ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2019 года по делу N 33-10726/19
Судья: Соломенцева Е.А.
4 сентября 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Олейниковой В.В.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 21 мая 2019 года, которым:
вышеуказанные исковые требования ФИО1 были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области – ФИО2 на доводы жалобы
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Среднеахтубинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в обоснование требований указав на то, что решением ответчика № 190000002681/782519/18 от 14 февраля 2019 года ей было отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия специального стажа 25 лет. При этом, в её специальный стаж не были включены периоды работы: с 01.09.1994 г. по 05.10.1994 г., с 09.10.1994 г. по 09.10.1994 г., с 11.10.1994 г. по 22.01.1996 г., с 31.01.1996 г. по 20.07.1998 г., с 14.11.1999 г. по 01.03.2000 г. - в должности учителя начальных классов Волгоградской школы-центра медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха, с 07.09.1992 г. по 06.10.1992г., 11.01.1993 г. по 29.01.1993 г., 28.05.1993 г. по 29.06.1993 г., 17.01.1994 г. по 08.02.1994 г., с 30.05.1994 г. по 30.06.1994 г. - дни учебных отпусков, с 27.10.2003 г. по 31.10.2003 г., с 22.03.2004 г. по 02.04.2004 г., 21.04.2008 г. по 25.10.2008 г., с 09.12.2008 г. по 11.12.2008 г., с 10.12.2012 г. по 20.12.2012 г., с 14.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 10.04.2017 г. по 15.04.2017 г., с 15.05.2017 г. по 20.05.2017 г. - дни нахождения на курсах повышения квалификации.
По её мнению, решение ответчика является незаконным, в связи с чем истец просила суд: признать незаконным решение УПФР в Среднеахтубинском районе Волгоградской области № 190000002681/782519/18 от 14 февраля 2019 года; возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж вышеуказанных периодов работы; назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, назначается независимо от их возраста при наличии стажа такой работы не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частями 2 - 5 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Список № 781), предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют учителя, работающие в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище (пункт 1.5); в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центрах диагностики и консультирования; центрах психолого-медико-социального сопровождения; центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центрах социально-трудовой адаптации и профориентации; центрах лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют учителя, работающие в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах диагностики и консультирования, центрах психолого-медико-социального сопровождения, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центрах социально-трудовой адаптации и профориентации, центрах лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данный список применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют учителя, работающие в детских дошкольных учреждениях всех типов, школах, внешкольных учреждениях. Данный список применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в период с 1 сентября 1994 года по 1 марта 2000 года работала в должности учителя школы-интерната глухих детей. Образовательное учреждение, в котором осуществляла педагогическую деятельность, неоднократно подлежало переименованию.
Так, постановлением администрации Советского района от 24 августа 1994 года № 499 школа-интернат глухих детей была переименована в школу-центр медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха.
Приказом управления образования администрации г. Волгограда от 30 декабря 1999 года № 375 школа-центр медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха была переименована в муниципальное образовательное учреждение специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 7 первого вида Советского района г.Волгограда.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 19 декабря 2005 года № 1315 муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 первого вида Советского района г.Волгограда переименована в государственное образовательное учреждение «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого вида № 7».
Приказом комитета по образованию администрации Волгоградской области от 4 июня 2009 года № 1313 государственное образовательное учреждение «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого вида № 7» переименована в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого и второго вида № 7».
Постановлением администрации Волгоградской области от 21 ноября 2011 года № 719-п «Об изменении типа государственных образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию и науке администрации Волгоградской области» государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого и второго вида №7» переименовано в государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого и второго вида № 7».
Постановлением администрации Волгоградской области от 22 апреля 2015 года №201-п «О переименовании государственных образовательных учреждений, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области» государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого и второго вида № 7» переименовано в государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа- интернат № 7».
При этом, согласно справке ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7» комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области о переименовании учреждения № 01-15/117 от 21 марта 2019 года с момента существования данного образовательного учреждения, включая период с 1 сентября 1994 года по 20 марта 2000 года, структура, содержание, учебный план и штатное расписание, должностные инструкции не менялись.
Согласно уставу муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 7, учреждение создано в целях реализации общеобразовательных начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования для глухих детей. Школа интернат относится к учреждениям Министерства образования Российской Федерации
Переименование учреждения не изменило его цели и задачи, а также функциональные обязанности истца.
Из справки, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной ГОУ «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 7» от 30 ноября 2018 года следует, что ФИО1 работала полный рабочий день в должности учителя с 1 сентября 1994 года по 5 октября 1994 года, 9 октября 1994 года, с 11 октября 1994 года по 22 января 1996 года, с 31 января 1996 года по 20 июля 1998 года, с 14 ноября 1999 года по 1 марта 2000 года, выполняя норму рабочего времени педагогической и учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж педагогической деятельности вышеуказанных периодов работы в должности учителя начальных классов Волгоградской школы-центра медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в спорные периоды истец выполняла одну и ту же трудовую функцию в качестве учителя в одном и том же образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, имея необходимую педагогическую нагрузку. Должностные обязанности истца в связи с переименованиями указанного выше учреждения не изменялись, происходило лишь переименование учреждения без изменения его целей, задач и направления деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, школа- центр медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха не поименована Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, убедительными к отмене решения суда не являются по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации издан Приказ от 24 сентября 2015 года № 661н, согласно которому по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена, в том числе, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Вышеуказанный приказ является подзаконным нормативным актом, а потому не может служить основанием для лишения (ограничения) гражданина в правах, предусмотренных нормативным актом федерального уровня, - в рассматриваемом случае в пенсионных правах ФИО1, предусмотренных п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указания в апелляционной жалобе на отсутствие в имеющихся о работе истца сведениях в системе обязательного пенсионного страхования льготного кода работы за спорные периоды времени, не состоятельны.
Действительно, в силу п. 2 ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность представлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Статья 14 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает обязанности застрахованного лица, работающего по трудовому договору, осуществлять контроль за представлением работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд.
Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Поскольку истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, то его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом.
Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда относительно спорного периода работы не должно влечь для истца неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом положений ст. 187 ТК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в специальный стаж ФИО1 подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках: с 7 сентября 1992 года по 6 октября 1992 года, с 11 января 1993 года по 29 января 1993 года, с 28 мая 1993 года по 29 июня 1993 года, с 17 января 1994 года по 8 февраля 1994 года, с 30 мая 1994 года по 30 июня 1994 года (дни учебных отпусков); с 27 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 22 марта 2004 года по 2 апреля 2004 года, с 21 апреля 2008 года по 25 октября 2008 года, с 9 декабря 2008 года по 11 декабря 2008 года, с 10 декабря 2012 года по 20 декабря 2012 года, с 14 февраля 2013 года по 15 февраля 2013 года, с 10 апреля 2017 года по 15 апреля 2017 года, с 15 мая 2017 года по 20 мая 2017 года (дни нахождения на курсах повышения квалификации).
Удовлетворяя вышеуказанные исковые требования истца, суд первой инстанции правомерно сослался на то, что в периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации и учебных отпусках она продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации и учебные отпуска она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утверждённые постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 515 о том, что курсы повышения квалификации и учебные отпуска не подлежат включению в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 21 мая 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на досрочное назначение пенсии по старости - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Среднеахтубинском районе Волгоградской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –