. При этом техническое состояние многоквартирного дома на момент проведения экспертизы определялось только для тех элементов дома, для которых на ДД.ММ.ГГ установлено неудовлетворительное (неработоспособное) состояние. По состоянию на ДД.ММ.ГГ, исследуемый жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта отмостки, трубопроводов и запорной арматуры системы отопления, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения. Определены виды работ по капитальному ремонту элементов жилого дома по состоянию на сентябрь ДД.ММ.ГГ и их стоимость. Экспертами указано, что работы по ремонту системы отопления в виде восстановления тепловой изоляции трубопроводов относятся к текущему ремонту. Перечислены работы по капитальному ремонту:
разборка асфальтобетонного покрытия отмостки шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением шириной 1,2 м, на площади 151 м2;
установка бортовых камней вдоль, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см, длиной 155 м.пог.;
устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальтобетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальтобетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания, бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03, на площади 151 м2;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 156,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
замена трубопроводов магистралей, с заменой запорной арматуры, в количестве 158,2 м.пог.;
замена трубопроводов стояков, с заменой запорной арматуры, в количестве 76,8 м.пог.;
устройство теплоизоляции трубопроводов в подвальных помещениях, в количестве 79,0 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в стальных трубах подвальных помещений, длиной 66 м.пог.;
демонтаж стальных труб в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
демонтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 319 м.пог.;
замена вводно-распределительного устройства, в количестве 1 шт.;
замена общедомового прибора учета электроэнергии, в количестве 1 шт.;
установка общедомового прибора учета электроэнергии (освещение общедомовых помещений), в количестве 1 шт.;
установка осветительного щитка в подвальных помещениях (с автоматическими выключателями), в количестве 1 шт.;
монтаж стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
окраска масляными составами стальных труб с разветвительными коробками в подвальных помещениях, длиной 66 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 556 м.пог.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в повальных помещениях, длиной 302 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 302 м.пог.;
установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 46 шт.;
установка выключателей освещения в подвальных помещениях, в количестве 14 шт.;
установка розеток в подвальных помещениях, в количестве 2 шт.;
монтаж общедомовой электропроводки в каналах (общедомовые стояки), длиной 359,1 м.пог.;
монтаж распределительных щитков в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж общедомовых приборов учета электроэнергии в секциях, в количестве 29 шт.;
монтаж автоматических выключателей, в количестве 319 шт.;
монтаж устройств защитного отключения, в количестве 29 шт.;
пробивка штроб в стенах помещений подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж скрытой электропроводки в помещениях подъездов, длиной 56,1 м.пог.;
заделка штроб в стенах помещений подъездов раствором, длиной 56,1 м.пог.;
монтаж светильников в помещениях подъездов, в количестве 18 шт.;
монтаж выключателей освещения в помещениях подъездов, в количестве 21 шт.;
прокладка труб гофрированных ПВХ в помещениях подъездов, и снаружи здания, длиной 12 м.пог.;
затягивание проводов, кабелей в проложенные трубы, длиной 12 м.пог.;
установка прожекторов наружного освещения над входами в подъезды, в количестве 3 шт.;
монтаж кабель-каналов в помещениях секций, длиной 1348 м.пог.;
монтаж кабелей в кабель-каналы в помещениях секций, длиной 1638 м.пог.;
установка патронов освещения в помещениях секций, в количестве 319 шт.;
установка выключателей освещения в помещениях секций, в количестве 290 шт.;
установка розеток в помещениях секций, в количестве 87 шт.
Стоимость работ и материалов по капитальному ремонту составляет 4 154 635,01 руб.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нуждаемости в проведении капитального ремонта общедомовой системы электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отмостки спорного многоквартирного дома на момент первой приватизации, что свидетельствует о необходимости возложения на обязанности по финансированию проведения капитального ремонта путем перечисления средств в размере, установленном заключением эксперта, на счет регионального оператора. В свою очередь на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» должна быть возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта указанных работ спорного многоквартирного дома путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта и организации работ по капитальному ремонту отмостки, системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, системы электроснабжения данного многоквартирного жилого дома.
В указанной части решение суда не обжалуется, а потому в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, суд пришел к выводу о взыскании с ответчиков, не в пользу которых принят итоговый судебный акт, расходов на оплату судебной экспертизы, общей стоимостью 85 800 руб., а также с НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственной пошлины в сумме 300 руб. в доход местного бюджета.
Расходы, связанные с проведением строительно-технической экспертизы представляют собой расходы по сбору доказательств, которые судом признаны необходимыми, в связи с чем они подлежали возмещению в качестве издержек, связанных с рассмотрением дела.
Вместе с тем, судом не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», согласно которым не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском.
Суд не учел, что в данном случае рассмотрение спора в судебном порядке было вызвано неисполнением органом местного самоуправления на дату приватизации первого помещения в многоквартирном доме установленной законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
В соответствии с п.8 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 №496, региональный оператор определяет прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований и направляет его в уполномоченный орган и органы местного самоуправления до 1 февраля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течение двух месяцев после внесения изменений в краевую программу в установленном порядке формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (пункт 10 Порядка).
При наличии оснований для актуализации краевой программы в соответствии с п.п.13, 14 Порядка Региональный оператор и органы местного самоуправления в случае наступления предусмотренного пунктом 12 настоящего порядка основания направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах не позднее 1 июня и 1 октября года, в котором проводится актуализация планов реализации краевой программы. На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.
Таким образом, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (как лицо в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта) полномочен совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
С учетом приведенных правовых норм, на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов возложена обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана краевой программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и организовать работы по капитальному ремонту, в целях исполнимости решения. Удовлетворение требований к данному ответчику не связано с нарушением или оспариванием прав истцов со стороны НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
При этом проведение судебной экспертизы было вызвано необходимостью проверки доводов истцов о нуждаемости многоквартирного жилого дома в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации, и о перечне необходимых работ и их стоимости.
Учитывая, что рассмотрение настоящего спора не было связано с нарушением или оспариванием прав истцов со стороны НО «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», оснований для взыскания расходов по оплате судебной экспертизы, государственной пошлины в доход бюджета с указанного ответчика у суда не имелось, в связи с чем решение суда в части взыскания с НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» расходов за проведение судебной экспертизы, государственной пошлины подлежит отмене.
Кроме того, при взыскании судебных издержек судом формально приведены положения ст.98 ГПК РФ, которые фактически не применены.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Если иск удовлетворен частично, то это одновременно означает, что в части удовлетворенных требований суд подтверждает правомерность заявленных требований, а в части требований, в удовлетворении которых отказано, суд подтверждает правомерность позиции ответчика. Соответственно, при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из совокупности приведенных норм, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, в связи с чем при неполном (частичном) удовлетворении требований истца понесенные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилом об их пропорциональном распределении.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд не применил правило о пропорциональном распределении судебных расходов, взыскав всю сумму расходов по оплате экспертизы с ответчиков.
Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены на 82,94% расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с администрации <адрес> в сумме 71 162,52 руб. и с истцов Абермит О.В., Банчукова Н.И., Ворониной А.О., Гоменюк Т.М., Губина Н.В., Коверниковой С.В., Самойловой А.И., Самофалова А.А., Щукиной М.В., Янькиной К.В. в сумме 14 637,48 руб. по 1 463,75 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе ответчиком заявлены требования о взыскании судебных расходов за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб., которые исходя из пропорционального распределения судебных расходов подлежат взысканию с администрации <адрес> в сумме 2 488,2 руб., и с истцов Абермит О.В., Банчукова Н.И., Ворониной А.О., Гоменюк Т.М., Губина Н.В., Коверниковой С.В., Самойловой А.И., Самофалова А.А., Щукиной М.В., Янькиной К.В. в сумме 511,8 руб. по 51,18 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворить.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части взыскания судебных расходов и государственной пошлины отменить, принять в указанной части новое решение.
Взыскать с администрации <адрес> Алтайского края (<данные изъяты>) в пользу общества с ограниченной ответственность «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» (<данные изъяты>) в возмещение расходов по производству судебной строительно-технической экспертизы 71 162 руб. 52 коп.
Взыскать с Абермит О. В., (<данные изъяты>), Банчукова Н. И., (<данные изъяты>), Ворониной А. О., (<данные изъяты>), Гоменюк Т. М., (<данные изъяты>), Губина Н. В., (<данные изъяты>), Коверниковой С. В., (<данные изъяты>), Самойловой А. ИвА., (<данные изъяты>), Самофалова А. АлексА.а, (<данные изъяты>), Щукиной М. В., (<данные изъяты>), Янькиной К. В., (<данные изъяты>) в пользу общества с ограниченной ответственность «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» (<данные изъяты>) в возмещение расходов по производству судебной строительно-технической экспертизы по 1 463 руб. 75 коп. с каждого.
Взыскать с администрации <адрес> Алтайского края (<данные изъяты>) в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (<данные изъяты>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы 2 488 руб. 20 коп.
Взыскать с Абермит О. В., (<данные изъяты>), Банчукова Н. И., (<данные изъяты>), Ворониной А. О., (<данные изъяты>), Гоменюк Т. М., (<данные изъяты>), Губина Н. В., (<данные изъяты>), Коверниковой С. В., (<данные изъяты>), Самойловой А. ИвА., (<данные изъяты>), Самофалова А. АлексА.а, (<данные изъяты>), Щукиной М. В., (<данные изъяты>), Янькиной К. В., (<данные изъяты>) в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (<данные изъяты>) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по 51 руб. 18 коп. с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГг.