ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10626 от 26.10.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Сурнина С.В.

№ 33 - 10626

Докладчик Фролова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.,

судей: Пастухова С.А., Корытниковой Г.А.,

при секретаре: Сударевой Н.В.,

с участием прокурора Чичина С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе главы Промышленновского городского поселения ФИО1

на решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 августа 2012 года

по делу по иску прокурора Промышленновского района Кемеровской области к Администрации Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском к Администрации Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления района и Промышленновского городского поселения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В результате проверки выявлен факт незаконного бездействия органа местного самоуправления администрации Промышленновского городского поселения (далее - ответчик), выразившийся в неисполнении федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения в границах сельского поселения.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования Закона нашли отражение в уставе поселения (п. 5 ч.1 ст. 4).

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч.2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 названного Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.

Во исполнение ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ, предусматривающей утверждение органами местного самоуправления поселения перечня автомобильных дорог местного значения поселения, а также ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, и в целях рационального планирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, органы местного самоуправления должны составить перечни автомобильных дорог общего пользования муниципального образования, а также произвести паспортизацию автомобильных дорог, то есть составить технический паспорт дороги. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности.

Как установлено проверкой, в нарушение указанных выше требований Закона, администрацией Промышленновского городского поселения перечень дорог местного значения не утвержден, дороги не приняты на баланс муниципального образования, технические паспорта отсутствуют, транспортно-эксплуатационные характеристики дорог не обследуются.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Согласно ч. 3 названной статьи Закона нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

При отсутствии данных о состоянии автомобильных дорог органами местного самоуправления нормативы финансовых затрат на дорожное хозяйство не утверждены, правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели отсутствуют, а финансирование осуществляется по «остаточному» принципу. От соответствия автомобильных дорог техническим требованиям напрямую зависит безопасность дорожного движения.

Принимая во внимание, что безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, и иных граждан, являющихся участниками дорожного движения, круг которых определить невозможно, просит суд бездействие Администрации Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района, выразившееся в не утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, не составлении технических паспортов на автомобильные дороги местного значения признать незаконным и обязать администрацию Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения и произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения поселения.

В судебном заседании заместитель прокурора Промышленновского района Кемеровской области Гончарова С.Ю. поддержала исковые требования.

Представитель Администрации Промышленновского городского поселения в судебное заседание не явился.

Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 августа 2012 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Промышленновского района к Администрации Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям - удовлетворить полностью.

Бездействие Администрации Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района, выразившееся в не утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, не составлении технических паспортов на автомобильные дороги местного значения, признать незаконным.

Обязать Администрацию Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения и произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения поселения, в срок до 01 августа 2013 года».

В апелляционной жалобе глава Промышленновского городского поселения ФИО1 указывает, что в части несоставления технических паспортов и обязании произвести паспортизацию дорог местного значения (на основании ВСН 1-83) считает решение принято с нарушением норм материального права.

Обоснование суда в решении на обязательное исполнение органами местного самоуправления ведомственной Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83 считает не основанном на законе.

Далее, согласно п. 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. №1009, нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Данное требование не соблюдено, ведомственная Типовая инструкция ВСН 1-83, не только не утверждена, но регистрацию в Минюсте не прошла.

Регулятивных свойств ВСН 1-83 не содержит.Следовательно, обязание органа местного самоуправления произвести паспортизацию автомобильных дорог в соответствии с ВСН 1-83 не основано на нормах права.

Просит изменить решение суда от 22 августа 2012г. в части обязания органа местного самоуправления произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения на основании ВСН 1-83 и принять новый судебный акт.

На апелляционную жалобу принесены возражения прокурором Промышленновского района Шурыгиным И.В.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя Администрации Промышленновского городского поселения ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела Кемеровской областной прокуратуры Чичина С.С., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" N 257-ФЗ от 08.11.2007 года (в редакции от 18.07.2011 года) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Как следует из материалов дела, в Промышленновском городском поселении Промышленновского района не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, не составлены технические паспорта на автомобильные дороги местного значения.

Данное бездействие влечет нарушение законных прав и интересов жителей Промышленновского городского поселения Промышленновского муниципального района.

В судебном заседании ответчиком не оспаривался тот факт, что вышеуказанные дороги местного значения общего пользования не прошли паспортизацию.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» № 257-ФЗ от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 ст. 15 названного Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10.12.1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Понятие «содержание автомобильных дорог» раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 года утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что в работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ N ОС-28/1270-ис от 17.03.2004 года.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России N 150 от 27.08.2009 года, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Из анализа данных норм во взаимосвязи со ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения (в данном случае Промышленновское городское поселение Промышленновского района), работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения.

В связи, с чем выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие технического паспорта на автомобильные дороги местного значения в границах Промышленновского городского поселения Промышленновского района влияет на безопасность дорожного движения в границах поселения, затрагивает интересы граждан проживающих на территории Промышленновского городского поселения Промышленновского района судебная коллегия находит состоятельными.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

В связи, с чем обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с требованием об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог, правильно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования в силу ст. 3 ГК РФ не является нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области безопасности дорожного движения не влечет отмену решения суда, так как указанная Инструкция была утверждена Минавтодором РСФСР в 1983 г., когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

При этом Инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83 не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Иные доводы жалобы ответчика не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно и правомерно удовлетворен судом первой инстанции.

Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и рассмотрел дело в соответствии с нормами процессуального права и принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: