ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10633/2014 от 29.10.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья: Богрецова Т.Е. Дело № 33А–10633

 Докладчик Михеева С.Н.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 Р Е З О Л Ю Т И В Н А Я Ч А С Т Ь

 29 октября 2014 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

 Председательствующего: Михеевой С.Н.,

 судей: Шалагиной О.В., Евтифеевой О.Э.,

 при секретаре Боякове Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального образования- Калтанского городского округа на решение Калтанского городского суда от 12 августа 2014 г. по делу по заявлению прокурора г. Осинники о признании решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа недействующим и противоречащим законодательству Российской Федерации,

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Калтанского городского суда от 12 августа 2014 г.- оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования- Калтанского городского округа – без удовлетворения.

 Изложить резолютивную часть решения Калтанского городского суда от 12.08.2014 года следующим образом:

 Признать противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 117-НПА от 28.07.2014 года, принятого 23.07.2014 года « О внесении изменений в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 02.06.2014 года № 112-НПА « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами».

 Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа после вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа « 117-НПА от 28.07.2014 года, принятого 23.07.2014 года «О внесении изменении в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 112-НПА от 02.06.2014 года « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.

 Председательствующий:

 Судьи:

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор г.Осинники обратился в суд с требованиями признать Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 112-НПА от 02.06.2014 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», недействующим и противоречащим законодательству Российской Федерации со дня его принятия. Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим Решения № 112-НПА от 02.06.2014 «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.

 Свои требования мотивирует тем, что Советом народных депутатов Калтанского городского округа принято Решение № 112-НПА от 02.06.2014 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами», решение было опубликовано в еженедельной городской газете «Калтанский вестник» 05.06.2014 № 23(865). Вышеуказанное решение противоречит федеральному законодательству, а именно, частям 1,2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 « Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, п.п 42, 42 (1).

 В связи с этим, размер платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилых домах, расположенных на всей территории Калтанского городского округа должен рассчитываться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 28.11.2013г № 85 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Калтанского городского округа».

 Решением Калтанского городского суда от 12 августа 2014 г. заявление прокурора г. Осинники о признании решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 112-НПА от 02.06.2014 «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами» недействующим и противоречащим законодательству Российской Федерации удовлетворено.

 В апелляционной жалобе администрация Калтанского городского округа просит решение суда отменить, считают, что прокуратур не верно указывает на установление размера платы за коммунальные услуги, регламентированные нормами ст. 157 ЖК РФ оспариваемым решением. Совет не устанавливал размер платы, а вносил изменение в сложившийся в прежний период размер платежа граждан, на основании ст. 157.1 ЖК РФ, на индекс повышения. Если размер платы должен определяться по формуле с учетом тарифов и нормативов, то при повышении платы учитывается только предыдущий уровень платежа населения. Выводы прокуратуры о том, что повышение платы населению на утвержденный индекс равнозначно установлению размера платы, являются неверными, прямо противоречат Постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", принятому в пределах полномочий Правительства РФ. Если сам размер платы рассчитывается по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", то расчет повышения платы на утвержденный индекс предусматривает совершенно иной способ, без учета действующих нормативов и тарифов. Решением Совета народных депутатов КГО №117-НПА от 28.07.14г. внесены изменения в решение Совета №112 от 02.06.14г., согласно которого решение Совета №112 приведено в соответствие со ст. 157.1 ЖК РФ, указанный в Приложении размер платы является мерой социальной поддержки гражданам, у которых единственное жилое помещение, администрация КГО должна разработать порядок предоставления мер социальной поддержки.

 Прокуратурой г.Осинники принесены возражения.

 Изучив материалы дела, выслушав представителя Муниципального образования- Калтанского городского округа, ФИО1, действующего на основании доверенности № 20 от 08.07.2014 г, просившего решение суда отменить, заключение прокурора Тверикиной Н.Н., полагавшей необходимым решения суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно п.1, п.2, п.7, ст. 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Из материалов дела следует, что Советом народных депутатов Калтанского городского округа принято Решение № 112-НПА от 02.06.2014 г. «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», опубликованное в «Калтанском вестнике» от 05.06.2014 года, согласно которого решено управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, ресурсоснабжающим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, осуществляющим начисление платы граждан за коммунальные услуги, привести размер платы за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным максимальным индексом изменения размера платы, осуществлять расчет размера платы граждан за коммунальные услуги согласно приложения к решению.

 Согласно приложения к решению №112-НПА от 02.06.14г. установлены размеры платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.14г. (холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, отопление (л.д. 7-8).

 Решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 28.07.2014 г № 117-НПА, принятого 23.07.2014 г « О внесении изменений в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 02.06.2014 г № 112-НПА « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», внесены следующие изменения:

 Преамбулу изложить в следующей редакции:

 « В соответствии со ст.157.1 ЖК РФ, пунктом 5 статьи 20 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», постановлением Губернатора Кемеровской области № 40-ПГ от 29.05.2014 года « Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги муниципальных образованиях Кемеровской области на период с 01.07.2014 г по 2018 год», руководствуясь Уставом муниципального образования- Калтанский городской округ, Совет народных депутатов Калтанского городского округа РЕШИЛ:

 1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

 1. Установить меру социальной поддержки гражданам, являющимися собственниками и (или) нанимателями жилых помещений многоквартирного дома и ( или) жилых домов и зарегистрированными по месту жительства в таких жилых помещениях и ( или) жилых домах в установленном законом порядке, а также гражданам, которым собственник предоставил право пользования жилым помещением многоквартирного дома и (или) жилым домом и зарегистрированным по месту жительства в таких жилых помещениях и ( или) жилых домах в установленном законодательством порядке, при оплате за коммунальные услуги путем:»

 1.3. Пункт 1.1. изложить в следующей редакции:

 «1.1. Приведение размера платы за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом осуществляется согласно приложению к настоящему решению.»

 1.4. Пункт 1.2. изложить в следующей редакции:

 «1.2.Возмещения организациям-поставщикам и исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов (убытков), возникающих в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом, из бюджета Калтанского городского округа в порядке, установленном администрацией Калтанского городского округа.

 Администрации Калтанского городского округа разработать порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, указанным в пункте 1 данного решения.

 1.5. Приложение изложить в редакции приложения № 1 к настоящему решению.

 В судебном заседании прокурором указано, что несмотря на то, что решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 117-НПА были внесены указанные выше изменения в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 112-НПА, однако фактически этим решением не были устранены нарушения законодательства, а изменилась лишь формулировка оснований вынесения решения 117-НПА. При этом приложение к решению осталось прежним.

 Таким образом, из сути заявленных прокурором требований следует, что им оспариваются изменения в принятое ранее решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа за № 117-НПА.

 Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции федерального закона №237-Ф3 от 27 июля 2010 года), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правил), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

 При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

 Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

 Пунктом 42(1) Правил, установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого или нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации

 В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам, исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площадь жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

 В связи с этим, размер платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилых домах, расположенных на всей территории Калтанского городского округа должен рассчитываться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также вышеуказанным приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области. Размер платы для граждан устанавливается либо показанием приборов учета тепловой энергии, либо при их отсутствии по формулам, определенным в Правилах.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании недействующим измененного оспариваемого решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа и противоречащим его действующему законодательству РФ с момента вступления решения суда в законную силу.

 Доводы апелляционной жалобы относительно того, что внесенными изменениями в решение № 112-НПА Совета народных депутатов Калтанского городского округа не установлены размеры платы по коммунальным платежам, а лишь применен предельный индекс не соответствуют обстоятельствам дела.

 Как указано судебной коллегией выше, принятым Решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 117-НПА от 28.07.2014 г и опубликованном в газете « Калтанский вестник» от 31.07.2014 года, внесены именения в решение № 112-НПА от 02.06.2014 года « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.

 При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель Муниципального образования- Калтанского городского округа также пояснил, что Приложение к выше указанным решениям Совета народных депутатов не изменялось.

 В приложении к оспариваемому решению Совета народных депутатов речь идет также о плате граждан за коммунальные услуги.

 Из предоставленного расчета приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом к оспариваемому Решению, л.д.49-52 также следует, что установлена плата для граждан за коммунальные платежи в повышенном размере как для собственников, так и для нанимателей, пользователей жилых помещений многоквартирного дома и ( или) жилого дома.

 При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.

 Помимо этого, судебная коллегия находит обоснованными доводы прокурора в части того, что Совет народных депутатов Калтанского городского округа не обладал полномочиями по принятию оспариваемого решения, в силу прямого указания закона ( ст.157 ЖК РФ, ст.154 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г)

 Остальные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку не опровергают правильных по существу выводов суда.

 Учитывая, что судом полно и всесторонне исследованы доказательства по делу, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом по существу принято правильное решение, судебная коллегий не усматривает оснований для его отмены.

 С учетом требований прокурора г.Осинники в части того, что им оспаривался нормативный правовой акт с учетом изменений, судебная коллегия считает необходимым правильно изложить резолютивную часть решения суда первой инстанции.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Калтанского городского суда от 12 августа 2014 г.- оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования- Калтанского городского округа – без удовлетворения.

 Изложить резолютивную часть решения Калтанского городского суда от 12.08.2014 года следующим образом:

 Признать противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 117-НПА от 28.07.2014 года, принятого 23.07.2014 года « О внесении изменений в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 02.06.2014 года № 112-НПА « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами».

 Обязать Совет народных депутатов Калтанского городского округа после вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа « 117-НПА от 28.07.2014 года, принятого 23.07.2014 года «О внесении изменении в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа № 112-НПА от 02.06.2014 года « О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.

 Председательствующий:

 Судьи: