ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1066/2014 от 10.07.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Анофрикова С.Н.

Дело № 33-1066/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1

и судей

Ерютина К.И., Горна В.Ф.,

при секретаре

ФИО2,

10 июля 2014 года рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 5 мая 2014 года, которым постановлено:

заявление Камчатского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Палана» территории объектов управления воздушным движением и навигации (автоматический радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция), расположенных за пределами указанного филиала аэропорта, с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФКП «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., объяснения представителя ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., полагавшего решение суда первой инстанции правильным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камчатский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований, о возложении обязанности на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» (далее - ФКП «Аэропорты Камчатки») осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Палана» территории объектов управления воздушным движением и навигации (автоматической радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция), расположенных за пределами указанного филиала аэропорта.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной Камчатской транспортной прокуратурой проверки требований законодательства об авиационной безопасности установлено, что за пределами филиала «Аэропорт Палана» расположены объекты управления воздушным движением и навигации: автоматический радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция. ФКП «Аэропорты Камчатки» нарядами службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Палана» обязанность по патрулированию территории указанных объектов не выполняется.

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО4 и ФИО5 с требованиями прокурора не согласились.

Представитель третьего лица филиал «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО6 решение суда первой инстанции просит отменить и принять новое решение – об отказе в удовлетворении требований Камчатского транспортного прокурора, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.

В письменных возражениях Камчатский транспортный прокурорв удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с нарушением норм материального права.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что авиационными правилами на ответчика возложена обязанность по патрулированию объектов, расположенных за пределами филиала «Аэропорт Палана».

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В силу п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Типовых положений о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года № 76 (далее – Приказ Минтранса № 76) служба авиационной безопасности создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897, и Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 19.

Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

Служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:

- обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;

- осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами (п. 21 Приказа Минтранса № 76).

Приказом Минтранса № 142 от 28 ноября 2005 года утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее – Правила № 142), которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (п. 1).

В силу п.п. 3, 4, 9 Правил № 142 авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.

Пунктом 21 Правил № 142 установлено, что территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ.

Приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2008 года № 62 утверждена Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.

Согласно п. 53 указанной программы охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее – Правила охраны аэропортов), согласно которым организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры (п. 3).

В силу п.п. 4, 5 Правил охраны аэропортов охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 года № 300, «Аэропорт Палана» является филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки».

Одним из видов деятельности предприятия является аэропортная деятельность по авиационной безопасности (п. 10 Устава).

В п. Палана Тигильского района Камчатского края расположены объектыуправления воздушным движением и навигации:автоматический радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция, состоящие на балансе Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация» (далее – ФГУП «Госкорпорация ОрВД»), и которые находятся за пределами территории ФКП «Аэропорты Камчатки» филиала «Аэропорт Палана». Патрулирование данных объектов ФКП «Аэропорты Камчатки» не осуществляет.

Согласно сообщению ФГУП «Госкорпорация ОрВД» указанные объекты используются филиалом «Камчатаэронавигация» для управления воздушным движением и навигации.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, в соответствии со ст. 1 указанного закона данные объекты относятся к объектам транспортной инфраструктуры, а ФГУП «Госкорпорация ОрВД» является субъектом транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, поскольку владеет ими на законных основаниях.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что авиационными правилами именно на ответчика возложена обязанность по патрулированию объектов находящихся за пределами территории «Аэропорт Палана», не может быть признан правильным, поскольку указанные объекты состоят на балансе ФГУП «Госкорпорация ОрВД» и используются филиалом «Камчатаэронавигация» для управления воздушным движением и навигации, при этом в собственности либо на ином законном основании в ведении ФКП «Аэропорты Камчатки» они не находятся.

Таким образом, действующим законодательством на службы авиационной безопасности аэропортов не возложены обязанность патрулирования объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта и находящихся в ведении других юридических лиц.

Учитывая изложенное, решение Елизовского районного суда Камчатского края от 5 мая 2014 года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований Камчатского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Палана» территории объектов управления воздушным движением и навигации (автоматической радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция), расположенных за пределами указанного филиала аэропорта.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 5 мая 2014 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Камчатскому транспортному прокурору, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Палана» территории объектов управления воздушным движением и навигации (автоматической радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция), расположенных за пределами указанного филиала аэропорта, отказать.

Председательствующий

Судьи