ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10714/2015 от 17.09.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Захаров Р.П. Дело № 33-10714/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2015 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Куратовой Л.В.

судей Пашковой Т.В., Ривняк Е.В.,

при секретаре Коцубняке А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.М.П. и С.А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С.К.М., С.А.М. к комитету сельского хозяйства Волгоградской области о признании незаконным приказа

по апелляционной жалобе комитета сельского хозяйства Волгоградской области

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2015 года, которым исковые требования С.М.П. и С.А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С.К.М., С.А.М. удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Пашковой Т.В., выслушав представителя ответчика Б.Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца С.А.А.Е.Т.Ю., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

С.М.П. и С.А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С.К.М., С.А.М., обратились в суд с иском к комитету сельского хозяйства Волгоградской области о признании незаконным приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области.

В обоснование заявленных требований указали, что они в соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности № 111, намеренные воспользоваться такой выплатой, обратились в администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о направлении ходатайства в министерство сельского хозяйства Волгоградской области о перечислении социальной выплаты в счет погашения ипотечного кредита для приобретения жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу комитета сельского хозяйства Волгоградской области № 72, на основании постановления главы Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 05 октября 2011 года № 52-а, которым С.А.А. была снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, было принято решение об исключении ее семьи из сводного списка участников мероприятий-получателей социальной выплаты на 2014 год государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и аннулировании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ № 111. Однако, постановлением главы Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 23 апреля 2015 года № 26, было отменено ранее вынесенное постановление, тем самым оснований для снятия с учета семьи С.А.А. у комитета сельского хозяйства Волгоградской области не имелось. О принятых постановлениях Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области истцам ранее не было известно. В связи с чем, действия ответчика являются незаконными и необоснованными.

Просили суд признать незаконным приказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области № 72 от 05 мая 2015 года «Об исключении из сводного списка участника мероприятия – получателя социальной выплаты на 2014 года государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; обязать комитет сельского хозяйства Волгоградской области выплатить истцам средства социальной выплаты в сумме <.......> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе комитет сельского хозяйства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения требований истцов о признании приказа от 05 мая 2015 года незаконным, просит его отменить в указанной части и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Согласно указанной федеральной целевой программе (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений в редакции Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2014 года № 399) решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем: повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности; повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения; повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни; улучшения демографической ситуации; развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В числе прочих, федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» включает мероприятия улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением № 4.

Согласно п. 11 Типового положения федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением № 5 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).

Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 24 декабря 2008 года № 36, семья С.А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. Впоследствии, семья С.А.А. и С.М.П. стала являться участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598.

ДД.ММ.ГГГГС.М.П. и С.А.А., по договору купли-продажи приобрели в собственность жилой дом, расположенный в сельской местности, по адресу: <адрес>. Право собственности истцов на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Часть денежных средств, а именно <.......> рублей, за указанные жилой дом и земельный участок С.А.А. и С.М.П. были уплачены за счет кредита, полученного по кредитному договору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Сбербанк России». В связи с этим, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на жилой дом заявителей зарегистрировано ограничение в виде ипотеки в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства Волгоградской области С.А.А. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в сумме <.......> рублей на приобретение жилья в сельской местности, что подтверждается копиями данных свидетельств.

Согласно государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 года № 681-п, субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области.

В силу п. 7 «Порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам поселений Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 18 июня 2014 года № 302-п «О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных между министерством и органами местного самоуправления поселений Волгоградской области.

В силу п.п. 4 п. 2.15 Постановления Правительства Волгоградской области от 18 июня 2014 года № 302-п «О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», министерство исключает граждан, молодые семьи и молодых специалистов из сводного списка в случае снятия гражданина, молодой семьи или молодого специалиста с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствие с п. 3.10 того же постановления Правительства Волгоградской области от 18.06.2014 года № 302-п, свидетельство аннулируется в связи с исключением гражданина, молодой семьи, молодого специалиста из сводного списка по основаниям, предусмотренным пунктом 2.15 настоящего Порядка.

Как следует из материалов дела, постановлением главы Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 05 октября 2011 года № 52-а, С.А.А. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На этом основании комитетом сельского хозяйства Волгоградской области вынесен приказ № 72 от 05 мая 2015 года, в соответствии с которым С.А.А. исключена из категории «молодые семьи и молодые специалисты» из сводного списка участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2014 год государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года». Кроме того, аннулировано свидетельство от 25 августа 2014 года № 111 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданное на имя С.А.А. Денежные средства социальной выплаты, которые находились на блокированном счету банка, были возвращены в комитет сельского хозяйства Волгоградской области.

Вместе с тем, при вынесении приказа № 72 от 05 мая 2015 года, комитетом сельского хозяйства Волгоградской области не было учтено, что 23 апреля 2015 года, то есть до вынесения спорного приказа, главой Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области издано постановление № 26 об отмене постановления от 05 октября 2011 года № 52-а, которым С.А.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Оценивая в совокупности доказательства по делу по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у комитета сельского хозяйства Волгоградской области отсутствовали правовые основания, именно по тому обстоятельству, что С.А.А. органом местного самоуправления была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, для исключения семьи С.А.А. из категории «молодые семьи и молодые специалисты» из сводного списка участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2014 год государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года», а также для аннулирования свидетельства от 25.08.2014 года № 111 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного на имя С.А.А., поскольку на момент вынесения оспариваемого приказа, С.А.А. фактически стояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истцов в части признания незаконным приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области № 72 от 05.05.2015 года «Об исключении из сводного списка участника мероприятия – получателя социальной выплаты на 2014 года государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Данные выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление главы Панфиловского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 23 апреля 2015 года не имеет обратной силы, судебной коллегией не принимаются, поскольку данным постановлением отменено ранее вынесенное постановление от 05 октября 2011 года о снятии С.А.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, постановление от 05 октября 2011 года не влечет изменения статуса С.А.А. как состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность вне доводов апелляционной жалобы согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверялась. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета сельского хозяйства Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: