ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1072/14 от 07.04.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

 Судья Жадан А.Г.                  Дело № 33-1072/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Якутск                                      07 апреля 2014г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Ивановой М.Н.

 при секретаре Афанасьевой А.А.

 с участием прокурора Рязанской А.Д.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Усть-Янского районного суда от 13 февраля 2014 года по делу по заявлению Прокурора Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «пос. Чокурдах» о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства, которым

 постановлено:

 Обязать администрацию МО «пос. Чокурдах» Аллаиховского района разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в срок до 01 мая 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Аллаиховского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «пос. Чокурдах» о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства, указывая о том, что в нарушение требований действующего законодательства такая программа не принята, средств на поддержку и развития предпринимательства в бюджете ответчика не предусмотрено, чем нарушаются права лиц, проживающих на территории муниципального образования, на реализацию своих прав в сфере малого и среднего бизнеса. Просил суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства путем разработки и принятия муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей в срок до 01 мая 2014г.

 Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиком. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Считает, что судом не учтена нецелесообразность разработки программы муниципальным образованием с учетом его особенностей, малочисленности населения и при обстоятельствах, когда имеется улусная программа МР «Аллаиховский улус (район)» для развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, требование прокурора считает нарушением принципа разделения властей.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

 В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

 В соответствии с ч.5 ст.3 данного Закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность, в том числе, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В ст.11 данного Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

 Согласно п.28 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

 Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ).

 Согласно ст.19 Закона РС(Я) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РС(Я) муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

 Согласно п.28 ч.1 ст.5 Устава МО «пос. Чокурдах» Аллаиховского улуса к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

 Судом установлено, что МО «пос. Чокурдах» Аллаиховского улуса не разработана и не принята муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, денежные средства на поддержку и развитие предпринимательства в бюджете не заложены, что является нарушением положений Федеральных законов "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Тем самым установлено неправомерное бездействие ответчика, поскольку не исполняются полномочия по формированию и разработке муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

 Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что действующее законодательство устанавливает обязанность органов местного самоуправления разрабатывать и осуществлять программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывать им поддержку. Данная обязанность также предусмотрена Уставом ответчика.

 При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление, поскольку непринятие мер по разработке муниципальной программы нарушает права и законные интересы населения поселения на реализацию прав субъектов предпринимательской деятельности, гарантированных федеральным законодательством.

 Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

 Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы о нарушении принципа разделения властей подлежат отклонению. В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

 Ссылка в жалобе на нецелесообразность разработки и принятия данной программы в связи с наличием улусной программы МР «Аллаиховский улус (район)» для развития малого и среднего предпринимательства, действующей на всей территории муниципального района, не может быть принята во внимание. Разрешение вопроса целесообразности разработки и принятия программы в полномочия суда не входит при обстоятельствах, когда в силу закона полномочия органа местного самоуправления в указанной сфере деятельности должны быть реализованы в обязательном порядке.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА

 Решение Усть-Янского районного суда от 13 февраля 2014 года по делу по заявлению Прокурора Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «пос. Чокурдах» о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий                    Ноева В.В.

 Судьи                                Дьяконова З.С.

 Иванова М.Н.