Судья < Ф.И.О. >2 Дело № 33-10608/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июня 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >10
судей < Ф.И.О. >9, Кудинова А.В.
по докладу судьи < Ф.И.О. >9
при секретаре < Ф.И.О. >4
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Ленинского районного суда <...> от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с иском к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО <...> об обязании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в порядке приватизации за плату.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда <...> от <...> требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Рассматривая заявленные исковые требования по существу, проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО <...>, Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО <...>, администрации МО <...> по доверенностям < Ф.И.О. >6, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, а так же выслушав пояснения < Ф.И.О. >1, ее представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ – < Ф.И.О. >7, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела на основании договора купли-продажи нежилого здания от
<...> < Ф.И.О. >1 является собственником нежилого здания, которым является
общественный туалет, литер Л, общей площадью 16,8 кв.м., расположенный по адресу:
Краснодарский край, Краснодара, <...>,
настоящий адрес: <...>, что
подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> № 23-
АИ 500201.
Нежилое здание было приобретено ею у < Ф.И.О. >8, право собственности
которой на нежилое здание принадлежало на основании договора купли-продажи нежилого
здания от <...> г., что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации
права от <...> <...>.
По договору купли-продажи от <...> нежилое здание было приобретено
< Ф.И.О. >8 у Краснодарского регионального общественного фонда «Экология».
Последним был заключен договор аренды земельного участка с мэрией <...>
от <...> № <...>, произведено строительство и ввод в эксплуатацию нежилого
здания.
При обращении < Ф.И.О. >1 в департамент муниципальной
собственности и городских земель администрации муниципального образования город
Краснодар, письмом от <...> № 1729-ж в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка ей было
отказано, в связи с тем, что
рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования земельного
участка: для эксплуатации 2-этажного многоквартирного дома и иных входящих в состав
такого дома объектов недвижимого имущества, в связи с чем департамент не является
органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками для эксплуатации
многоквартирных домов и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого
имущества.
В соответствии с п.2 ст.271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
На основании ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст.217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельный участок под
нежилым зданием расположен в кадастровом квартале <...> в указанном квартале
администрацией МО <...> проведены работы по межеванию и постановке на
кадастровый учет земельных участков.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <...> №<...> земельный участок, расположенный под нежилым объектом недвижимости
общественным туалетом, имеет кадастровый номер <...>, площадь 55 кв.м, вид
разрешенного использования: общественный туалет. Дата внесения номера в
государственный кадастр недвижимости <...> г.. Вид вещного права - указанного
участка - государственная собственность (Кадастровый план территории от <...> №
<...>).
В кадастровом плане территории от <...> <...> земельный
участок 2-х этажного многоквартирного дома имеет кадастровый номер <...>,
местоположение: Краснодарский край, Краснодара, Западный внутригородской округ, ул.
Красная/Карасунская, <...>; разрешенное использование для эксплуатации
многоквартирного жилого дома и иных входящих в состав такого объекта недвижимого
имущества; площадь 1166 +/- 12 кв.м.; вид вещного права - общедолевая собственность.
Отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях ООО «Ливана» при
определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровый
номером <...>, на котором расположено нежилое здание, установлены смежные
землепользователи - земельный участок с кадастровым номером <...>,
находящийся по адресу: <...> и земли государственной
(муниципальной) собственности, через которые обеспечивается доступ помимо участка под
»многоквартирный домом к объектам на земельных участках с кадастровыми номерами
<...>.
Согласно ответа департамента архитектуры и градостроительства администрации
муниципального образования <...><...> от <...> установлено,
что в соответствии с постановлением главы муниципального образования <...> от <...> <...> «О формировании земельных участков под многоквартирными домами
за счёт средств местного бюджета (бюджете муниципального образования <...>)
департаментом проведены работы по формированию земельного участка под
многоквартирным домом по <...>.
Сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт с
кадастровым номером <...>, площадью 1166 кв.м. с видом разрешённого
использования «для эксплуатации многоквартирного дома и иных входящих в состав такого
дома объектов недвижимого имущества». Также сообщили, что по данным публичной
кадастровой карты на <...> земельный участок с кадастровым номером
<...> имеет уточнённую площадь 957 кв.м., однако департамент не располагает
сведениями о причинах такого изменения площади данного земельного участка. По вопросу
формирования земельного участка, расположенного под нежилым зданием (общественный
туалет) литер «Л», общей площадью 55 кв.м. с кадастровым номером <...> по
адресу: <...>, сообщили, что по запросу
департамента муниципальной собственности и городских земель администрации
муниципального образования <...> была подготовлена справка <...> от
<...> о строительном адресе формируемого земельного участка, согласно
которой муниципальным казённым учреждением муниципального образования город
Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности
муниципального образования <...>» определен адрес земельному участку,
предполагаемому для оформления вещных прав < Ф.И.О. >1 для эксплуатации
общественного туалета. В схеме границ земельного участка на кадастровом плане
" территории от <...> указан адрес - <...>.
Испрашиваемому земельному участку определен строительный адрес: <...>,
Западный внутригородской округ, <...>. Разъяснено, что пользователю
(арендатору, собственнику) после получения документов, устанавливающих право на
земельный участок, необходимо обратиться в муниципальное казённое учреждение
муниципального образования <...> «Информационный центр по обеспечению
градостроительной деятельности муниципального образования <...>» для
присвоения административного адреса.
Судом установлено, что спорный земельный участок сформирован, определен на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <...>, не
является прилегающим к земельному участку под многоквартирным жилым домом, не
входит в состав земельного участка многоквартирного жилого дома, был сформирован и
предоставлен в аренду юридическому лицу для целей строительства объекта недвижимости в
1999 <...> здание не было создано при участии собственников многоквартирного
жилого дома и не является общедолевой собственностью.
Договор аренды земельного участка от <...> <...> в п. <...> прямо
предоставляет возможность новому собственнику объекта недвижимости, расположенного
на земельном участке на изменения цели предоставления участка.
Земельный кодекс РФ определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
В силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый в собственность земельный участок изъят из гражданского оборота либо ограничен в обороте.
Лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 36 Земельного кодекса РФ обладают исключительным правом на приватизацию или получение в аренду земельных участков, которое осуществляется в порядке и на условиях, установленных названным кодексом и федеральными законами.
Статьей 28 Федерального закона от <...> №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, прилагаемого к договору.
Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается в силу указаний пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ. Какой-либо зависимости между правом на приобретение земельного участка в собственность и размером земельного участка, занятого возведенным на нем строением, закон не устанавливает.
В соответствии с Федеральным законом от <...> №171-ФЗ, статьи 28-34, 36, 38-39 утратили силу с <...> г., однако заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность <...>, следовательно, данные нормы подлежат применению к рассматриваемому спору.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО <...> в предоставлении < Ф.И.О. >1 в собственность земельного участка в порядке приватизации за плату не обоснован, нарушает права и интересы < Ф.И.О. >1, в связи с чем заявленные ею исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в материалах гражданского дела отсутствуют какие-либо уведомления администрации МО <...> о слушании дела районным судом <...>, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 330, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда <...> от <...> отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования < Ф.И.О. >1 к департаменту муниципальной
собственности и городских земель администрации муниципального образования г.
Краснодар об обязании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной
собственности, в порядке приватизации за плату - удовлетворить.
Обязать департамент муниципальной собственности и городских земель
администрации муниципального образования <...> передать в порядке
приватизации за плату в собственность < Ф.И.О. >1 земельный участок с
кадастровым номером <...>, площадью 55 кв.м., под общественным туалетом,
литер Л, расположенным по адресу: Краснодарский край, Краснодара, <...>, ул.
Красная/ Карасунская, <...>, настоящий адрес: <...>, г.
Краснодар, собственником которого она является.
Председательствующий:
Судьи: