ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1071/17 от 06.12.2017 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Тешелеева Д.А. Дело № 33-1071/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 06 декабря 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Матакаевой С.К.,

судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,

при секретаре судебного заседания Булгаровой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2017 года по иску АО «Курорты Северного Кавказа» к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике, ФИО1 об обязании устранить образовавшееся пересечение границ земельных участков путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка из государственного кадастра недвижимости.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., представителя истца АО «Курорты Северного Кавказа» - ФИО2, действующего на основании доверенности № 1062 от 17 октября 2016 года, объяснения ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности № 2 - 302 от 07 июня 2017 года, представителя третьего лица Администрации Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - ФИО4, действующей на основании доверенности № 01 - 2922 от 28 декабря 2016 года, представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике» - ФИО5, действующего на основании доверенности № 09/2017-02 от 02 августа 2017 года, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

АО «Курорты Северного Кавказа» обратилось в суд с иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР и ФИО1 об обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР устранить образовавшееся пересечение границ земельного участка с кадастровым

номером №...545 с земельным участком с кадастровым номером №...218 путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым номером №...218 из государственного кадастра недвижимости.

В обоснование иска указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 на территории Северо-Кавказского федерального округа созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер. Между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Карачаево-Черкесской Республики и администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики подписано соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Во исполнение ст. 7 ФЗ от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 05 октября 2009 года № 1107, п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 и дополнительного соглашения от 14 сентября 2011 года № С-735-ОС/Д25 был осуществлен комплекс работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №...545 площадью 113 070 кв.м., категория земель -земли сельскохозяйственного назначения и данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 14 июня 2012 года. Право собственности зарегистрировано за Зеленчукским муниципальным районом Карачаево-Черкесской Республики.

АО «Курорты Северного Кавказа», как управляющей компании, Министерством экономического развития Российской Федерации переданы полномочия на управление и распоряжение земельными участками, в том числе и указанным земельным участком, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности, с целью предоставления данных земельных участков в аренду резидентам ОЭЗ, либо использования земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры.

Земельный участок с кадастровым номером №...218 ФИО1 поставил на кадастровый учет 16 октября 2013 года

На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН, границы земельного участка с кадастровым номером №...545 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №...218, поставленным на кадастровый учет на основании заявления ФИО1, то есть фактически имеется наложение земельных участков друг на друга. В связи, с чем возникло незаконное ограничение права собственности администрации Зеленчукского муниципального района на земельный участок, делегированный АО «Курорты Северного Кавказа» в соответствии с Соглашением об управлении ОЭЗ.

В судебном заседании представители истца АО «Курорты Северного Кавказа» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение пояснили, что из схем расположения земельных участков администрации Зеленчукского муниципального района не следует, что в составе этих земель имеется и земельный участок из земель населенного пункта с. Архыз Зеленчукского района, каковым согласно постановлению главы Архызского сельского муниципального образования от <дата> является предоставленный ответчику ФИО1 в собственность земельный участок из земель населенного пункта в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 0,47 га. Земельный участок, переданный АО «Курорты Северного Кавказа», имеет особо охраняемые объекты на его территории и принадлежит на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району, поэтому эти два земельных участка никак не могут пересекаться, так как земельный участок, принадлежащий ФИО1, должен находиться в пределах границ Архызского сельского поселения, категория - земли населенного пункта села Архыз. Земельный участок с кадастровым номером №...545 изначально находился и находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, у ответчика другой кадастровый квартал - <данные изъяты>.

Представленный в суд ответчиком ФИО1 в подтверждение местоположения его земельного участка с кадастровым номером №...218 план, не отвечает признакам допустимости доказательств и не может являться надлежащим доказательством установления границ земельного участка, принадлежащего ФИО1 на местности.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ФИО4 в судебном заседании полностью поддержала иск по изложенным в нем основаниям, пояснив, что земельный участок ФИО1 не был включен администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в состав своих земель. ФИО1 было письменно разъяснено, что его земельный участок расположен в другом кадастровом квартале и не относится к землям сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признал и просил отказать в его удовлетворении. Пояснил, что его земельный участок, местоположение которого он хорошо знает, прошел межевание и в судебном порядке был поставлен на кадастровый учет. О том, что суд отменил решение, которым были удовлетворены его исковые требования, ему известно не было, и при повторном рассмотрении дела, он обязательно бы участвовал в суде и защищал свои права. Считает, что оснований для снятия его земельного участка с кадастрового учета не имеется, факт нахождения которого на указываемом им месте подтверждается имеющимся у него планом земельного участка. Он считает, что местоположение его земельного участка должна устанавливать администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, так как именно ее земельный участок незаконно был поставлен на кадастровый учет и не определено его фактическое местоположение.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО3 иск АО «Курорты Северного Кавказа» не признала, поддержав доводы своего доверителя. Пояснила, что земельный участок ФИО1 площадью 4700 кв.м. предоставлен ему из земель населенного пункта с. Архыз Зеленчукского района для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности ФИО1 на этот участок возникло в 2000 году. В 2012 - 2013 годах в упрощенном порядке на основании выписки из похозяйственной книги администрации Архызского СМО было зарегистрировано право собственности ФИО1 Для того, чтобы поставить на кадастровый учет земельный участок он провел его межевание, в том числе согласование границ земельного участка с основным собственником земельных участков, с которыми он граничит, в частности с Зеленчукским муниципальным районом. В межевом плане имеется печать Зеленчукского района и роспись соответствующего специалиста, уполномоченного на это. Нет ни одного судебного решения либо постановления компетентного органа, которое отменило право собственности ФИО1 на его земельный участок и согласование границ. Не оспорив право собственности ФИО1 на земельный участок, АО «Курорты Северного Кавказа» не может снять с учета его земельный участок. Считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Учитывая различные кадастровые номера, и, по сути, кадастровые кварталы которые не имеют совпадений, доказательств того, что земельный участок находится в одном и том же месте, истцом не представлено. Восстановление нарушенного права ранее вынесенным судебным решением, а именно поворот исполнения решения в рамках этого дела невозможен, поскольку данный земельный участок восстановлен на кадастровом учете.

По настоящему делу, на основании определения Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июня 2017 года была произведена замена ненадлежащего ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республики на надлежащего Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.

В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике и представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора администрации ФИО6 Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, не явились, о причинах неявки суд не известили.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2017 года исковые требования АО «Курорты Северного Кавказа» удовлетворены.

На данное решение ответчиком ФИО1 принесена апелляционная жалоба с просьбой об отмене указанного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Он является обладателем зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером №...218 в границах, согласно межевого плана и его фактическим владельцем. Этот же земельный участок включен в земельный участок с кадастровым номером №...545 и в 2012 году зарегистрировано право собственности за администрацией Зеленчукского муниципального района, несмотря на то, что администрация Зеленчукского муниципального района в 2000 году сама согласовала схему расположения его земельного участка, а в 2013 году подписала акт согласования его границ. При этом, остается открытым вопрос - как земли населенных пунктов были переданы в особую экономическую зону, что является недопустимым. На спорном земельном участке находится только его имущество, никакого имущества, принадлежащего администрации Зеленчукского муниципального района либо АО «Курорты Северного Кавказа» нет, при этом он исправно ежегодно платит налоги. Границы земельного участка, принадлежащего администрации Зеленчукского муниципального района были сформированы неправильно, с нарушением требований законодательства и в отсутствие правовых оснований были включены в состав земельного участка муниципальной собственности при его формировании, несмотря на то, что именно с согласия администрации Зеленчукского муниципального района указанный участок был передан ему еще в 2000 году, что подтверждается утвержденным планом-схемой земельного участка. По его мнению, истец пошел по пути наименьшего сопротивления, требуя снять с учета земельный участок с кадастровым номером №...218, не оспаривая законности как постановки на кадастровый учет, так и законности предоставления данного земельного участка ему. То обстоятельство, что решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июня 2013 года, которым удовлетворены его исковые требования, отменено по вновь открывшимся обстоятельствам определением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05 ноября 2013 года, а впоследствии его иск оставлен без рассмотрения, не может служить в качестве основания для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №...218. Так, определением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05 ноября 2013 года отменено решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июня 2013 года по иску ФИО1 к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным кадастрового паспорта на земельный участок. Определения об исправлении описки в материалах дела не имеется. Также выражает свое несогласие с отказом суда в удовлетворении ходатайства о вызове в суд свидетелей - бывших работников администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, которые присутствовали при межевании его земельного участка, и ходатайства об отложении судебного заседания для предоставления сведений, подтверждающих, что спорные земельные участки находятся в одном кадастровом квартале.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ФИО1 - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца АО «Курорты Северного Кавказа» - ФИО2 с требованиями апелляционной жалобы ответчика ФИО1 не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель ФИО3 поддержали требования апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить, решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - ФИО4, полагала, что решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике» - ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что с 01 января 2017 года вопросы исполнения настоящего решения переданы Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, которое и привлечено в качестве надлежащего ответчика по делу, в связи с чем разрешение исковых требований АО «Курорты Северного Кавказа» оставил на усмотрение судебной коллегии.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, извещенный надлежащим судебным извещением, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил и о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 на территории Северо-Кавказского федерального округа созданы Особо экономические зоны (далее ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер.

Согласно ст. 7 ФЗ от 22 июля 2005 года № 116 - ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Указу Президента Российской Федерации от 05 октября 2009 года № 1107 Управление ОЭЗ возложено на Министерство экономического развития Российской Федерации.

Между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Карачаево-Черкесской Республики и администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики подписано соглашение о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19 января 2011 года №С-8-ОС/Д25.

В силу ст. 8 ФЗ № 116 - ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации для осуществления своих функций по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории, а также по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию.

Во исполнение п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 с целью передачи полномочий по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и прилегающих к ней территориях, а также управления указанными объектами, учреждено АО «Курорты Северного Кавказа».

Дополнительным соглашением от 14 сентября 2011 года № С-735-ОС/Д 25 к Соглашению о создании ОЭЗ определен комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и порядок их финансирования.

Так, разделом 4 Комплекса мероприятий установлено, что АО «Курорты Северного Кавказа» совместно с Правительством Карачаево-Черкесской Республики, администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики осуществляют комплекс мероприятий. В том числе по оформлению земельно-имущественных отношений, мероприятий по межеванию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет.

Во исполнение указанных нормативно-правовых актов и Соглашения о создании ОЭЗ АО «Курорты Северного Кавказа» был осуществлен комплекс работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №...545, площадью 113070 кв.м., категория земель — земли сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 14 июня 2012 года, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 15 июня 2012 года №.... Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Зеленчукским муниципальным районом Карачаево-Черкесской Республики, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16 августа 2012 года №....

В соответствии с п. 2.5 Соглашения о создании ОЭЗ Правительство Карачаево-Черкесской Республики совместно с администрацией Зеленчукского муниципального района на основании ч. 4 ст. 6 ФЗ № 116 -ФЗ делегирует (передает) Министерству экономического развития Российской Федерации на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности в границах ОЭЗ.

Согласно Дополнительному соглашению от 16 апреля 2013 года № С -735-ОС/Д14 к Соглашению о создании ОЭЗ администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики делегировала Минэкономразвития России свои полномочия по Управлению и распоряжению земельными участками, включенными в границы ОЭЗ, в том числе земельным участком, с кадастровым номером №...545 площадью 113070 кв.м.

ФИО1 полагая, что его земельный участок пересекается с земельным участком истца, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительной постановку на государственный кадастровый учет, земельного участка площадью 113 170 кв.м. с кадастровым номером №...545, снятии данного земельного участка с кадастрового учета и признании недействительным зарегистрированного права на него за Зеленчукским муниципальным районом Карачаево-Черкесской Республики и 19 июня 2013 года Зеленчукским районным судом Карачаево-Черкесской Республики было вынесено решение об удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании указанного решения 11 октября 2013 года земельный участок с кадастровым номером №...545 был снят ФГБУ «ФКП Росреестра» по Карачаево-Черкесской Республике с кадастрового учета.

В связи с тем, что в дальнейшем, определением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05 ноября 2013 года решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июня 2013 года отменено, 13 января 2014 года информация о земельном участке с кадастровым номером №...545 была восстановлена в государственном кадастре недвижимости.

Определением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 февраля 2014 года исковое заявление ФИО1 к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительной постановку на государственный кадастровый учет, земельного участка площадью 113 170 кв.м. с кадастровым номером №...545, снятии данного земельного участка с кадастрового учета и признании недействительным зарегистрированного права на него за Зеленчукским муниципальным районом Карачаево-Черкесской Республики оставлено без рассмотрения.

16 октября 2013 года земельный участок с кадастровым номером №...218, принадлежащий ФИО1, был поставлен на кадастровый учет.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике допустило нарушение прав АО «Курорты Северного Кавказа» заключающиеся в создании препятствий в управлении и распоряжении земельным участком с кадастровым номером №...545.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции в части того, что АО «Курорты Северного Кавказа» созданы препятствия в управлении и распоряжении земельным участком с кадастровым номером №...545, чем были нарушены их права, соглашается. В части вывода суда об удовлетворении требований к ответчику ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, в том числе и договором аренды (ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела следует, что 14 июня 2012 года земельный участок, принадлежащий на праве собственности администрации Зеленчукского муниципального района право управления и распоряжения на который делегировано АО «Курорты Северного Кавказа» был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №...545, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 15 июня 2012 года №....

16 августа 2012 года, Зеленчукскому муниципальному району Карачаево-Черкесской Республики выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 113070 кв.м. (том. 1, л.д. 43).

Местоположение выделенного истцу АО «Курорты Северного Кавказа» земельного участка определено межевым планом от 30 апреля 2013 года (том 2, л.д. 37- 64), схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №...545 (том 2, л.д. 65 - 72), сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости, описанием местоположения земельного участка, а также чертежом (том 1, л.д. 5- 52).

Ответчику на основании постановления Главы Архызского сельского муниципального образования № 52 от 29 октября 2000 года «О предоставлении земельного участка в собственность ФИО1» (том 2, л.д. 12) предоставлен в собственность земельный участок из земель населенного пункта, расположенный в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0, 47 га и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 24 сентября 2012 года (том 2, л.д. 9). 16 октября 2013 года земельный участок с кадастровым номером №...218, принадлежащий ФИО1, был поставлен на кадастровый учет.

Местоположение выделенного ответчику ФИО1 земельного участка определено планом на земельный участок, передаваемого в собственность (том. 2, л.д. 11), межевым планом (том. 2, л.д. 16 - 23) и актом согласования местоположения границы земельного участка (том. 2, л.д. 24).

На момент предоставления Архызским сельским муниципальным образованием в 2000 году земельного участка ФИО1, действовал Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы», которым определен был порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы» установлено, что земельные участки предоставляются местными администрациями, путем выдачи соответствующих решений, принятых на основании заявлений граждан или юридических лиц. Обязательным приложением к решению должен быть чертеж границ земельного участка, выдаваемый соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. При отсутствии такого чертежа, указанный орган в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю производит оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка.

В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). В числе прочего, межевание включает определение площади и составление чертежа границ земельного участка (п. 2).

Данные о границах и площади земельного участка, в соответствии с п. 12.1 Инструкции отражаются в чертеже границ участка, который вместе с актом согласования границ, в соответствии с п. 16.1. названной Инструкции, хранится в межевом деле, имеющем постоянный срок хранения (п. 16.2).

Как установлено в суде, земельный участок с кадастровым номером №...545 был поставлен на государственный кадастровый учет 14 июня 2012 года, границы участка имеют характерные точки на местности и установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Зеленчукским муниципальным районом Карачаево-Черкесской Республики 16 августа 2012 года. К свидетельству о праве собственности имеется приложение в виде сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, описания местоположении земельного участка и чертеж. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №...218 зарегистрировано 24 сентября 2012 года, после отмены решения Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики суда от 19 июня 2013 года. Границы земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации не определены, поворотные точки привязки земельного участка к какой – либо территории не установлены, из чего следует, что определить месторасположение земельного участка на местности не имеется возможности. Чертеж отсутствует.

Свидетель К. в суде апелляционной инстанции пояснил, что в 2000 году он работал ведущим специалистом отдела по земельным ресурсам, отдела земельных отношений администрации Зеленчукского муниципального района. Он в составе комиссии выезжал на место и земельный участок ФИО1 был отведен на основании схемы. Чертеж не составлялся, имеется только схема.

Таким образом, при исследовании представленных доказательств, в суде был установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером №...545 и земельного участка с кадастровым номером №...218 принадлежащего ФИО1, что подтверждается сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, также данный факт подтвердил сам ответчик ФИО1 ранее при обращении в суд с исковым заявлением о признании недействительной государственную регистрацию земельного участка с кадастровым номером №...545 и не оспаривал в суде апелляционной инстанции.

Из ответа «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР № 1423 от 23 августа 2016 года следует, что 11 октября 2013 года по решению Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики земельному участку с кадастровым номером №...545 был присвоен статус «архивный». 16 октября 2013 года были удостоверены по заявлению о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №...218, в результате которого уточнились его границы. На основании определения Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2014 года земельный участок с кадастровым номером №...545 был восстановлен (с пересечением).

Ответчик ФИО1, оспаривая местоположение земельного участка с кадастровым номером №...545, не представил суду доказательств, подтверждающих местоположение своего земельного участка с кадастровым номером №...218, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ответа № 01-1842 от 16 августа 2017 года границы с. Архыз не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Согласование указанных границ с администрацией Зеленчукского муниципального района отсутствует. В настоящее время администрацией Зеленчукского муниципального района переданы все необходимые материалы в ООО «<данные изъяты>» для разработки документации по установлению координатных описаний границ населенных пунктов Зеленчукского муниципального района.

При таких обстоятельствах, поскольку межевание земельного участка с кадастровым номером №...218 и постановка его на кадастровый учет была произведена уже после того, как был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №...545, то результаты межевания и внесенные на основании их сведения о границах (координатах) земельного участка с кадастровым номером №...218 нельзя признать действительными и соответствующими требованиям законодательства.

Установив вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования АО «Курорты Северного Кавказа» подлежат удовлетворению.

При этом судебная коллегия не соглашается с выводом суда об удовлетворении требований АО «Курорты Северного Кавказа» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР об обязании снять земельный участок №...218 общей площадью 4 700 кв.м. с учета в государственном кадастре недвижимости, поскольку судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено, что на основании определения от 19 июня 2017 года уже была произведена замена ответчика по настоящему делу на надлежащего - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.

Таким образом, поскольку на основании Положения об Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (приложение № 9 к приказу Росреестра от 23 января 2017 года № П/0027 полномочия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР были переданы Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, то требования АО «Курорты Северного Кавказа» об обязании устранить имеющееся пересечение границ земельных участков с кадастровым номером №...218 и кадастровым номером №...545, путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым номером №...218 из государственного кадастра недвижимости, подлежат удовлетворению к надлежащему ответчику. При таких обстоятельствах, истцу по делу будут восстановлены нарушенные его права и законные интересы.

Данные обстоятельства не свидетельствуют о лишении ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером №...218, расположенный по адресу: <адрес>.

Довод жалобы о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, не основан на законе в силу следующего.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правонарушений, (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 ч. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права и других вещных прав» в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Как установлено, право собственности Зеленчукского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером №...545 подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а право истца на владение указанным земельным участком подтверждается вышеуказанными документами.

Из-за пересечения земельного участка с кадастровым номером №...545 с земельным участком с кадастровым номером №...218 возникло незаконное ограничение права собственности администрации Зеленчукского муниципального района на земельный участок, а также ограничение права по управлению и распоряжению земельным участком, делегированным АО «Курорты Северного Кавказа» в соответствии с Соглашением об управлении ОЭЗ.

В данном случае, с учетом указанных выше норм права, спор об устранении пересечения границ земельных участков истца и ответчика, путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым номером №...218 из государственного кадастра недвижимости разрешен с выполнением предусмотренных процессуальным законодательством задач гражданского судопроизводства.

В настоящем деле, фактически определив пересечение границ спорного земельного участка с границами земельного участка истца, суд первой инстанции правильно разрешил возникший между сторонами спор, поскольку возникло незаконное ограничение права собственности администрации Зеленчукского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером №...545, а также ограничение права по управлению и распоряжению указанным земельным участком АО «Курорты Северного Кавказа» в соответствии с Соглашением об управлении ОЭЗ. Между тем, судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено, что по делу произведена замена ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР на Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2017 года подлежит отмене, и по делу необходимо вынесение нового решения об удовлетворении исковых требований АО «Курорты Северного Кавказа» к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, ФИО1 об обязании устранить образовавшееся пересечение границ земельных участков путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка из государственного кадастра недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2017 года по иску АО «Курорты Северного Кавказа» к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР, ФИО1 об обязании устранить образовавшееся пересечение границ земельных участков путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка из государственного кадастра недвижимости отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования АО «Курорты Северного Кавказа» к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, ФИО1 об обязании устранить образовавшееся пересечение границ земельных участков путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка из государственного кадастра недвижимости удовлетворить.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике устранить образовавшееся пересечение границ земельных участков с кадастровым номером №...218 и кадастровым номером №...545, путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым номером №...218 из государственного кадастра недвижимости.

Взыскать с ФИО1 в пользу АО «Курорты Северного Кавказа» 6 000 (шесть тысяч) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Председательствующий

Судьи: