ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10719/18 от 18.09.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Хлыстова Е.В. Гр. дело № 33-10719/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой А.Х.,

судей Никоновой О.И., Емелина А.В.,

при секретаре Астафьевой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области – ФИО1 (по доверенности) на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.

Обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести ФИО2 перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г., с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителя ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области – ФИО1 (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФИО2 и его представителя – адвоката Гоошуцуна В.П. (по ордеру) на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее – ГУ МВД России по Самарской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Тольятти (далее – У МВД России по г. Тольятти) о перерасчете выслуги лет, мотивируя тем, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и был уволен 09.04.2018 г. с должности инспектора (дорожно-патрульной службы) 1 взвода 1 роты отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти Самарской области с правом получения пенсии по выслуге лет. Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии выслуга лет истца (в календарном исчислении) составила 27 лет 06 месяцев 29 дней, льготная выслуга - 29 лет 05 месяцев 04 дня, а всего - 29 лет 05 месяцев 04 дня. Однако, период его службы с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г. в должности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г. в должности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти в льготный стаж из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца ответчиком не включен. Не согласившись с расчетом ответчика, ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд и уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просил суд обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести перерасчет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии на льготных условиях - 1 месяц службы за 1,5 месяца в периоды с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г., с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Самарской области – ФИО1 (по доверенности) просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных исковых требований. Ссылается на то, что обязательным условием для исчисления выслуги лет на льготных условиях является исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, ФИО2 непосредственных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения не осуществлял.

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно абз. 4 п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с п."б" ч. 1 ст.11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.

Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях был утвержден Приказом МВД РФ от 22 июня 2009 г. № 472.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел, и в соответствии с приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области от 07.02.2018 г. л/с, с 09.04.2018 г. уволен из органов внутренних дел п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).

Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 27 лет 07 месяцев 00 дней, в льготном исчислении - 29 лет 05 месяцев 05 дней.

Из расчета выслуги лет капитана полиции ФИО2 следует, что ответчиком в льготный стаж истца не был включен период службы с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г. в должности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и, с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г. в должности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти из расчета месяц службы за 1,5 по тем основаниям, что указанная должность в Перечень подразделений, должностей начальствующего состава ГИБДД МВД России, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденной приказом МВД России от 22.06.2009 г. № 472, не входит.

Разрешая исковые требования истца о зачете на льготных условиях периода службы в должности с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г. в должности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и, с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г. в должности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти, суд первой инстанции исходил из того, подразделения, в которых истец занимал должности в спорные периоды, входили в состав роты ДПС ГИБДД (а равно в иные структурные подразделения ГИБДД), и не являлись самостоятельными структурными подразделениями.

Соглашаясь с выводом суда об удовлетворении исковых требований истца, судебная коллегия дополнительно отмечает следующее.

Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472 утвержден перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. в котором указана должность старшего инспектора по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования(в ред. Приказа МВД России от 13.10.2014 N 877) (пункт 1 ). До 13.10.2014 года -старший инспектор по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции полка (батальона, рота, взвода, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.

В соответствии с настоящим Перечнем, сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 1 января 2009 года из расчета один месяц службы за полтора месяца.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному Приказом МВД России от 22 июня 2009 г. N 472, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам, замещающим должности, указанные в Перечне, осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185, определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Таким образом, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют как служебные обязанности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и, так и служебные обязанности должности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти, судебной коллегией на основании положений ст. 327.1 ГПК РФ, пп. 2 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» истребованы и обозревались в судебном заседании:

- служебные обязанности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти,

- служебные обязанности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти,

- положение об отдельном батальоне ДПС ГИБДД У МВД России по г. Тольятти,

- справка об исполнении ФИО2 функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

Представленные документы, судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.

Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств следует, что ФИО2 в процессе служебной деятельности осуществлял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4.2.2. служебных обязанностей как по должности старшего инспектора (по розыску) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автотранспортных средств отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и, так по должности старшего инспектора (по розыску) взвода (по обслуживанию контрольного поста полиции) отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г. Тольятти. Согласно справке заместителя командира батальона ( по работе с личным составом ) ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г. Тольятти от 10.09.2018 года, ФИО2 за период с 05.10.2012 г. по 13.10.2014 г. составлено 1165 административных материалов, за период с 13.10.2014 г. по 31.07.2015 г. составлено 586 административных материалов на нарушение Правил дорожного движения РФ.

В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика заявила, что не поддерживает доводы жалобы о том, что ФИО2 непосредственных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения не осуществлял.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании судебной коллегии о том, что отдельный батальон не входит в состав ГИБДД, являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.

Председательствующий

Судьи