ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1068-2019 от 09.04.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Смолина Н.И. Дело № 33-1068-2019 г.


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Лобковой Е.А.

судей: Леонтьевой И.В., Журавлева А.В.

при секретаре: Шумской Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2019 года, гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного), на решение Железногорского городского суда Курской области от 6 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) зачесть ФИО1 в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с 20.02.1986 года по 14.08.1986 года, с 27.06.1988 года по 01.04.1991 года в должности помощника машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате, с 02.01.1991 года по 13.05.1995 года в должности машиниста тепловоза на <данные изъяты>, с 13.11.1996 года по 31.12.1997 года в должности машиниста локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты> года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Железногорске Курской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей».

Определением Железногорского городского суда Курской области от 11 марта 2019 г. постановлено:

«Внести исправления в решение Железногорского городского суда Курской области от 06.02.2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно по всему тексту решения суда вместо вредных условий труда, указать тяжелые условия труда».

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному), в котором указал, что решением ГУ УПФ РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонного) № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Периоды его работы: с 20.02.1986 г. по 14.08.1986 г., с 27.06.1988 г. по 01.04.1991 г. в должности помощника машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 02.01.1991 г. по 13.05.1995 г. - в должности машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 13.11.1996 г. по 31.05.2007 г. – в должности машиниста локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>»; с 01.06.2007 г. по 19.10.2007 г. – в должности машиниста локомотива службы эксплуатации на <данные изъяты> железнодорожном комплексе филиала ТОО «<данные изъяты>» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны пенсионным органом в связи с отсутствием подтверждения занятости в особых условиях труда Компетентным органом Республики <данные изъяты>. В специальный стаж ФИО1 пенсионным органом в бесспорном порядке засчитано 04 года 06 мес. 08 дней.

С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований ФИО1 просил суд: признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда периоды работы: с 20.02.1986 г. по 14.08.1986 г., с 27.06.1988 г. по 01.04.1991 г. в должности помощника машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 02.01.1991 г. по 13.05.1995 г. - в должности машиниста тепловоза на Джезказганском <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 13.11.1996 г. по 31.12.1997 г. – в должности машиниста локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>»; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права с <данные изъяты> г. с учетом положений п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ранее достижения возраста, устаногвленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

На включении в специальный стаж иных периодов истец не настаивал.

Ответчик исковые требования не признал.

Судом постановлены вышеуказанное решение и определение об исправлении описки.

В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решение суда ФИО1 не обжалует.

В заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика – Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции уведомлены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся истца и ответчика.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца ФИО1 - адвоката Аксенова Н.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ) «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом о 15.12.2001 года №167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400 - ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2018 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности)(ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое действует с 01.01.2015 г.

Согласно подпункта «б» пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника.

Согласно записям в трудовой книжке истца, ФИО1 работал на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате: с 20.02.1986 г. по 14.08.1986 г. - помощником машиниста тепловоза в железнодорожном цехе; с 30.09.1987 г. по 26.06.1988 г. – слесарем по ремонту локомотивов; с 27.06.1988 г. по 01.04.1991 г. – помощником машиниста тепловоза; с 02.04.1991 г. по 09.02.93 г. – машинистом тепловоза, с 10.02.1993 г. по 13.05.1995 г. – машинистом электровоза.

Кроме того, истец работал на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>»: с 15.08.1996 г. по 12.11.1996 г. – слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда; с 13.11.1996 г. по 31.05.2007 г. – машинистом локомотива.

В период с 01.06.2007 г. по 19.10.2007 г. ФИО1 работал машинистом локомотива службы эксплуатации на <данные изъяты> комплексе филиала ТОО «<данные изъяты>».

Решением ГУ УПФ РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонного) №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400 –ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Периоды его работы: с 20.02.1986 г. по 14.08.1986 г., с 27.06.1988 г. по 01.04.1991 г. в должности помощника машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 02.01.1991 г. по 13.05.1995 г. - в должности машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 13.11.1996 г. по 31.05.2007 г. – в должности машиниста локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>»; с 01.06.2007 г. по 19.10.2007 г. – в должности машиниста локомотива службы эксплуатации на <данные изъяты> комплексе филиала ТОО «<данные изъяты>» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны пенсионным органом в связи с отсутствием подтверждения занятости в особых условиях труда Компетентным органом Республики Казахстан.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности решения суда в части включения вышеназванных периодов работы в специальный стаж истца и назначения досрочной страховой пенсии по старости, состоятельными не являются, выводов суда первой инстанции не опровергают, не влекут за собой отмену решения суда.

В соответствии со Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1056 г. № 1173 (действовавшим до 01.01.1992 г.) (раздел XXX «Транспорт») правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются машинисты тепловозов, электровозов.

В соответствии со Списками профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий граждан, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. №272, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются машинисты и помощники машинистов тепловозов» машинисты и помощники машинистов электровозов; слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

В ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 г. государствами – участниками СНГ, включая Республику Казахстан и Российскую Федерацию, подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ст.1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

В силу ст. 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации (ст.11 Соглашения от 13.03.1992 г.).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (п.5).

К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности (далее обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. – документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. – документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (п.6 Правил).

Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, в соответствии с п.4 Раздела II которых, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно п.5 Раздела II названных Рекомендаций для приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2001 г. №172-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Статьей 5 Соглашения от 13.03.1992 г. определена сфера действия Соглашения, которая предусматривает распространение на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.

В консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее по тексту - СНГ) от 28.09.2009 N 01-1/1-09 «О толковании статьи 5 и части первой статьи Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» указано, что целью Соглашения от 13.03.1992 г., как следует из его названия и преамбулы, является выполнение имеющихся у государств-участников обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Из материалов дела усматривается, что работу в периоды с 20.02.1986 г. по 14.08.1986 г., с 27.06.1988 г. по 01.04.1991 г. в должности помощника машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 02.01.1991 г. по 13.05.1995 г. - в должности машиниста тепловоза на <данные изъяты> горно-металлургическом комбинате; с 13.11.1996 г. по 31.12.1997 г. – в должности машиниста локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта АО «<данные изъяты>» ФИО1 осуществлял на предприятиях, расположенных на территории республики Казахстан.

Верховный Суд РФ в своем Определении от 31.10.2008 г. №82-В08-6, разъяснил период применения указанного Соглашения от 13.03.1992 г., и указал, что, поскольку никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств – участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось, то оно применимо из буквального толкования п.2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для трудового стажа, приобретенного за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств – до 13 марта 1992 г.

В случае приобретения права на пенсионное обеспечение на территории государства, входящего в Содружество Независимых Государств, реализация данного приобретенного права возможна не только на территории приобретения права, но и на территории государств – участников Соглашения, коим является Российская Федерация, при условии переселения.

Таким образом, право на назначение льготной пенсии у гражданина после переселения в Российскую Федерацию сохраняется только в том случае, если такое право приобретено им на территории страны участницы указанного Соглашения (принцип сохранения гарантий).

Ответчиком не опровергнуто, что работа истица в спорные периоды была предусмотрена вышеназванными Списками № 1173 от 22.08.1956 г. и №272 от 24.04.1992 г. и давала право на льготное пенсионное обеспечение при условии подтверждения занятости в особых условиях труда Компетентным органом Республики Казахстан.

Исходя из условий Соглашения от 13.03.1992 г. справкой компетентных органов названного государства подтверждается факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование для включения в стаж периодов работы после 01.01.2002 г. (вступление в силу ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ), поскольку данные периоды могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Как следует из материалов дела, спорный период имел место быть до 01.01.2002 г., в связи с чем, подтверждение уплаты страховых взносов не требовалось.

В то же время, специалистами Управления Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонного) были направлены запросы о подтверждении сведений о стаже и заработке ФИО1

Архивными справками подтверждены периоды и характер выполняемой истцом работы в должностях, предусмотренных Списками № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. и №<данные изъяты> от <данные изъяты> г.

Согласно ответу Центрального филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан по имеющимся в базе данных Центрального филиала сведениям, подтверждается уплата обязательных пенсионных взносов на ФИО1 за запрашиваемый период в размере 10 %.

В связи с этим суд пришел к обоснованному вводу о том, что Компетентными органами Республики Казахстан уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение подтверждена.

Согласно письму Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26.01.2017 г. № <данные изъяты> существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан с 01.01.1998 г. были отменены в связи с вступлением в действие Закона Республики Казахстан от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, который не предусматривал право лиц, осуществляющих работу машинистом, помощника машиниста на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании правовых норм.

С учетом изложенного и вышеприведенных правовых норм, учитывая, что за истца работодателями производилась уплата страховых взносов в спорные периоды в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, суд первой инстанции обоснованно пришел к вводу о том, что работа истца в спорные периоды давала истцу ФИО1 право на льготное пенсионное обеспечение по законодательству Республики Казахстан до отмены досрочных пенсий, т.е. до 01.01.1998 г, поэтому суд правомерно, с учетом вышеприведенного законодательства включил спорные периоды в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.

В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Кроме того, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, проживающим (работающим) на территории с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год (при условии проживания с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г.) и дополнительно на 1 год за каждые четыре года проживания или работы на территории данной зоны, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Периоды работы истца в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждены документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», не опровергнуты и ответчиком.

Город Железногорск Курской области подвергся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. №1074, относится к зоне проживания с льготным социально экономическим статусом.

Согласно трудовой книжке и выписке из лицевого счета застрахованного лица период работы ФИО1 на предприятиях, расположенных на территории г. Железногорска Курской области с 04.06.2009 г. по день обращения в пенсионный орган составил 9 лет, что, в силу вышеприведенных положений закона дает ему право на снижение возраста на досрочное пенсионное обеспечение на 2 года.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1, <данные изъяты> г.

Специальный стаж ФИО1 с учетом включенного ответчиком в бесспорном порядке (04 г. 06 мес. 08 дн.) и зачтенного судом (08 л. 06 мес. 01 дн.) составляет 13 л. 00 мес. 09 дн. Наличие у истца требуемого для назначения досрочной страховой пенсии страхового стажа, пенсионный орган не оспаривает.

С учетом льготы, предоставленной истцу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 истец имеет право на досрочное назначение ему пенсии при достижении возраста 53 лет.

В пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда ФИО1 обратился <данные изъяты> г. Возраста <данные изъяты> он достиг <данные изъяты> г. Право на льготную пенсию со снижением возраста, истец имеет с <данные изъяты> г.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда с <данные изъяты> г., является законным и обоснованным.

Судебные расходы взысканы с ответчика в пользу истца в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ правомерно.

Доводы жалобы о незаконности включения в специальный стаж периода работы истца с 18.07.1995 г. по 17.06.1996 г. в должности слесаря по ремонту подвижного состава в цехе подъемки локомотивного депо <данные изъяты> железной дороги, не состоятельны, так как таких требований истец не заявлял и из решения суда этого не следует.

Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих выводы суда по заявленным исковым требованиям.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Поэтому апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железногорского городского суда Курской области от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –