ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1070/2018 от 21.03.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-1070/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Хабаровск 21 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Дорожко С.И.,

судей: Порохового С.П., Романовой И.А.,

при секретаре: Борзуновой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михневич А. С. к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, администрации г. Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о возмещении ущерба, причиненного заливом дома,

с апелляционной жалобой истца Михневич А.С. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 ноября 2017 года,

заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителей истца Михневич А.С. - Михневич Г.И., Павловского В.В., представителя администрации г. Хабаровска - Скворцовой М.А., представителей Министерства природных ресурсов Хабаровского края - Заяц С.Б., Третьякова К.Д., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Михневич А.С. обратился в суд иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края и просил взыскать с Министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу Михневич А.С. материальный ущерб в размере 1 255 432 руб., убытки в размере 44 000 руб., денежную компенсацию морального вреда – 100 000 руб., судебные издержки на оплату услуг представителя – 30 000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины – 14 997 руб.

В обоснование требований указано, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>. В августе-сентябре 2016 г. в период выпадения обильных осадков уровень реки Черная поднялся более чем на 4 метра, в результате прохождения водного потока по соседнему участку водой были перенесены горюче-смазочные материалы на зеленые насаждения участка и затоплены дом, два сарая, двор истца, в связи с чем, истцу причинен материальный ущерб. Вина Министерства природных ресурсов Хабаровского края в том, что состояние водопропускных сооружений реки Черная неудовлетворительное.

Определениями районного суда г. Хабаровска от 11.07.2017 и от 28.07.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация г. Хабаровска, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кияшко С.А.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Михневич А.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что суд не исследовал решение суда от 30.11.2016, которым доказана вина Министерства природных ресурсов, факт затопления установлен, доказательства причинения ущерба истом предоставлены.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Хабаровского края, соглашаясь с решение суда, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая, что решением суда от 30.11.2016 не установлено, что фактором, являющимся причиной затопления в ночь с 12 на 13 августа 2016, 5-6 сентября 2016 г. жилых домов, расположенных на ул. Аэродромной, является недостаточная пропускная способность реки Черная, не установлено, что в указанный период уровень реки поднялся более чем на 4 метра, в связи с чем, данное решение не может быть доказательством по настоящему делу. Кроме того, истцом не установлен сам факт причинения ущерба и факт несения расходов для устранения последствий затопления.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что акт о затоплении составлен с нарушением установленных законодательством требований, в заключении специалиста отсутствует указание на причинно-следственную связь между возникшим ущербом и действиями либо бездействием ответчиков по настоящему делу, дом пришел в аварийное состояние в течение шестидесяти лет, пристройка к дому осуществлена самовольно. Доказательств вины Управления дорог не представлено.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Михневич А.С. на основании договора дарения с 2015 г. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом <адрес> (прежним собственником по договору-купли продажи с 2003 г. являлась Михневич Г.И.), раздел которого в натуре произведен вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12.12.2016, с учетом определения от 27.02.2017, которыми в собственность Михневич А.С. выделена часть дома, состоящая из жилой комнаты № 2 площадью 6,8 кв.м., жилой комнаты № 3 площадью 21,1 кв.м., кухни № 1 площадью 7,0 кв.м., всего 34,9 кв.м. общей площади дома; в собственность собственника другой половины дома Кияшко С.А. выделена часть дома общей площадью 23,5 кв.м., состоящая из жилой комнаты № 4 площадью 14,1 кв.м., кухни № 5 площадью 9,4 кв.м.

В период ливневых дождей, прошедших в г. Хабаровске в августе-сентябре 2016 года (с 7 на 8 августа, с 12 на 13 августа, 5-6 сентября), земельный участок и дом истца по <адрес> подверглись затоплению, в результате чего истцу причинен материальный ущерб, стоимость работ, необходимых для восстановления жилого дома, согласно заключения специалиста ООО «Независимая экспертиза и оценка» от 28.12.2016 составит 1 255 432 руб.

Согласно исследовательской части Заключения от 28.12.2016: повреждения паводковыми водами, переносящими горючесмазочные материалы, в результате поднятия уровня воды на 4 метра в реке Черная, наблюдается по всем конструкциям и внутренним помещениям дома и веранды, отметка воды доходила на высоту до 0,65 м, разводы желтого и коричневого цвета на высоту 0,7 м от отмостки по облицовке из СМЛ; так как дом эксплуатируется без капитального ремонта более 50 лет, то несущие конструкции стен и перекрытий практически исчерпали весь свой срок службы, следовательно, присутствует моральный износ здания; при обследовании фундамента, стен установлено поражение гнилью и жучком, разрушение нижних венцов дома, шпал под оконными блоками. Согласно вывода по вопросу 1: техническое состояние жилого дома <адрес> в связи с выявленными значительными повреждениями основных несущих конструктивных элементов ( фундаменты, стены, перекрытия) характеризуется в целом как Аварийное состояние, при котором имеются повреждения и деформации конструктивных элементов, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

Согласно технического паспорта домовладения <адрес>, составленного по состоянию на 05.04.2007, жилой дом 1950 г. постройки, из шпал, крыша – кровельное железо, фундамент основной части (литер А), холодной пристройки (литер а), холодной пристройки (литер а1) – деревянные столбы, физический износ основной части – 73 %, холодной пристройки литер а и литер а1 – 70 %.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30.11.2016 удовлетворены исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска и на Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложены обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести работы по увеличению пропускной способности русел рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) на всем их протяжении, по их расчистке, а также произвести их дноуглубление, осуществить мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках указанных малых рек района; произвести послепаводковое обследование территорий и указанных малых рек района.

Данным решением установлено, что на основании обращений граждан о затоплении частных домовладений и придомовых территорий, подвальных помещений и подъездов многоквартирных домов Комитетом администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом г. Хабаровска проведено визуальное обследование, в ходе которого установлено, что на территории района протекает 4 малых реки общей протяженностью более 108 км и не менее двадцати притоков, на малых реках района для осуществления транспортной связи устроено 25 мостовых переходов и 41 водопропускная труба, в целом в зоне возможного подтопления по причине разливов рек (в результате не проведения работ по их очистке, углублению и т.д.) находятся свыше 120 домов района, что подтверждается информацией Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом г. Хабаровска о состоянии водных объектов от 28.09.2016. Согласно актов послепаводкового обследования водных объектов, в том числе реки Черная от 29.10.2016, проведенного ООО «Гидростройобъект», установлено, что оценка состояния водопропускных сооружений рек неудовлетворительная, размер большинства водопропускных сооружений недостаточен для пропуска паводка 1% обеспеченности, большинство водопропускных сооружений имеют повреждения, береговая полоса загрязнена бытовыми отходами и промышленным мусором. В ходе паводка, превышающего 1% обеспеченности, будет нанесен значительный ущерб жилым домам, объектам инфраструктуры, промышленным предприятиям, производственным объектам, коммуникациям, инженерным и другим сооружениям, а также сельскохозяйственным объектам. Согласно, в том числе акта обследования реки Черная от 19.10.2016 в составе главного специалиста-эксперта Амурского БВУ по Хабаровскому краю Ульяновой С.В., главного специалиста отдела водных ресурсов управления природных ресурсов министерства природных ресурсов Хабаровского края Третьякова П.А., старшего инспектора отдела предупреждения ЧС комитета Правительства края по гражданской защите Головина В.М., ведущего инженера ООО «Гидростройпроект», - причины отсутствия свободного стока воды в реке Черная и ее притоках носят искусственный (антропогенный) характер), что приводит в период выпадения дождей и интенсивного снеготаяния к образованию запруд и выходу рек из берегов. Из анализа ответа Министерства природных ресурсов Хабаровского края «О предотвращении негативного воздействия вод» следует, что факт наличия нарушений имеет место, а также имеет место необходимость проведения работ, вместе с тем, лимиты бюджетных ассигнований, доведенные на 2017 г. Федеральным агентством водных ресурсов распределены, в связи с чем, приступить к руслорегулирующим работам ранее 2018 г. не представляется возможным. Факт нахождения, в том числе реки Черной, в неудовлетворительном состоянии, нуждаемость в увеличении пропускной способности русла реки, его расчистки, дноуглублении, в ежегодном проведении ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблении прочности льда, а также в проведении мероприятий по противопаводковой защите, включающей уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчанно-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы, - нашел свое подтверждение.

Из ответа администрации г. Хабаровска от 27.09.2016 на обращение Михневич Г.И. к Президенту РФ от 26.08.2016 следует, что согласно акта комитета по управлению Железнодорожным районом администрации г. Хабаровска от 13.08.2016 затопление дома № 68 по ул. Аэродромной и придомовой территории произошло в результате резкого подъема уровня воды в реке Черная до 4-ех метров, данное половодье обусловлено обильными осадками в период с 07 по 13 августа 2016 г. Река Черная находится в федеральной собственности и в соответствии с приказом МПР РФ № 61 от 18.03.2008 полномочиями на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта РФ, наделены органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно министерство природных ресурсов края, к которому Михневич Г.И. рекомендовано обратиться для возмещения ущерба, причиненного в результате негативного воздействия вод реки Черная.

Из ответа прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 05.10.2016 на обращение Созона М.А. и других следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что основной причиной затопления ул. Машинистов (Школьной, Аэродромной) стал разлив реки Черная, установлено, что система ливневой канализации выполнена таким образом, что вода с близлежащей территории сливается в сторону указанных домов, кроме того, сливы в колодцы (лотки) в районе домов засорены, в результате чего вода в указанных домах подымалась до уровня в 40 см в квартирах на 1 этажах во время проливных дождей в ночь с 5 на 6 сентября 2016 г. Вдоль дороги по ул. Школьной с обеих сторон имеется ливневая канализация, однако с одной стороны она заканчивается тупиком (заросла травой), в итоге имеется скопление воды, внешне напоминающее заболоченность. Таким образом, администрацией г. Хабаровска не обеспечено водоотведение в районе указанных улиц в нарушение норм законодательства РФ (пунктов 4, 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.20003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…», приказа Министерства транспорта РФ от 06.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», п.п. 12.10 – 12.12 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89., СанПиН 2.1.5.980).

Наряду с эти, прокуратурой района установлено, что одной из причин подтопления (затопления) территории Железнодорожного района является ненадлежащее состояние малых рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь), подлежащих региональному государственному надзору, органом ответственным за содержание и контроль которых является Министерство природных ресурсов Хабаровского края, которое не исполняет обязанности в части содержания малых рек района, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, нуждаются в увеличении пропускной способности их русел, в расчистке, дноуглублении, в проведении мероприятий противопаводковой защиты. Установлено, что в Комитет, в администрацию г. Хабарвска, в Министерство регулярно поступают жалобы от граждан, пострадавших в результате ненадлежащего содержания рек и их разлива, вместе с тем мер по устранению нарушений закона не принято, в ответе Минстерство признало факт наличия нарушений, что водопропускные сооружения разрушены, что нормальный сток вод не обеспечен и необходимость проведения работ, вместе с тем, указало, что работы будут проведены не ранее 2018 г. граждан разъяснено право на обращение в суд с целью взыскания с виновного лица ущерба, причиненного в результате подтопления.Согласно акта осмотра от 26.07.2016, составленного комиссией (начальник отдела благоустройства управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Коваленко И.В., главный специалист этого же отдела Панащатенко Д.Е., мастер участка МУП г. Хабаровска «Дорожник» Мищенко И.В.), произведен осмотр сетей ливневой канализации в границах улиц Школьная-Аэродромная в г. Хабаровске и в ходе осмотра установлено, что водоотводные лотки вдоль ул. Школьной и ул. Аэродромной в границах от пересечения с <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии, водопропускная способность лотков обеспечена, сброс воды из лотков осуществляется в естественный приток русла р. Черная.

Сведений о надлежащем состоянии ливневой канализации в районе дома истца, материалы дела не содержат, и в суд первой и апелляционной инстанции таких доказательств не представлено, не является таким доказательством и акт осмотра от 26.07.2016, так как в нем содержится информация об удовлетворительном состоянии водоотводных лотков до дома № 20 по ул. Аэродромной.

В соответствии с пунктами 1.2. и 3.10. Положения об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 458, - Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска является органом администрации г. Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций, в том числе организует в пределах полномочий водоотведение поверхностных (дождевых, талых, поливомоечных, дренажных, инфильтрационных) сточных вод в границах городского округа «Город Хабаровск», обеспечивает сохранность, ремонт и модернизацию ливневой системы водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации – река Черная, как водный объект (реки, ручьи, каналы), находится в федеральной собственности.

Статьей 24 Водного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, к которым в том числе относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 61 от 18.03.2008 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

- установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;

- предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы;

- мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов);

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

- увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

- предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

- проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

- мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы;

3) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 Водного кодекса РФ: мероприятия по заключению договоров водопользования, принятию решений о предоставлении водного объекта в пользование (организации и проведению аукционов на право заключения договоров водопользования, администрирование платы за пользование водными объектами, привлечение независимых экспертов по определению параметров водопользования).

Таким образом, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, передано ответственному органу государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерству природных ресурсов Правительства Хабаровского края.

Во исполнение положений ст. ст. 25, 36 Водного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов», от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» Правительством Хабаровского края принято постановление № 86-пр от 28.04.2007 «Об утверждении Перечня объектов Хабаровского края, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», согласно которого, в том числе реки Черная, Полежаевка, Правая Березовая, Гнилая Падь, подлежат региональному государственному надзору, а органом ответственным за их содержание и контроль является Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь, ст. ст. 15, 16, 1064 Гражданского кодекса РФ, положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 65 Водного кодекса РФ, Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 327, исходил из того, что факт затопления не установлен, представленные истцом доказательства не подтверждают причинение истцу заявленного ущерба, доказательств, подтверждающих наличие на земельном участке истца горюче-смазочных материалов, а также того, что указанные материалы поступили на земельный участок по причине разлива реки Черная и несения расходов для устранения последствий затопления, необходимость производства этих работ - истцом не представлены; наличие паводка на реке Черная в указанный период также не подтверждено; из представленного заключения специалиста не усматривается, что возле дома истца имеется отмостка, а также специальные кюветы для сброса в ливневую канализацию, заключение не содержит вывода о том, что аварийное состояние дома возникло в результате затопления дома в указанный период, дом находится в эксплуатации более 60 лет, сведения о капитальных ремонтах отсутствуют, доказательств того, что на момент затопления дом истца не являлся аварийным, не представлено.

Судебная коллегия не соглашается с такими выводами и решением суда первой инстанции, так как факт затопления дома истца в период ливневых дождей в августе-сентябре 2016 г. с причинением истцу ущерба не вызывает сомнений и подтвержден совокупностью исследованных относимых, допустимых и достаточных доказательств, включая: акт Комитета по управлению Железнодорожным районом администрации г. Хабаровска от 13.08.2016; объяснения стороны истца; объяснения представителя администрации г. Хабаровска Кустова О.В.; ответ прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска от 05.10.2016 по результатам проведенной проверки; сведения ФГБУ «Дальневосточное УГМС», а также новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции, а именно: информация о количестве выпавших в г. Хабаровске осадков 07.08, 13.08, 5-6.09.2016 по данным ФГБУ «Дальневосточное УГМС»; сведения КГКУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края» от 12.08.2016; бюллетени погоды от 11 и 12 августа 2016 г.; сведения РОСПРИРОДНАДЗОРА с протоколом испытаний от 12.02.2018; ответ администрации г. Хабаровска от 27.09.2016; фотографии, видеорепортаж ООО «ИТА «Губерния» от 06.09.2016.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Анализируя совокупность исследованных по делу доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что подтопление дома истца и придомовой территории в период ливневых дождей в августе-сентябре 2016 г. с причинением истцу ущерба произошло из-за ненадлежащего состояния ливневой системы водоотведения в районе ул. Аэродромной, ответственность за содержание которой несет Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, и из-за низкой пропускной способности реки Черной, вызванной ее ненадлежащим содержанием со стороны полномочного органа исполнительной власти – Министерства природных ресурсов Хабаровского края.

Степень вины данных ответчиков судебная коллегия признает равной.

Учитывая, что подтопление происходило снизу (на высоту 0,65 – 0,70 м.), принимая во внимание подтвержденный технической документацией домовладения по ул. Аэродромной, 68 в г. Хабаровске и заключением специалиста износ жилого дома 1950 года постройки на 73 %, судебная коллегия приходит к выводу, что размер ущерба, причиненного затоплением на 73% увеличен из-за морального износа здания, исчерпания несущей способности конструктивных элементов здания, в связи с чем, взысканию с ответчиков подлежит стоимость восстановительного ремонта дома в размере 338 966 руб. 64 коп. - по 169 483 руб. 32 коп. с каждого: с Министерства природных ресурсов Хабаровского края, так как письменными доказательствами подтверждено, что залив произошел из-за поднятия на 4 метра уровня реки Черная, в отношении которой на Министерство природных ресурсов Хабаровского края решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30.11.2016 возложена обязанность провести работы по увеличению пропускной способности; с управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, так как ответом прокуратуры от 05.10.2016, видеорепортажем ООО «ИТА «Гурберния» подтвержден факт затопления, в том числе, в связи с неисправностью ливневой канализации.

Требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку спорные правоотношения не подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», вытекают из отношений по причинению истцу имущественного ущерба, обязанность возместить который является деликтной ответственностью, в связи с чем, спорные правоотношения регулируются ст. 1064 ГК РФ, а по спору имущественного характера взыскание компенсации морального вреда не предусмотрено, исходя из положений ст. 151 ГК РФ.

С данных ответчиков подлежат взысканию в равных долях понесенные истцом убытки по оплате за проведение исследования специалистом в размере по 22 000 руб. с каждого, поскольку данные расходы не являются судебными издержками, понесены истцом в досудебном порядке для восстановления своего нарушенного права и в силу ст. 15 ГК РФ составляют убытки истца, подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами, в связи с чем, подлежат взысканию в полном объеме.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований, в соответствии со ст. ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ с данных ответчиков в равных долях подлежат взысканию судебные расходы по 15 000 руб. с каждого из ответчиков в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, исходя из разумных пределов, объекта защиты, объема защищаемого права и объема проделанной представителем истца Павловским В.В. работы; по 5029 руб. 67 коп. с каждого – в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Довод стороны истца об осуществлении капитального ремонта дома. Судебная коллегия отклоняет, как не подтвержденный доказательствами, тогда как аварийное состояние дома, исчерпание им несущей способности, 73% износ дома - подтверждены техническим паспортом домовладения по состоянию на 2007 г. и заключением специалиста от 28.12.2016.

Довод возражений на апелляционную жалобу Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о том, что пристройка к дому осуществлена самовольно, судебная коллегия отклоняет, как не подтвержденный доказательствами и опровергающийся данными технической документации на домовладение истца.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 ноября 2017 года – отменить, принять по делу новое решение которым:

Исковые требования Михневич А. С. к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о возмещении ущерба, причиненного заливом дома, – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу Михневич А. С. в счет возмещения материального ущерба денежную сумму в размере 169 483 рубля 32 копейки, убытки в размере 22 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя – 15 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины – 5 029 рублей 67 копеек.

Взыскать с Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска в пользу Михневич А. С. в счет возмещения материального ущерба денежную сумму в размере 169 483 рубля 32 копейки, убытки в размере 22 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя – 15 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины – 5 029 рублей 67 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к администрации г. Хабаровска - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: С.И. Дорожко

Судьи: С.П. Пороховой

И.А. Романова