Судья – Гавловский В.А. Дело № 33-10657/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» мая 2018 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Мантул Н.М.,
судей Бекетовой В.В., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи Бекетовой В.В.,
при секретаре Рамазановой З.Н.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и установлении мер социальной поддержки, по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 05 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и установлении мер социальной поддержки.
В обоснование сослалась, что, будучи награжденной ведомственным знаком отличия в труде, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», однако ответчик незаконно отказал ей в присвоении указанного звания по тем мотивам, что представленная ею почетная грамота Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 года не отнесена к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение соответствующего звания, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие отнесение вышеуказанной грамоты к ведомственным знакам отличия в труде.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Краснодара от 05 декабря 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционных жалобах представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что продолжительность стажа и наличие ведомственной награды дают ей право на присвоение указанного звания, поскольку соответствуют требованиям закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1069-КЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края» и порядку присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 сентября 2013 года № 1066.
В возражении заместитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО3 полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении не направил, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене или изменению в апелляционном порядке ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права.
В силу положений части 1 статьи 195, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 1-4 Постановления от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным, принятым при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом относимыми и допустимыми доказательствами, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт не соответствует приведенным требованиям законодательства.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ, ветеранами труда являются:
лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» подпункт 2 пункта 1 статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» изложен в новой редакции.
Ветеранами труда являются лица:
имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Также указанным Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами (кроме федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации) и награждение указанными знаками отличия определяется указанными органами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Указанные изменения в Федеральный закон «О ветеранах» вступили в силу с 01 июля 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1) и предписано федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» (пункт 2).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года №78н Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации была учреждена как ведомственная награда Министерства здравоохранения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд в системе здравоохранения.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года №578 Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №57н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда» и о внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года №78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»).
В Краснодарском крае порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Законом Краснодарского края от 12 июля 2006 года №1069-КЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края».
Согласно части 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 12 июля 2006 года № 1069-КЗ (в редакции от 25 декабря 2017 года) под ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми произведено по состоянию на 30 июня 2016 года, понимаются ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюза отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе названных органов, министерств и ведомств.
Письмом №1186/1706 от 17 июля 2017 года ФИО1 сообщено о том, что приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 26 июня 2017 года № 894 в присвоении ей звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отказано, поскольку представленная почетная грамота Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 года не отнесена к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение соответствующего звания.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года №796-п ФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд (л.д. 43).
На момент обращения в Министерство труда и социального развития Краснодарского края истица имела необходимый трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, свыше 20 лет для женщин и стаж работы (службы) свыше 15 лет в системе здравоохранения.
Достаточность трудового стажа свыше 20 лет и свыше 15 лет в области здравоохранения подтверждаются представленными трудовой книжкой и документами из учреждений здравоохранения (л.д. 31-39).
Анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и регионального законодательства Краснодарского края свидетельствует о том, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации всегда (во всех редакциях законодательства) относилась к числу ведомственных наград - ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации также определена в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №57н.
Таким образом, как в период действия Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года №78н, так и после внесения в него изменений Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №57н, почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась и является ведомственным знаком отличия в труде указанного федерального органа исполнительной власти, дающего право на присвоение звания ветерана труда в соответствии федеральным законодательством и региональным законодательством Краснодарского края.
При изложенном, ФИО1 является лицом, награжденным ведомственным знаком отличия в труде - Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, который отнесен к числу наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Учитывая приведенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, учрежденная, как Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года №78н, так и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №54н, является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» и подлежит учету при его присвоении.
Принимая во внимание наличие у ФИО1 трудового стажа, необходимого в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», а также признав имеющуюся у нее награду Министерства здравоохранения Российской Федерации (Почетную грамоту Министерства здравоохранения Российской Федерации) ведомственным знаком за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, судебная коллегия пришла к выводу о том, что истица имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Доводы представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края о том, что истица была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации 31 августа 2016 года, а статус ведомственного знака отличия такая Почетная грамота получила только в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветерана труда», не являются основанием к отказу в иске, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года №78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» не был отменен, в него внесены изменения приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №54н, согласно пункту 10 которого повторное награждение Почетной грамотой не производится.
С учетом отнесения Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2013 года №78н Почетной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации к ведомственной награде как ведомственный знак отличия в труде, Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации была включена в перечень ведомственных знаков отличия труда и в Закон Краснодарского края от 12 июля 2006 года №1069-КЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края».
Таким образом, как в период действия Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2013 года №78н, так и после внесения в него изменений Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года №54н, Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась и является ведомственным знаком отличия в труде указанного федерального органа исполнительной власти, дающего право на присвоение звания ветерана труда в соответствии с федеральным законодательством и региональным законодательством Краснодарского края.
При изложенном, награждение истца Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации следует учитывать в контексте данных правовых актов как награждение ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение ФИО1 почетного звания «Ветеран труда».
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у истицы права на присвоение звания ветерана труда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи чем решение Ленинского районного суда города Краснодара от 05 декабря 2017 года подлежит отмене.
В силу статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив доводы сторон, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и установлении мер социальной поддержки удовлетворить.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда города Краснодара от 05 декабря 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 26 июня 2017 года № 894 об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» признать незаконным.
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Председательствующий:
Судьи: