ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10698/2016 от 17.01.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Иорданян О.Ж. Дело № 33-10698/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ишимова А.А.,

судей Мироненко М.И., Дроздова А.В.,

при секретаре (ФИО)4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес)-Югры о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес)-Югры на решение Белоярского городского суда Ханты - (адрес) - Югры от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования (ФИО)1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в (адрес) назначить (ФИО)1 страховую пенсию по старости с (дата)».

Заслушав доклад судьи Мироненко М.И., судебная коллегия

установила:

(ФИО)1 обратился в суд с иском к ответчику Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес)-Югры (далее ГУ-УПФ РФ в (адрес)) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя исковые требования следующим. (дата) истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением территориального органа Пенсионного фонда от (дата)(номер) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С решением пенсионного органа истец не согласен, поскольку период работы в районах Крайнего Севера на момент обращения составлял 15 лет 7 месяцев 7 дней. Истец полагает, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости наступило у него в январе 2016 года.

В судебном заседании истец (ФИО)1, его представитель (ФИО)5 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в (адрес)(ФИО)6 исковые требования не признал.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФ РФ в (адрес) выражает несогласие с постановленным по делу решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии п. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на 31 декабря 2001 года. Белоярский и Березовские районы включены в Перечень районов Крайнего Севера с 01 января 2013 года для предоставления гарантий и компенсаций, установленных Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Данным законом не определены гарантии по пенсионному обеспечению, в связи с чем периоды работы в Белоярском и Березовском районах следует учитывать как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу, возражения на неё в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Как следует из материалов дела, со (дата) по настоящее время (ФИО)1 работает в ООО «Строительное управление (номер)», расположенном в (адрес) - Югры. (дата)(ФИО)1, (дата) года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в (адрес) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30, с учетом п. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в (адрес) от (дата)(номер) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и, соответственно, недостижением пенсионного возраста. По подсчетам ГУ-УПФ РФ в (адрес) стаж истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил 19 лет 5 месяцев 25 дней, вместо необходимых 20 лет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера составила более 15 лет, что является основанием для дополнительного снижения пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости, обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определенной продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.

Так, часть 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", на применении которой настаивает истец, закрепляет льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста на пять лет для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.

При этом порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях урегулирован нормами пункта 6 части 1, части 2 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подлежащими применению во взаимосвязи.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу части 2 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с вышеуказанным пунктом 6 части 1 настоящей статьи применятся перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы права, для вопросов исчисления северного стажа подлежит применению Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, по состоянию на указанную в законе дату (31 декабря 2001 года).

Поскольку по состоянию на (дата)(адрес) - Югры был отнесен законодателем к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, то период работы истца в ООО «Строительное управление (номер)», в том числе после (дата), правомерно засчитан ответчиком в качестве стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Действительно, в целях предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 года № 170 Белоярский и Березовский районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 01 января 2013 года отнесены к районам Крайнего Севера, внесены соответствующие изменения в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029. Однако в настоящее время указанным законом гарантии по пенсионному обеспечению граждан не предусмотрены.

В связи с чем, северный стаж истца с (дата) по дату обращения в пенсионный орган необоснованно исчислен судом как стаж работы в районах Крайнего Севера.

Поскольку у истца (ФИО)1 отсутствовала требуемая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним в местностях, оснований для дополнительного снижения пенсионного возраста и, соответственно, назначения страховой пенсии по старости не имелось.

В связи с допущенными нарушениями решение суда подлежит отмене в данной части по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о назначении (ФИО)1 страховой пенсии по старости с (дата).

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Белоярского городского суда (адрес) - Югры от (дата) отменить, принять новое решение, которым (ФИО)1 отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белоярске о назначении досрочной страховой пенсии по старости с (дата).

Председательствующий: Ишимов А.А.

Судьи: Мироненко М.И.

Дроздов А.В.