ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1062/19ГОД от 27.03.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Леонова Е.А. Дело №33-1062/2019 год

Докладчик Кедрина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Лепёхиной Н.В.

судей Кедриной О.В., Москаленко Т.П.

при секретаре Кувезёнковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1на решение Советского районного суда г.Липецка от 16 января 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации города Липецка, Липецкому городскому Совету депутатов о признании трехмесячного срока достаточным для предоставления жилья и признании незаконным бездействия ответчиков по непредоставлению жилого помещения в течение 32 лет и 9 месяцев отказать».

Заслушав доклад судьи Кедриной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к администрации города Липецка, Липецкому городскому Совету депутатов о признании срока 32 года и 9 месяцев достаточным для исполнения ответчиками обязанности по предоставлению жилья как лицу, состоящему в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исковое заявление принято судом к производству в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 26.11. 2018года.

В ходе рассмотрения дела истец изменила предмет исковых требований, просила признать срок три месяца достаточным для исполнения ответчиками обязанности по предоставлению жилья и признать незаконным бездействие в течение 32 лет и 9 месяцев, выразившееся в непредоставлении жилого помещения истцу.

Истец указала, что она с детьми с 06 февраля 1986 г. состоит в общей очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с 1987 года - в льготной очереди многодетных семей, нуждающихся в предоставлении жилья. В течение 32 лет и 9 месяцев жилье по договору социального найма ей не предоставлено, что свидетельствует о незаконности бездействия ответчиков, поскольку названный срок является достаточным для исполнения обязанности для предоставления жилья.

ФИО1 в судебное заседание не явилась.

Представитель Липецкого городского Совета депутатов ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что к полномочиям Липецкого городского Совета депутатов не относится функция по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Представитель администрации города Липецка в судебное заседание не явился.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. Указала, что с 1987 года поставлена на льготную очередь для получения жилья как многодетная мать, однако в трехмесячный срок, предусмотренный ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», жилье ей предоставлено.

В возражениях и.о. председателя Липецкого городского Совета депутатов ФИО3 сообщено об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статья 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Суд обоснованно исходил при разрешении спора из того, что законом определена компетенция органов местного самоуправления при разрешении вопроса обеспечения граждан жильём, установлены сроки для этого при соблюдении соответствующей очередности гражданина, состоящего на учёте нуждающихся в получении жилья. Однако, законом не предусмотрено учёта такого основания в установленном порядке предоставления жилья как достаточность срока такого учёта.

В соответствии с ч. 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 4 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно ч. 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет.

В соответствии с Уставом города Липецка Липецкий городской Совет депутатов входит в структуру органов местного самоуправления города Липецка и является представительным органом, обладающим правом представлять интересы населения и коллегиально принимать решения, действующие на территории города Липецка (ст. 5, ст. 34).

Согласно положений статьи 36 Устава города Липецка в исключительную компетенцию городского Совета депутатов входит: 1) принятие Устава города Липецка и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении Главы города в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Городской Совет своим решением: 1) принимает Регламент городского Совета; 2) устанавливает официальные символы города Липецка и порядок их официального использования; 3) утверждает по представлению Главы города: структуру администрации города, положения об отраслевых (функциональных) органах администрации города; 4) утверждает Генеральный план города; 5) устанавливает основы организации и функционирования бюджетного процесса в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 6) утверждает правила благоустройства территории города; 7) утверждает правила землепользования и застройки города, местные нормативы градостроительного проектирования города, иные нормативные правовые акты в области градостроительства в пределах компетенции органов местного самоуправления; 8) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности; 9) устанавливает основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; 10) устанавливает размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в расчете на одного человека; 11) устанавливает максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 12) устанавливает порядок управления наемными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности; 13) устанавливает правила использования водных объектов общего пользования, находящихся в собственности города, для личных и бытовых нужд; 14) устанавливает, наряду с предусмотренными Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" видами деятельности, осуществляемыми некоммерческими организациями в соответствии с учредительными документами, другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, с целью признания некоммерческих организаций социально ориентированными; 15) определяет порядок формирования, ведения перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, а также порядок и условия предоставления такого имущества; 16) осуществляет контроль за исполнением муниципальных программ; 17) решает вопросы территориального устройства города; 18) утверждает планы и программы комплексного социально-экономического развития города; 19) утверждает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 20) утверждает инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов; устанавливает надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; 21) вносит законодательные инициативы в Липецкий областной Совет депутатов; 22) назначает опрос граждан; 23) в соответствии с земельным законодательством определяет порядок использования и охраны земель на территории города; 24) утверждает юбилейные, исторические даты города; 25) учреждает городские награды и почетные звания, премии, стипендии и иные виды поощрений и моральных стимулов, присваивает имена государственных и общественных деятелей организациям, предприятиям и учреждениям, находящимся в муниципальной собственности, и утверждает положения о них; 26) присваивает наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения); 27) увековечивает память о выдающихся личностях и знаменательных событиях в городе Липецке; 28) учреждает печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; 29) принимает решение о проведении местного референдума, муниципальных выборов; 30) принимает решения по вопросам организации деятельности городского Совета, утверждает структуру городского Совета; 31) устанавливает состав денежного вознаграждения, размер и условия его выплаты депутатам городского Совета, замещающим должность на постоянной основе, Главе города; размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат, и порядок их осуществления муниципальным служащим города Липецка; основания, порядок назначения, осуществления, приостановления, возобновления и прекращения пенсионных выплат депутатам городского Совета, замещавшим должности на постоянной основе, Главе города, муниципальным служащим города Липецка; 32) определяет должностные оклады, ставки заработной платы, порядок их установления для работников муниципальных учреждений; 33) назначает аудиторские проверки эффективности использования бюджетных средств и иного муниципального имущества; муниципальных предприятий и учреждений; 34) образует Счетную палату города Липецка, утверждает положение о ней; 35) формирует избирательную комиссию города Липецка; 36) определяет порядок исполнения наказов избирателей; 37) принимает решение об избрании Главы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; 38) устанавливает порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города, общее число членов конкурсной комиссии, назначает половину членов конкурсной комиссии; 39) согласовывает кандидатуры представителей в органы управления (в том числе исполнительные) и ревизионные комиссии хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых принадлежат муниципальному образованию город Липецк, в том числе когда акции хозяйственных обществ принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям города Липецка; 40) согласовывает вопрос об увеличении (об уменьшении) уставного капитала акционерного общества, более 50 процентов акций которого принадлежат муниципальному образованию город Липецк, в том числе когда акции принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям города Липецка.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Липецкого городского Совета депутатов нарушения прав истца, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц, состоящих в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, у Липецкого городского Совета депутатов, отсутствует.

Доводы истца о том, что Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен срок для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, который составляет три месяца, основаны на неполном толковании норм права.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Липецка от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий: .

Судьи: .

.

.

.

6