В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
Р Е С П У Б Л И К И Б А Ш К О Р Т О С Т А Н
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
дело №...
г. Уфа 29 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Л.Г. Прониной
судей: И.В. Голубевой
З.А. Науширбановой
при секретаре: Т.Ю. Абадовской
с участием прокурора Л.И. Замалетдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Учалинского межрайонного прокурора РБ в интересах Елемесовой Ф.Б., Набиуллиной Ю.А., Зинатуллиной Л.Ф., Хуснуллиной В.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить Елемесовой Ф.Б., Набиуллиной Ю.А., Зинатуллиной Л.Ш., Хуснуллиной В.В. за счет средств бюджета Республики Башкортостан жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм и заключить с ними договора найма специализированного помещения сроком на 5(пять) лет.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Учалинский межрайонный прокурор в интересах Елемесовой Ф.Б., Набиуллиной Ю.А., Зинатуллиной Л.Ш., Хуснуллиной В.В. обратился в суд с исками к Администрации муниципального района Учалинский район РБ с требованием обязать ответчика предоставить Елемесовой Ф.Б., Набиуллиной Ю.А., Зинатуллиной Л.Ш., Хуснуллиной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указано, что Елемесова Ф.Б., Набиуллина Ю.А., Зинатуллина Л.Ш., Хуснуллина В.В. относятся к числу лиц, ..., закрепленного жилого помещения не имеют. Постановлениями главы администрации МР ... район РБ они были признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на учет, однако до настоящего времени жилые помещения указанным лицам в соответствии с нормами ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей» не предоставлены. В связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд за защитой прав вышеуказанных лиц. Прокурор просит обязать администрацию муниципального района Учалинский район РБ предоставить Елемесовой Ф.Б., Набиуллиной Ю.А., Зинатуллиной Л.Ш., Хуснуллиной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Определением суда от дата данные гражданские дела объединены в одно производство.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
И.о. Учалинского межрайонного прокурора Тимербаев А.Р. до рассмотрения дела по существу отказался от апелляционного представления.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 августа 2013 года производство по апелляционному представлению Учалинского межрайонного прокурора прекращено.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – заместитель министра Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что при разрешении данного дела, судом оставлено без внимания, что в материалах дела имеются справки о дате завершения обучения ФИО2, ФИО3 только дата. В связи с чем, на дату вынесения решения дата доказательств окончания пребывания указанных лиц в учебном заведении в материалах дела не имеется. Также судом при вынесении решения не было учтено, что у ФИО3 имеется закрепленное за ней жилое помещение, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в ее интересах.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО2, ФИО3 – ФИО4, полагавшего решение суда законным и обоснованным, прокурора Замалетдинову Л.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан. .. по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)...
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 относятся к лицам ..., не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями, обязанность обеспечения ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 жилыми помещениями должна быть возложена на администрацию муниципального района Учалинский район РБ.
Выводы суда в этой части являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, ФИО5 . – дата., с дата. воспитывалась в ...», с дата находилась под опекой Галиной А.З.
Решением Учалинского районного суда от дата мать истцы - ФИО7 и отец – ФИО8 ... в отношении несовершеннолетней дочери ФИО5
Согласно справки отдела опеки и попечительства администрации МР Учалинский район от дата ФИО5 на территории Учалинского района и г. Учалы закрепленного жилья не имеет.
Решением жилищно – бытовой комиссии от дата №... ФИО5 признана нуждающейся в жилом помещении, а также включена в список ..., не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального района с даты подачи заявления – дата
Согласно выпискам из реестра прав на недвижимое имущество, ФИО5 собственником объектов недвижимого имущества не является.
Согласно диплому ... от дата ФИО5 обучалась в ..., которое окончила дата
Согласно справке администрации ... сельсовет ..., собственником дома является ФИО9
ФИО6 ., дата рождения также относится к лицам ..., не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Решением Учалинского районного суда дата родители ФИО6 – ФИО10 и ФИО11 ....
Из справки директора ГОУ Учалинский ... от дата следует, что ФИО6 воспитывалась в ... ... с дата по дата
Согласно диплому №... от дата следует, что ФИО6 обучалась в ..., которое окончила в дата.
Постановлением администрации муниципального района Учалинский район за №... от дата ФИО6 признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список ..., не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации муниципального района с дата
Согласно выпискам из реестра прав на недвижимое имущество, ФИО6 собственником объектов недвижимого имущества не является.
Из имеющихся материалов дела следует, что в связи с отсутствием жилья, решением ЖБК при администрации МР Учалинский район РБ №... от дата ФИО6 временно было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: ... до получения квартиры по договору социального найма.
ФИО2 . – дата. с дата воспитывалась в ....
Решением Учалинского районного суда от дата. мать ФИО12 и отец ФИО13 ... в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2
Согласно справки отдела образования администрации МР Учалинский район от дата ФИО2 на территории Учалинского района и г. Учалы закрепленного жилья не имеет.
Постановлением администрации муниципального района Учалинский район за №... от дата утверждено решение жилищно – бытовой комиссии от дата №... и ФИО2 признана нуждающейся в жилом помещении, а также включена в список ..., не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации муниципального района.
Согласно справке №... от дата ФИО2 с дата обучается в ... техникуме.
Согласно выпискам из реестра прав на недвижимое имущество, ФИО2 собственником объектов недвижимого имущества не является.
Согласно справке администрации ... сельсовет МР Учалинский район №... от дата ФИО2 проживает по адресу: ... без регистрации. Данный дом принадлежит на праве собственности ФИО14
ФИО3 . – дата.относится к лицам ..., ..., не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Согласно материалам дела, её отец – ФИО15 умер дата., мать – ФИО16 умерла дата.
Постановлением главы администрации Наурузовского сельсовета от дата опекуном ФИО3 назначен ФИО3
Постановлением главы администрации муниципального Учалинский район за №... от дата признано непригодным для постоянного проживания жилое помещение, которое ранее было закреплено за ФИО3
Решением жилищно – бытовой комиссии от дата ФИО3 признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
По справке директора Учалинского факультета БГУ ФИО3 с дата обучается в данном учебном заведении. Срок обучения с дата по дата.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 не обеспечены жильем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из положений ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) и обязал Администрацию МР Учалинский район РБ предоставить ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм, и заключить с ними договор найма специализированного помещения сроком на пять лет.
Между тем ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) вступает в силу 01.01.2013года (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Как следует из материалов дела, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 были включены в список ..., нуждающихся в предоставлении жилого помещения до дата, т.е. они до дата реализовали свое право состоять на учете в качестве нуждающихся в администрации муниципального района.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с тем, что правоотношения между истцами и ответчиком – Администрацией МР Учалинский район РБ по предоставлению им жилых помещений возникли до дата, следовательно жилые помещения истцам должны быть предоставлены не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма не ниже ...., установленных Решением Совета МР Учалинский район РБ от дата.
Доводы жалобы представителя ответчика Министерства финансов РБ о том, что на дату вынесения решения дата доказательств окончания пребывания ФИО2, ФИО3 в учебном заведении в материалах дела не имеется, следовательно у суда не было оснований для удовлетворения требований прокурора в отношении данных лиц, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ в редакции до 29.02.2012г., ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО2 окончила пребывание в ... в дата, а ФИО3 окончила среднюю школу в дата. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят ФИО2 с дата, ФИО3 с дата в связи с чем, у данных лиц возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а лишь направлены на иную оценку собранных по делу доказательств
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2013 года изменить.
Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО5 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО6 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий Л.Г. Пронина
Судьи И.В. Голубева
ФИО17