Судья Плешивцев С.И.
Дело № 33-1063-2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Хасановой В.С., Ворониной Е.И.,
при секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 01 февраля 2017 г. гражданское дело по апелляционной жалобе УФМС России по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ГУ МВД России по Пермскому краю Артемовой О.С., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Паршакова З.И. обратилась в суд с иском к УФМС России по Пермскому краю о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в общей сумме ** руб. ** коп. Исковые требования она мотивировала следующим: 14.06.2016 г. она была уволена с должности начальника отдела по вопросам беженцев, переселенцев и работы с соотечественниками УФМС России по Пермскому краю в связи с упразднением государственного органа. При увольнении ей подлежали выплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованный отпуск. В расчет месячного денежного содержания, из которого исчисляются компенсационные выплаты, не были включены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченные ей в июне, сентябре, ноябре, декабре 2015 г. и марте 2016 г. в общей сумме ** рублей, в связи с чем сумма недоплаченного четырехмесячного денежного содержания составила ** руб. ** коп. (с учетом удержания НДФЛ). Также ответчиком неправильно был произведен расчет компенсации за неиспользованный отпуск, с учетом указанных премий месячное денежное содержание, из которого производится расчет компенсации, увеличивается, соответственно недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила ** руб. ** коп. (с учетом удержания НДФЛ). Кроме того, при расчете месячного денежного содержания не была учтена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере ** руб., в связи с чем ей не доплачено четырехмесячное денежное содержание в сумме ** руб. ** коп., а также компенсация за неиспользованный отпуск в сумме ** руб. ** коп.(с учетом удержания НДФЛ).
Истец Паршакова З.И. в судебное заседание не явилась. Представитель истца Попов Д.И. в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Голенкова С.А. в судебном заседании иск не признала.
Третьи лица Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю и ГУ МВД РФ по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела были извещены, в судебное заседание представителей не направили.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 02.11.2016 г. с УФМС России по Пермскому краю в пользу Паршаковой З.И. взысканы недоплаченные суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в размере ** руб. ** коп. В резолютивной части решения указано, что выплату денежных средств Паршаковой З.И. следует произвести после удержания налога на доходы физических лиц.
В апелляционной жалобе ответчик УФМС России по Пермскому краю просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что согласно ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере не более двух окладов денежного содержания на каждого федерального государственного служащего. Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения в связи с ликвидацией федерального государственного органа урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562. Согласно п.6 и п.8 указанных Правил при исчислении месячного денежного содержания учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Приказом УФМС России по Пермскому краю от 31.12.2010 г. № 289 утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных служащих УФМС России по Пермскому краю, которым предусмотрено, что на премирование гражданских служащих в годовом фонде оплаты труда предусматриваются средства в размере 2 окладов денежного содержания в год на каждого гражданского служащего, выплата премии производится ежемесячно в пределах установленного фондом оплаты труда премирования в размере не более 16,67% от оклада денежного содержания на основании приказа начальника УФМС. В случае образования экономии по фонду оплаты труда производится дополнительное премирование гражданских служащих за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий, которое является правом представителя нанимателя, не носит обязательного и постоянного характера, поэтому не подлежит учету при исчислении месячного денежного содержания для выплаты компенсаций при увольнении. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченные Паршаковой З.И. в июне, сентябре, ноябре, декабре 2015 г. и марте 2016 г. в общей сумме ** рублей, за счет экономии средств фонда оплаты труда, являлись дополнительным премированием, не подлежали учету при определении размера месячного денежного содержания, из которого производится исчисление компенсаций при увольнении.
Кроме того, суд необоснованно включил в состав месячного денежного содержания единовременную выплату, выплаченную Паршаковой З.И. при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, указанная выплата предоставляется за счет средств фонда оплаты труда один раз в год, поэтому не подлежит включению в состав месячного денежного содержания, из которого исчисляются компенсационные выплаты при увольнении.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Паршакова З.И. находилась на государственной гражданской службе, работала в должности начальника отдела по вопросам беженцев, переселенцев в Свердловском районе г.Перми УФМС России по Пермскому краю, имела классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Пермскому краю от 14 июня 2016 г. № ** л/с служебный контракт с Паршаковой З.И. был расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 8.3 части 11 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с упразднением государственного органа), с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3
статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск.
При исчислении месячного денежного содержания Паршаковой З.И. были учтены следующие начисления: оклад за классный чин - ** руб., надбавка за выслугу лет - ** руб., ежемесячное денежное поощрение - ** руб., классный чин - ** руб., доплата за сложность и напряженность - ** руб.; районный коэффициент – ** руб., материальная помощь - ** руб., ежемесячная (декабрь 2008) - ** руб., всего ** руб. ** коп.
При увольнении Паршаковой З.И. выплачено месячное денежное содержание в размере ** руб. (** руб. ** коп. х 3) и ** руб. ** коп., а также компенсация за неиспользованный отпуск в размере ** руб.
При исчислении месячного денежного содержания Паршаковой З.И. не учтены премии за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченные на основании п. 6,7,8,15 Положения о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих УФМС России по Пермскому краю, утвержденного приказом начальника УФМС России по Пермскому краю от 31.12.2010 г. № 289 в размере ** рублей (приказ № ** л/с от 25.06.2015 г.), в сумме ** рублей (приказ № ** от 11.09.2015 г.), в сумме ** рублей (приказ № ** л/с от 02.11.2015 г.), в размере ** рублей (приказ № ** л/с от 03.12.2015 г.), в сумме ** руб. (приказ № ** л/с от 24.12.2015 г.), в сумме ** рублей (приказ № ** от 24.12.2015 г.), в размере ** рублей (приказ № ** от 28.03.2016 г.), всего в сумме ** рублей.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что премии за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий подлежат включению в состав месячного денежного содержания, из которого исчисляются компенсационные выплаты при увольнении государственного гражданского служащего, при этом суд исходил из следующих правовых норм.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа (пункт 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае увольнения государственного гражданского служащего в связи с ликвидацией федерального государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Приказом начальника Управления ФМС России по Пермскому краю № 289 от 31.12.2010 г. было утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих УФМС России по Пермскому краю и выплаты им единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу (приложение № 2 к Приказу) (далее Положение).
Согласно пункту 2 Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада каждого гражданского служащего в осуществление функций, возложенных на УФМС России по Пермскому краю, а также в целях повышения материальной заинтересованности и качества выполняемых работ.
В соответствии с п.4, п.5 Положения на премирование гражданских служащих в годовом фонде оплаты труда предусматриваются средства в размере двух окладов денежного содержания в год в расчете на одного гражданского служащего. Выплата премии гражданским служащим производится ежемесячно за фактически отработанное время в текущем месяце в пределах установленного фонда оплаты труда на премирование в размере не более 16,67% от оклада денежного содержания гражданского служащего.
В случае образования экономии по фонду оплаты труда, размер которой определяется отделом финансового обеспечения УФМС, ежеквартально, по решению начальника УФМС производится дополнительное премирование гражданских служащих за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий. В качестве расчетного периода для исчисления дополнительных премий гражданским служащим может приниматься время исполнения ими служебных обязанностей, равное кварталу, году или иному сроку, установленному для выполнения задания. Размер дополнительных премий определяется в абсолютном размере и максимальным размером не ограничивается. Размер дополнительной премии, выплачиваемой гражданским служащим, определяется в зависимости от результатов эффективности служебной деятельности подразделения УФМС в учетном периоде времени, а также личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения особо важных и сложных заданий руководства, оперативности и профессионализма в решении вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего, своевременной подготовки документов, внедрения новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы.
В соответствии с п.15 Положения, помимо премий, предусмотренных разделом II настоящего Положения, за счет экономии фонда оплаты труда при наличии денежных средств гражданским служащим могут быть выплачены:
- единовременные поощрения за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий в абсолютном размере, определяемом начальником УФМС по согласованию с начальником отдела финансового обеспечения, максимальным размером указанные поощрения не ограничиваются;
- премии за многолетний добросовестный труд в связи с достижением 50,55 и 60-летнего возраста в размере одного оклада денежного содержания;
- премии в связи с уходом на пенсию в размере двух окладов денежного содержания;
- премии в связи с профессиональными, государственными праздниками, Международным женским днем, Днем защитника Отечества в размере, определяемом начальником УФМС по согласованию в начальником отдела финансового обеспечения, максимальным размером указанные премии не ограничиваются.
В соответствии с п.20 Положения премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за месяц, квартал и иные периоды учитываются при исчислении средней заработной платы гражданского служащего в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 21 Положения остальные премии, предусмотренные настоящим Положением, при исчислении средней заработной платы не учитываются.
Таким образом, основными критериями при решении вопроса о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий и определении ее размера для гражданских служащих являются результаты выполнения ими особо важных и сложных заданий, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров. В соответствии с п.4 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных государственных служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, то есть премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут превышать установленный размер – два оклада денежного содержания.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционной жалобы УФМС России по Пермскому краю о незаконности включения в расчет при исчислении размера месячного денежного содержания Паршаковой З.И. премий в связи с качественным и своевременным выполнением особо важных и сложных заданий, полученных ею в июне, сентябре, ноябре, декабре 2015 г. и марте 2016 г. в общей сумме ** рублей (сверх установленного размера - двух окладов месячного денежного содержания), так как данные выплаты произведены за счет фонда оплаты труда. Данные премии начислены Паршаковой З.И. в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения контракта, и подлежат включению в состав месячного денежного содержания (в размере 1/12), из которого производится исчисление компенсаций при увольнении, в соответствии пунктами 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562. Выплата данных премий за счет экономии фонда оплаты труда не является основанием для их исключения из месячного денежного содержания.
Также суд пришел к обоснованному выводу о том, что в состав месячного денежного содержания Паршаковой З.И. подлежала включению единовременная выплата при предоставлении ежемесячного оплачиваемого отпуска в сумме 11608 руб. в соответствии с п.п.6 п.5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п.«ж» п.2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562.
В связи с невключением в состав месячного денежного содержания премий в связи с качественным и своевременным выполнением особо важных и сложных заданий в общей сумме ** рублей, а также единовременной выплаты при предоставлении ежемесячного оплачиваемого отпуска в сумме ** руб., Паршаковой З.И. не доначислено при увольнении четырехмесячное денежное содержание в сумме ** руб. ** коп. (** руб. + ** руб.) х 1/12 х 4 мес.), а также компенсация за неиспользованный отпуск в размере ** руб. ** коп. Общая сумма недоплаченных компенсаций при увольнении составила ** руб. Суд обоснованно взыскал с Управления ФМС России по Пермскому краю в пользу Паршаковой З.И. данную сумму, указав на необходимость удержания при ее выплате налога на доходы физических лиц.
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дав им надлежащую правовую оценку, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления ФМС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: