ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10729 от 23.10.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Маслова И.И.

Докладчик: Сучкова И.А. Дело № 33-10729

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«23» октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Строгановой Г.В.,

судей: Сучковой И.А., Рыжониной Т.Н.,

при участи прокурора: Баранова А.В.

при секретаре: Крюковой Е.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России, ФСИН России, ФКУ ОУХД ИК-4 Илюшкиной О.Н., действующей на основании доверенностей от 05.02.2018, от 02.02.2018, от 06.02.2018,

на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2018

по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области (далее ИК-4), ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.

28.04.2018 года в адрес начальника ФКУ ОУХД ИК-4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Однако до настоящего времени выявленные нарушения федерального законодательства не устранены.

Так, работодателем не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, содержащихся за счет доходов средств от приносящей доход деятельности: вальщик леса (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; чокеровщик лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; раскряжевщик лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (лесозаготовительный участок) - 2 рабочих места; станочник деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (пекарня) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (швейный цех) - 2 рабочих места; рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок) -1 рабочее место; подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) - 4 рабочих места.

Также не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, содержащиеся за счет сметы уголовно-исполнительной системы: повар (столовая) - 2 рабочих места; пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; машинист-кочегар котельной (котельная) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (котельная) - 2 рабочих места; рабочий по обслуживанию бани (баня-прачечная) - 1 рабочее место; машинист по стирке и ремонту спецодежды (баня-прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня- прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов (КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) -1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) -1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 2 рабочих места; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

При обстоятельствах, установленных в результате проверки, труд осужденных, привлекаемых к работам в ФКУ ОУХД ИК-4, не является безопасным, что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на охрану жизни и здоровья граждан.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава учреждения, ФКУ ОУХД ИК-4 является исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 2.5.1 Устава, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду.

Согласно подпунктам 25, 55, 56 пункта 11 раздела 3 «Положения о главном правлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005 (далее - Положение о ГУФСИН), в компетенцию ГУ ФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.

В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета - является ФСИН России, на которую и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В соответствии с подпунктом 1.7 Устава ФКУ ОУХД ИК-4 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания следственных изоляторов других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.

Просит обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, а именно, для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: вальщик леса (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; чокеровщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; раскряжевщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (лесозаготовительный участок) - 2 рабочих места; станочник (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (пекарня) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (швейный цех) - 2 рабочих места; рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) - 4 рабочих места; повар (столовая) - 2 рабочих места; пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) – 1 рабочее место; машинист-кочегар котельной (котельная) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (котельная) - 2 рабочих места; рабочий по обслуживанию бани (баня- прачечная) – 1 рабочее место; машинист по стирке и ремонту спецодежды (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов (КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) - 1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) - 1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 2 рабочих места; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: вальщик леса (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; чокеровщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; раскряжевщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (лесозаготовительный участок) - 2 рабочих места; станочник (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (пекарня) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (швейный цех) - 2 рабочих места; рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок) -1 рабочее место; подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) - 4 рабочих места; повар (столовая) - 2 рабочих места; пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; машинист-кочегар котельной (котельная) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (котельная) - 2 рабочих места; рабочий по обслуживанию бани (баня-прачечная) - 1 рабочее место; машинист по стирке и ремонту спецодежды (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов -КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) - 1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) - 1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 2 рабочих места; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

Обязать ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения федерального законодательства об охране труда, провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: вальщик леса (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; чокеровщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; раскряжевщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (лесозаготовительный участок) - 2 рабочих места; станочник (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (пекарня) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (швейный цех) - 2 рабочих места; рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок) -1 рабочее место; подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) - 4 рабочих места; повар (столовая) - 2 рабочих места; пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; машинист-кочегар котельной (котельная) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (котельная) - 2 рабочих места; рабочий по обслуживанию бани (баня- прачечная) - 1 рабочее место; машинист по стирке и ремонту спецодежды (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) – 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов -КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) - 1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) - 1 рабочее место; уборщик территории (КБО) -2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 2 рабочих места; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

Определением Таштагольского городского суда от 26.07.2018 года производство по делу в части исковых требований истца об обязывании к ответчикам проведения специальной оценки условий труда 25 рабочих мест: вальщик леса (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место, чокеровщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место, раскряжевщик (лесозаготовительный участок) - 1 рабочее место, подсобный рабочий (лесозаготовительный участок) - 2 рабочих места, станочник (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок) - 2 рабочих места, подсобный рабочий (пекарня) - 1 рабочее место, подсобный рабочий (швейный цех) - 2 рабочих места, рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок) -1 рабочее место, подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) -4 рабочих места, повар (столовая) - 2 рабочих места, машинист-кочегар котельной (котельная) - 2 рабочих места, подсобный рабочий (котельная) - 2 рабочих места, машинист по стирке и ремонту специальной одежды (баня-прачечная) - 1 рабочее место, подсобный рабочий (КБО) - 1 рабочее место прекращено.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чебанов Н.А. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ФКУ ОУХД «Исправительная колония № 4» ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России Плюшкина О.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала.

Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2018 постановлено: «Исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, удовлетворить.

Обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУ ФСИН России по Кемеровской области, для устранения нарушений трудового законодательства, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; рабочий по обслуживанию бани (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов -КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) -1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) -1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 1 рабочее место; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; рабочий по обслуживанию бани (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов -КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) -1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) -1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 1 рабочее место; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места.

Обязать ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения федерального законодательства об охране труда, провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: пекарь (столовая) - 1 рабочее место; кухонный рабочий (столовая) - 2 рабочих места; подсобный рабочий (столовая) - 1 рабочее место; рабочий по обслуживанию бани (баня- прачечная) - 1 рабочее место; гладильщик (баня-прачечная) - 1 рабочее место; парикмахер (баня-прачечная) - 1 рабочее место; уборщик территории (гараж) - 1 рабочее место; дневальный (отряд) - 2 рабочих места; уборщик территории (отряд) - 2 рабочих места; чистильщик канализационных тоннелей и каналов -КБО) - 1 рабочее место; возчик (КБО) -1 рабочее место; уборщик производственных и служебных помещений (КБО) -1 рабочее место; уборщик территории (КБО) - 2 рабочих места; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (КБО) - 1 рабочее место; подсобный рабочий (КБО) - 1 рабочее место; электросварщик ручной сварки (КБО) - 2 рабочих места».

В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН России, ФСИН России, ФКУ ОУХД ИК-4 Илюшкина О.Н. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что устранить нарушения, выявленные прокурором, за счет собственных средств не представляется возможным, так как ФКУ ИК-4 является федеральным казенным учреждением, финансирующимся из федерального бюджета.

ФСИН России не имеет возможности выделить денежные средства на финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения специальной оценки в ФКУ ИК-4 в связи с тем, что на 2018 года бюджет уже сформирован, а федеральный бюджет на следующий финансовый год формируется в конце предыдущего года, соответственно, отсутствуют денежные средства для исполнения решения суда.

На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, Чебановым Н.А. принесены возражения.

В заседании апелляционной инстанции прокурор полагает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщил о причинах неявки в судебное заседание, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327, п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 2 ст. 7, ст. 37 Конституции Российской Федерации труд людей охраняется. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с п. 1.1 Устава учреждения ФКУ ОУХД ИК-4 является исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

На основании п. 2.5.1 Устава учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

На основании указанной выше нормы и ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Подпунктами 25, 55, 56 п. 11 раздела 3 «Положения о главном правлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005 (далее - Положение о ГУ ФСИН) в компетенцию ГУФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, (финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.

Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение ФСИН России).

В соответствии с п. 1 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

На основании п. 5 Положения, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В силу п. 3, 7 Положения, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, - также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области, в апреле 2018 года выявлены различные нарушения трудового законодательства.

Несмотря на то, что ФКУ ОУХД ИК-4 приняты меры направленные на выделение денежных средств на бюджетные рабочие места, для проведения специальной оценки условий труда в ИК- 4, о чем свидетельствуют заявления начальника ФКУ ОУХД ИК- 4 в адрес начальника ИООС и ТБ ГУФСИН России по Кемеровской области, до настоящего времени проведена специальная оценка условий труда 25 рабочих мест, а именно:

вальщик леса (лесозаготовительный участок)-1 рабочее место, чокеровщик (лесозаготовительный участок)-1 рабочее место, раскряжевщик (лесозаготовительный участок)-1 рабочее место, подсобный рабочий (лесозаготовительный участок)-2 рабочих места, станочник (деревообрабатывающий участок)-2 рабочих места; подсобный рабочий (деревообрабатывающий участок)-2 рабочих места, подсобный рабочий (пекарня)-1 рабочее место, подсобный рабочий (швейный цех)-2 рабочих места, рабочий по уходу за животными (учебно-производственный участок)- 1 рабочее место, подсобный рабочий (оказание услуг рабочей силы) -4 рабочих места, повар (столовая)-2 рабочих места, машинист-кочегар котельной (котельная)-2 рабочих места, подсобный рабочий (котельная)- 2 рабочих места, машинист по стирке и ремонту спец. одежды (баня- прачечная)-рабочее место, подсобный рабочий (КБО)-1 рабочее место.

28.04.2018 года в адрес начальника ФКУ ОУХД ИК-4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Однако, до настоящего времени, выявленные нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме.

Принимая во внимание, изложенное, суд полагает, что ответчиков ФКУ ОУХД ИК-4, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России необходимо обязать устранить нарушения трудового законодательства, провести специальную оценку условий труда, так как неисполнение требований федерального законодательства о труде влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ОУХД ИК-4, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку они согласуются с подлежащими применению нормами права, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании собранных по делу доказательств.

Не может повлечь отмену решения суда указание в жалобе на невозможность устранения выявленных нарушений за счет собственных средств, так как ФКУ ИК-4 является федеральным казенным учреждением, финансирующимся из федерального бюджета. При этом ФСИН России не имеет возможности выделить денежные средства на финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения специальной оценки в ФКУ ИК-4 в связи с тем, что на 2018 года бюджет уже сформирован, а федеральный бюджет на следующий финансовый год формируется в конце предыдущего года, соответственно, отсутствуют денежные средства для исполнения решения суда.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 51.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственны изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.

Согласно п. 21 главы III Положения, одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.

При указанных обстоятельствах, отсутствие финансирования не может повлечь отмену вынесенного судебного постановления, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности устранить нарушения трудового законодательства.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалованной части. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка.

Доводов, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда, жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУФСИН России, ФСИН России, ФКУ ОУХД ИК-4 Илюшкиной О.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.В. Строганова

Судьи: И.А. Сучкова

Т.Н. Рыжонина