Судья Цитович Н.В. Дело № 33-1060/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Горна В.Ф. и Ерютина К.И.,
при секретаре Изумрудовой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 10 июля 2014 года дело по апелляционному представлению Камчатского транспортного прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 мая 2014 года, которым постановлено:
иск Камчатского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с нормами действующего законодательства доступ граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к объектам социальной инфраструктуры воздушного транспорта в филиале «Аэропорт Пахачи» - оборудовать в здании аэровокзала аэропорта систему зрительной информации для инвалидов, оборудовать вход в здание аэровокзала аэропорта специальными устройствами для доступа инвалидов: средствами связи с администрацией.
В удовлетворении исковых требований Камчатского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности оборудовать санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления - отказать.
Взыскать с Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения на представление представителя Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о понуждении создания условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственно пользоваться воздушным транспортом в филиале «Аэропорт Пахачи». В обоснование указал, что ответчиком не исполняются требования законодательства о защите прав граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) на воздушном транспорте. Просил суд обязать ответчика оборудовать в здании аэровокзала «Аэропорт Пахачи» систему зрительной информации для инвалидов, приобрести специальное подъемное устройство (амбулифт) для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него инвалидов, оборудовать вход в здание аэровокзала аэропорта специальными устройствами для доступа инвалидов: средствами связи с администрацией, оборудовать санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления с течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании Камчатский транспортный прокурор от исковых требований в части приобретения специального подъемного устройства (амбулифта) отказался и просил производство по делу в этой части прекратить, о чем судом постановлено определение. В остальной части исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 исковые требования в части оборудования здания аэровокзала системой зрительной информации для инвалидов, оборудования входа в здание аэровокзала специальными устройствами для доступа инвалидов: средствами связи с администрацией, признали в полном объёме. Требования в части возложения обязанности оборудовать санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления, не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционном представлении Камчатский транспортный прокурор, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления, отменить, принять в указанной части новое решение.
В возражении на апелляционное представление представитель ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО4 полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционное представление – не подлежащим удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно п. 10.9 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утверждённого постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 года № 73, санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам должны быть оборудованы горячим и холодным водоснабжением и канализаций, средствами мусороудаления. В случаях, когда присоединение к централизованным или местным сетям затруднительно или невозможно, рекомендуется применение автономных систем водоснабжения и канализации.
В соответствии с п.п. 53.1, 5.3.2 СНиП 31-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 и введённых в действие с 1 января 2013 года, во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для маломобильных групп населения места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных. В общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для маломобильных групп населения кабин должна составлять 7%, но не менее одной.
Согласно п. 1.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Рассматривая требование прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать в здании аэровокзала «Аэропорт Пахачи» санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления, суд первой инстанции установил, что согласно технической документации, здание аэровокзала - филиала «Аэропорт Пахачи» построено в 1963 году, то есть на момент проектирования здания и ввода его в эксплуатацию нормы п.п. 5.3.1, 5.3.2 СНиП 31-01-2001, п. 10.9 СП 31-102-99 не действовали и не могли быть применены. При этом, данный действующий объект в настоящий момент невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов. 24 января 2014 года врио генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО5 утверждён и согласован с председателем Камчатской краевой организации Всероссийского общества инвалидов ФИО6 план согласования мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 20 июля 1995 года № ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в том числе в филиале «Аэропорт Пахачи» ФКП «Аэропорты Камчатки».
Установив эти обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового требования транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать в здании аэровокзала «Аэропорт Пахачи» санитарно-гигиенические помещения, доступные инвалидам, в которых предусмотреть горячее и холодное водоснабжение и канализацию, средства мусороудаления.
Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, вывод суда в решении мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их исследование и оценка произведены судом в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционного представления о недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, являются необоснованными и не могут повлечь отмену постановленного решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи