ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10634/2014 от 29.10.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья Ильченко В.М.           Дело № 33А–10634

 Докладчик Шалагина О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 октября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

 в составе:

 председательствующего Шалагиной О.В.,

 судей Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.,

 при секретаре Боякове Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Яйского муниципального района на решение Яйского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2014 года по делу по заявлению Астраханцевой М. И. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала,

 УСТАНОВИЛА:

 Астраханцева М.И обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала.

 Требования мотивированы тем, что 03.02.2013г. в ее семье родился третий ребенок - ФИО4 После его рождения было принято решение о приобретении земельного участка с расположенным на нем жилым домом по <адрес> за <данные изъяты> рублей путем использования заемных денежных средств в кредитных организациях. Одну часть денежных средств по денежным займам она планировала погасить за счет денежных средств, имеющихся на государственном сертификате на материнский (семейный) капитал, в сумме <данные изъяты> руб., после чего вторую часть займа в сумме <данные изъяты> руб. она планировала погасить за счет средств, полученных от дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в рамках Закона Кемеровской области №51-ОЗ от 25.04.2011г. «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей».

 В целях реализации данного Закона Коллегией администрации Кемеровской области было принято Постановление от 10.08.2011г. №374, утвердившее Порядок и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал.

 24.03.2014г. она заключила договор № целевого займа с кредитным потребительским кооперативом граждан «Кредитный центр» (КПКГ «Кредитный центр»), согласно которому ей было предоставлено <данные изъяты> руб. на приобретение указанного жилого дома и земельного участка на срок до 24.03.2015г., с обеспечением сделки в виде залога приобретаемой ей недвижимости. 25.03.2014г. она заключила сделку купли-продажи по приобретению вышеуказанного недвижимого имущества. После этого она сдала документы в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Яйском районе Кемеровской области на погашение части займа в сумме <данные изъяты> руб. за счет средств, имеющихся на государственном сертификате на материнский (семейный) капитал.

 После использования данных средств она стала оформлять документы на использование <данные изъяты> руб., на которые она имеет право согласно областного Закона №51-ОЗ от 25.04.2011г.

 Однако в процессе оформления документов в июне 2014 года специалисты Администрации Яйского муниципального района, состоящие в районной комиссии Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, не стали принимать у нее документы на оформление данной меры социальной поддержки, устно поясняя, что ей откажут в данной дополнительной мере социальной поддержки, так как на приобретение жилья она оформила договор займа с кредитной организацией, которая не соответствует требованиям, предъявляемым для участия в программе дополнительной социальной поддержки семей, так как 02.06.2014г. Коллегия Администрации Кемеровской области приняла Постановление №220 от 02.06.2014г. «О внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374 «Об утверждении Порядка и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал», в соответствии с которым теперь кредитные организации должны быть размещены на официальном сайте департамента строительства Кемеровской области, а кредитной организации КПКГ «Кредитный центр» на данном сайте нет. При этом от своих обязанностей по оформлению соответствующего заявления по форме, утвержденной в Приложении №1 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, и приема документов специалист данной Комиссии уклонилась.

 В связи с этим для получения официальных разъяснений она была вынуждена в произвольной форме составить заявление и 16.06.2014г. направить его через канцелярию Администрации Яйского муниципального района на имя главы Яйского муниципального района. В данном заявлении она указала все необходимые личные данные, просьбу о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств областного материнского (семейного) капитала и приложила все документы, необходимые для принятия решения по включению ее в реестр граждан, имеющих право на получение меры дополнительной социальной поддержки, указанных в Постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374.

 24.07.2014г. районная комиссия Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала вынесла Решение №13 об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Кемеровской области от 04.04.2014г. №25-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» и п.2.6 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.06.2014г. №220 «О внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374 «Об утверждении Порядка и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал» в связи с отсутствием на официальном сайте департамента строительства Кемеровской области в реестре организаций Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр».

 Считает данное решение № 13 от 24.07.2014 г. незаконным, так как нарушает ее законные права и препятствует реализации ее законных интересов в получении дополнительной меры социальной поддержки семьи, имеющей детей.

 Районная комиссия, являясь уполномоченным органом по работе с гражданами, заинтересованными в получении областного материнского капитала, в соответствии с разделом №3 «Правила обращения граждан за областным материнским капиталом и перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский капитал», изложенным в Постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374 (в редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.06.2014г. №220) обязана была принять от нее заявление на получение областного материнского капитала и выдать расписку-уведомление, в которой должен быть указан перечень недостающих документов.

 Просит признать незаконным решение №13 от 24.07.2014г. районной комиссии Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала об отказе ей в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала и обязать районную комиссию Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала принять у нее заявление по форме согласно приложения №1 к Порядку и условиям предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечню документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядку ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, и передать в департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

 В судебное заседание Астраханцева М.И. не явилась.

 Представители заинтересованных лиц районной комиссии Яйского муниципального района по принятию решении о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала и Департамента социальной защиты населения Кемеровской области в судебное заседание не явились.

 Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2014 года постановлено:

 Заявление Астраханцевой М.И. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала удовлетворить.

 Признать незаконным решение №13 от 24.07.2014г. районной комиссии Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала об отказе Астраханцевой М.И. в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала.

 Обязать районную комиссию Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала принять у Астраханцевой М.И. заявление по форме согласно приложения №1 к Порядку и условиям предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечню документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядку ведения реестра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, и передать в департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

 В апелляционной жалобе представитель администрации Яйского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, указывая, что Коллегией Администрации Кемеровской области было принято Постановление № 220 от 02.06.2014г. «О внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011 №374 «Об утверждении Порядка и условий предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал». В комиссию заявление о предоставлении средств областного материнского капитала с полным пакетом документов от Астраханцевой М.И. поступило 18.07.2014г., т.е. после принятия вышеуказанного Постановления.

 Астраханцева М.И. представила возражения относительно апелляционной жалобы.

 Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба об удовлетворении апелляционной жалобы.

 В заседание суда апелляционной инстанции явилась Астраханцева М.И. Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав Астраханцеву М.И., просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Из материалов дела следует, что 03.02.2013г. в семье Астраханцевой М.И. родился четвертый ребенок ФИО4 После его рождения было принято решение о приобретении земельного участка с расположенным на нем жилым домом по <адрес> за <данные изъяты> рублей путем использования заемных денежных средств в кредитных организациях с погашением их за счет денежных средств государственного и областного материнского (семейного) капитала.

 24.03.2014г. Астраханцева М.И. заключила договор №86 целевого займа с кредитным потребительским кооперативом граждан «Кредитный центр» (КПКГ «Кредитный центр»), согласно которому ей было предоставлено <данные изъяты> руб. на приобретение указанного жилого дома и земельного участка на срок до 24.03.2015г., с обеспечением сделки в виде залога приобретаемой недвижимости. 25.03.2014г. она заключила договор купли-продажи по приобретению вышеуказанного недвижимого имущества.

 После этого она подала документы в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Яйском районе Кемеровской области на погашение части займа в сумме <данные изъяты> руб. за счет средств, имеющихся на государственном сертификате на материнский (семейный) капитал. Согласно выписке из финансовой части лицевого счета по состоянию на 10.06.2014г. денежные средства в указанном размере 30.04.2014г. зарезервированы на приобретение жилья, доступных средств нет (л.д.22).

 16.06.2014г. Астраханцева М.И. подала заявление в администрацию Яйского муниципального района о предоставлении денежных средств в размере <данные изъяты> рублей областного материнского (семейного) капитала (л.д.9).

 Решением районной комиссии Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала от 24.07.2014г. №13 Астраханцевой М.И. отказано в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Кемеровской области от 04.04.2014г. №25-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» и п.2.6 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.06.2014г. №220 «О внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374 «Об утверждении Порядка и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал» в связи с отсутствием на официальном сайте департамента строительства Кемеровской области в реестре организаций Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр».

 Разрешая требования заявителя, суд пришел к правильному выводу о том, что данный отказ комиссии является незаконным.

 Законом Кемеровской области от 25.04.2011г. № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей», принятым в целях социальной поддержки в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей, установлено право на дополнительную меру социальной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала для отдельных категорий граждан. В частности, это право предоставлено женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка начиная с 1 января 2011 года; женщинам, родившим (усыновившим) четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительную меру социальной поддержки. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает после перечисления средств материнского (семейного) капитала (за исключением единовременной выплаты за счет средств материнского капитала) на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в таком размере, чтобы остаток средств материнского (семейного) капитала не превышал <данные изъяты> рублей (ст.ст.1, 2).

 Областной материнский (семейный) капитал устанавливается в размере <данные изъяты> рублей (ст.3 Закона).

 На момент заключения Астраханцевой М.И. договора займа и договора купли-продажи названным Законом области было предусмотрено, что средства областного материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (п.1 ст.4).

 Средства областного материнского (семейного) капитала могут направляться на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, рождение (усыновление) которого дало право на дополнительную меру социальной поддержки, за исключением случая использования средств областного материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. В этом случае средства областного материнского (семейного) капитала могут направляться на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, независимо от даты рождения (усыновления) ребенка, рождение (усыновление) которого дало право на дополнительную меру социальной поддержки (п.2 ст.4).

 Порядок и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала в части, не урегулированной настоящим Законом, а также перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области (п.4 ст.4).

 В целях реализации Закона Кемеровской области от 25.04.2011г. № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. № 374 утвержден Порядок и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядок ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал.

 На момент совершения Астраханцевой М.И. вышеуказанных сделок с целью использования средств областного материнского (семейного) капитала ни Закон Кемеровской области от 25.04.2011г. № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей», ни постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. № 374 не предусматривали такого основания для вынесения решения об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала как отсутствие на сайте департамента строительства Кемеровской области информации о наличии в реестре организаций, соответствующих требованиям, установленным постановлением Коллегии администрации Кемеровской области.

 Законом Кемеровской области от 04.04.2014г. № 25-ОЗ были внесены изменения в Закон Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которыми средства областного материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения не противоречащих закону сделок и участия в не противоречащих закону обязательствах, путем безналичного перечисления указанных средств банку, предоставившему по кредитному договору денежные средства на указанные цели, или организации, соответствующей требованиям, установленным Коллегией Администрации Кемеровской области, и предоставившей по договору займа денежные средства на указанные цели, за исключением случая, установленного в подпункте 1 настоящего пункта (п.2 ч.1 ст.4). Порядок и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала в части, не урегулированной настоящим Законом, а также требования к организации, предоставившей по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения, перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области (п.4 ст.4).

 В указанной редакции Закон Кемеровской области от 25.04.2011г. № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» действует с 22 апреля 2014г.

 В соответствии с изменением Закона области соответствующие изменения постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.06.2014г. № 220 были внесены и в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. № 374 «Об утверждении Порядка и условий предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, требований к организации, предоставившей по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядка ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал».

 Пунктом 2.5 названного Порядка, утвержденного постановлением от 10.08.2011г. № 374 в редакции, действующей с 3 июня 2014 года, предусмотрено, что к организациям, предоставившим по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения, при направлении средств (части средств) областного материнского капитала в соответствии с подпунктом 2 или 3 пункта 1 статьи 4 Закона Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» предъявляются следующие требования по выбору:

 2.5.1. Создание по решению или при участии Кемеровской области, регистрация на территории Кемеровской области и осуществление деятельности по предоставлению долгосрочных целевых жилищных займов в соответствии с законами Кемеровской области не менее десяти лет.

 2.5.2. Осуществление деятельности в сфере ипотечного кредитования на территории Кемеровской области в качестве регионального оператора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в соответствии со стандартами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" не менее десяти лет.

 Согласно п.2.6 Порядка реестр организаций, соответствующих требованиям, установленным пунктом 2.5 настоящего Порядка, формируется департаментом строительства Кемеровской области и размещается на его официальном сайте.

 Таким образом, в настоящее время законодательством Кемеровской области установлены требования к кредитным организациям, предоставившим займ на приобретение жилого помещения, и согласно п.4-1.9.7 названного Порядка отсутствие на сайте департамента строительства Кемеровской области информации о наличии в реестре организаций, соответствующих требованиям, установленным пунктом 2.5 настоящего Порядка, организации, предоставившей по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения (при указании в заявлении направления использования средств (части средств) областного материнского капитала в соответствии с подпунктом 2.1.2 или 2.1.3 пункта 2.1 настоящего Порядка), является основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала.

 Все внесенные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.06.2014г. № 220 изменения в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. № 374 действуют с 3 июня 2014 года.

 Принимая во внимание указанные изменения законодательства, судебная коллегия считает, что, признавая оспариваемое решение комиссии незаконным, суд обоснованно исходил из того, что Астраханцева М.И. заключила договор целевого займа №86 от 24.03.2014г. и договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 25.03.2014г. в соответствии с Законом Кемеровской области №51-ОЗ от 25.04.2011г. «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» и Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, действующая на тот момент редакция которых не предусматривала каких-либо требований к кредитным организациям, предоставляющим денежные средства семьям, имеющим детей и пожелавшим участвовать в программе по получению социальной меры поддержки в виде областного семейного капитала.

 Изменения в эти нормативно-правовые акты внесены и вступили в силу после того, как Астраханцева М.И. вступила в правоотношения с кредитной организацией, поэтому, учитывая общее правило о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст.4 ГК РФ), районная комиссия Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала не вправе была руководствоваться указанными нормативно-правовыми актами с учетом внесенных в них изменений относительно требований к кредитным организациям.

 По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Астраханцевой М.И. поступило после внесения изменений в постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, не могут быть приняты во внимание, они основаны на неверном применении и толковании норм материального права, которое, как правильно отметил суд первой инстанции, приводит к лишению и умалению гарантии права семьи заявителя на распоряжение средствами областного семейного капитала и повлечет ограничение конституционного права на использование мер государственной поддержки семей, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

 Полагая решение суда в указанной части правильным и справедливым, судебная коллегия учитывает также и то обстоятельство, что Законом Кемеровской области от 25.09.2014г. № 83-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» пункт 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 04.04.2014г. № 25-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» изложен в новой редакции, действующей в настоящее время, согласно которой в целях реализации настоящего Закона постановлено установить переходный период, в силу которого действие положений пункта 1 статьи 4 Закона Кемеровской области "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции настоящего Закона) не распространяется на лиц, которые имеют право на дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей, представили заявление о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала до 1 января 2015 года и являются (являлись) стороной в сделке, связанной с приобретением жилого помещения, заключенной до дня вступления в силу настоящего Закона, и (или) заемщиком в договоре займа, заключенном для приобретения жилого помещения до дня вступления в силу постановления Коллегии Администрации Кемеровской области, устанавливающего требования к организации, предоставившей по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения.

 Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в остальной части, в которой суд обязал районную комиссию Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала принять у Астраханцевой М.И. заявление по форме согласно приложения №1 к Порядку и условиям предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечню документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядку ведения реестра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, и передать в департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

 Выводы суда в указанной части постановлены при неправильном применении норм материального права.

 Так, суд не учел, что Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. № 374 «Об утверждении Порядка и условий предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, требований к организации, предоставившей по договору займа денежные средства на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения, перечня документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядка ведения регистра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал», которым руководствовался суд, в разделе 3 «Правила обращения граждан за областным материнским капиталом и перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский капитал» предусматривает, что граждане представляют в уполномоченный орган заявление о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, если иное не установлено настоящим пунктом.

 В случае наделения органов местного самоуправления Кемеровской области государственным полномочием по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, установленной Законом Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее - наделение государственным полномочием), граждане представляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (п.3.2).

 При этом разделом 4-1 установлены правила рассмотрения заявления, документов и условия предоставления средств (части средств) областного материнского капитала в случае наделения государственным полномочием, согласно которым заявление со всеми необходимыми документами подается в уполномоченный орган, который после получения всех необходимых документов подготавливает заключение о соответствии представленных документов действующему законодательству, содержащее в том числе сведения из регистра граждан, имеющих право на областной материнский капитал, о факте получения (неполучения) средств (части средств) областного материнского капитала и размере в случае получения указанных средств, и представляет его в комиссию (пункты 4-1.2. – 4-1.3.3.).

 Решение о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала или решение об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала выносит комиссия по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала (п.4-1.5.).

 Не позднее 3 рабочих дней после вынесения решения о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала уполномоченный орган заносит информацию об этом гражданине в регистр граждан, имеющих право на областной материнский капитал, в порядке, установленном разделом 6 настоящего Порядка (п.4-1.8.)

 Решение о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала или решение об отказе в предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала вместе с заявлением и документами брошюруется в личное дело или отказное дело соответственно, которые хранятся в уполномоченном органе (4-1.14.).

 Правилами перечисления средств (части средств) областного материнского капитала в случае наделения государственным полномочием (раздел 5-1 Порядка) предусмотрено, что в случае принятия комиссией решения о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала перечисление средств (части средств) областного материнского капитала осуществляется уполномоченным органом не позднее чем через 60 календарных дней со дня обращения гражданина с заявлением и всеми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина (п.5-1.1. Порядка).

 Законом Кемеровской области от 27.07.2005г. № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» (в редакции Закона Кемеровской области от 09.07.2012г. № 77-ОЗ) с 1 января 2013 года органы местного самоуправления наделены отдельным государственным полномочием по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, установленной Законом Кемеровской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» (п.32 ст.2).

 Следовательно, с 1 января 2013 года полномочия по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде предоставления средств областного материнского (семейного) капитала возложены на органы местного самоуправления Кемеровской области.

 Во исполнение указанных положений Закона области и в целях реализации Закона Кемеровской области №51-ОЗ от 25.04.2011г. «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» постановлением администрации Яйского муниципального района от 23 апреля 2013 года № 814 создана районная комиссия Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, утвержден порядок ее работы.

 Материалами дела подтверждается, что заявитель заявление о предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала подала в уполномоченный орган местного самоуправления - в администрацию Яйского муниципального района, которая передала документы для рассмотрения в районную комиссию Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, которой заявление Астраханцевой М.И. было рассмотрено в установленном порядке и принято решение от 24.07.2014г. №13.

 Решение комиссии о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала подлежит исполнению уполномоченным органом местного самоуправления, который осуществляет перечисление средств (части средств) областного материнского капитала соответствующей организации. Действующим законодательством Кемеровской области исполнение указанных решений комиссий на Департамент социальной защиты населения Кемеровской области не возложено.

 Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Яйского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2014 года в части возложения обязанности на районную комиссию Яйского муниципального района по принятию решений о предоставлении средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала принять у Астраханцевой М.И. заявление по форме согласно приложения №1 к Порядку и условиям предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала, перечню документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, а также порядку ведения реестра лиц, имеющих право на областной материнский (семейный) капитал, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2011г. №374, и передать в департамент социальной защиты населения Кемеровской области отменить. Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий: Шалагина О.В.

 Судьи: Евтифеева О.Э.

 Михеева С.Н.